При типологизации ОЭЗ качестве классификационного признака принимают различные критерии. По сектору экономики можно выделить торговые, производственные и оказывающие услуги экономические зоны; по специализации хозяйственной деятельности - торговые, производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные экономические зоны; по видам льгот - налоговые, экспортные и импортные зоны; по стимулам - зоны с упрощенной регистрацией фирмы, ускоренной амортизацией основных фондов и другие.
Мировая история развития ОЭЗ показывает, что с точки зрения доминирующего сектора экономики, они претерпели эволюцию от торговли товарами до сборки продукции и оказания услуг. Простейшие формы зон первого поколения появились еще в XVI веке, в 1547 г. Ливорно (в итальянской области Тоскана) был объявлен городом свободной торговли. К этому же типу относятся зоны свободной торговли, в пределах которых освобождены таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров. Они сейчас имеются во многих странах, но более всего распространены в индустриальных странах.
Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон. В развивающихся странах в 1960-х годах возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта за счет притока иностранных капиталов, поэтому свободные зоны стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Современная модель промышленно-производственные зоны берет начало от ирландского аэропорта «Шеннон» созданной в 1959 г. В аэропорте на площади 15 га была создана промышленно-производственная зона с целью организации 300 новых рабочих мест, через 15 лет их там насчитывалось 23000 рабочих мест. Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных азиатских странах.
В 1970‒80-е годы образовались технико-внедренческие зоны третьего поколения. Они создаются специально при государственной поддержке вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные компании. Самый известный в мире технопарк «Силиконовая долина» (в США) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников.
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом для организаций, оказывающих различные финансово-экономические услуги. Они привлекают предпринимателей благоприятным валютнофинансовым, фискальным режимами, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Сервисные зоны офшорного типа функционируют в Лихтенштейне, Панаме, Нормандских островах, на острове Мэн, Антильских островах, Мадейре, Либерии, Ирландии, Швейцарии и в других малых государственных образованиях. Офшорные зоны оцениваются специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что офшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных» денег и разного рода банковских афер.
Сравнительно недавно, в 1980-х годах, появились комплексные зоны. Они образуются путем установления особого режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. От других форм особые зоны отличаются большими пространственными масштабами и более широким полем деятельности. К комплексным зонам можно отнести «открытые районы» КНР, бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах. [5]
В России первые свободные экономические зоны (СЭЗ) возникли в 1990-х годах. Результаты их создания и функционирования не совсем удачны. Во-первых, они превратились в «черные дыры», куда утекали общественные средства в виде налоговых льгот и прямых бюджетных вливаний, во-вторых, скомпрометировали идею о возможном применении СЭЗ в нашей стране в качестве инструмента реализации региональной политики государства. Новый этап по развитию особых экономических зон на территории России начался с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - закон об ОЭЗ). Схема взаимодействия основных участников ОЭЗ представлена на рис. [1, 2].
Рис. 1. Схема взаимодействия основных участников ОЭЗ
В нашей стране на ОЭЗ, как инструмент государственного регулирования регионального развития, распространены следующие взгляды:
а) особые экономические зоны должны поощрять предпринимательскую активность субъектов экономической деятельности;
б) особые экономические зоны должны способствовать научно- техническому прогрессу в регионе;
в) особые экономические зоны должны создавать условия для развития депрессивных регионов. [4, 8]
Видимо, все правы, но это разнообразие позиций невозможно согласовать в рамках одного вышеназванного закона об ОЭЗ. Поэтому предлагается рассмотреть систему целевых экономических зон (ЦЭЗ).
ЦЭЗ - это часть территории страны с особым экономико-правовым режимом функционирования, созданная для достижения поставленной социально-экономической цели на «особом» регионе. Социально-экономическая цель такой зоны проявляется через комплекс качественных и количественных показателей и параметров, которых необходимо добиваться к определенному сроку. Целевая экономическая зона с одной стороны, является разновидностью ОЭЗ, с другой стороны она обладает признаками федеральной и региональной целевой программы (ФЦП и РЦП) развития территории, реализуемой на конкретном месте. Такая трактовка ЦЭЗ вооружает ее теоретико-методологическими инструментами, присущими как для особой экономической зоны, так и для экономических программ. [7]
На территории Республики Тыва можно создать ЦЭЗ, основанной на вовлечении в хозяйственный оборот природных ресурсов и их глубокой переработки. Такой тип ЦЭЗ В. И. Лебедев называет зоной особого эколого-экономического режима природопользования (ЗОЭРП) [6]. Место ЦЭЗ в системе российских особых экономических зон показано на рис. 2.
Рис. 2. Место ЦЭЗ в системе российских ОЭЗ
Обоснованность предлагаемого подхода решения социально- экономических проблем слаборазвитого региона достигается за счет:
-
высокого природно-ресурсного потенциала, который является конкурентным преимуществом региона;
-
максимального учета в модели ЦЭЗ особенностей страны и региона;
-
детальной разработки организационно-экономического механизма реализации ЦЭЗ;
-
построения модели ЦЭЗ с учетом модернизации экономики на основе инноваций;
-
позиционировании концепции ЦЭЗ как организационно-экономической инновации в государственном регулировании слаборазвитого региона.
В Республике Тыва из-за ее слаборазвитой экономической системы, достаточно трудно предложить работоспособную экономическую модель развития территории, которая успешно решила бы задачу достижения республикой среднероссийских значений базовых показателей в социально- экономическом развитии, следовательно, среднероссийского уровня и качества жизни на основе собственной экономической базы. В этих условиях идея о целевой экономической зоне (ЦЭЗ), которая является дальнейшим развитием теории об ОЭЗ и ее применения в конкретных условиях, может быть успешно использована в Республике Тыва.
Статья подготовлена в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда №13-12-17002 "Разработка организационно-экономического механизма формирования целевой экономической зоны на территории Республики Тыва".