Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

SPECIFICS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES FOR UNDERDEVELOPED REGIONS

Asaul A.N. 1 Balakina G.F. 2 Soyan M.K. 2
1 ANO "Institute Of Economic Revival"
2 Tuva Institute of Complex Development of Natural Resources
The article shows the evolution of the development of SEZs as in global scale and in the Russian Federation. The main approach to SEZ as to instrument of state regulation of regional development. It is proposed to create TEZ in the Republic of Tyva based on commercializing the natural resources and their deep processing. TEZ - is the part of the country with particular economic and legal mode of operation designed to achieve social and economic goals for the "special" area. Social-economic objective of the zone is shown with set of qualitative and quantitative indicators and parameters, which are necessary to achieve a certain date. Target economic zone in one hand is kind of SEZ, in the other hand, it has the attributes of the federal and regional target program (FTP and RTP) of the territory, executed in particular location. This interpretation of the TEZ support it with theoretical and methodological tools, as inherent to the special economic zones, and for the economic programs. The idea of target economic zone (TEZ), which is a further development of the theory of the SEZ and its application in specific circumstances, can be successfully used in the Republic of Tyva.
special economic zones
special-purpose economic zone
underdeveloped region
federal and regional programs.

При типологизации ОЭЗ качестве классификационного признака принимают различные критерии. По сектору экономики можно выделить торговые, производственные и оказывающие услуги экономические зоны; по специализации хозяйственной деятельности - торговые, производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные экономические зоны; по видам льгот - налоговые, экспортные и импортные зоны; по стимулам - зоны с упрощенной регистрацией фирмы, ускоренной амортизацией основных фондов и другие.

Мировая история развития ОЭЗ показывает, что с точки зрения доминирующего сектора экономики, они претерпели эволюцию от торговли товарами до сборки продукции и оказания услуг. Простейшие формы зон первого поколения появились еще в XVI веке, в 1547 г. Ливорно (в итальянской области Тоскана) был объявлен городом свободной торговли. К этому же типу относятся зоны свободной торговли, в пределах которых освобождены таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров. Они сейчас имеются во многих странах, но более всего распространены в индустриальных странах.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон. В развивающихся странах в 1960-х годах возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта за счет притока иностранных капиталов, поэтому свободные зоны стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Современная модель промышленно-производственные зоны берет начало от ирландского аэропорта «Шеннон» созданной в 1959 г. В аэропорте на площади 15 га была создана промышленно-производственная зона с целью организации 300 новых рабочих мест, через 15 лет их там насчитывалось 23000 рабочих мест. Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных азиатских странах.

В 1970‒80-е годы образовались технико-внедренческие зоны третьего поколения. Они создаются специально при государственной поддержке вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные компании. Самый известный в мире технопарк «Силиконовая долина» (в США) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников.

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом для организаций, оказывающих различные финансово-экономические услуги. Они привлекают предпринимателей благоприятным валютнофинансовым, фискальным режимами, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Сервисные зоны офшорного типа функционируют в Лихтенштейне, Панаме, Нормандских островах, на острове Мэн, Антильских островах, Мадейре, Либерии, Ирландии, Швейцарии и в других малых государственных образованиях. Офшорные зоны оцениваются специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что офшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных» денег и разного рода банковских афер.

Сравнительно недавно, в 1980-х годах, появились комплексные зоны. Они образуются путем установления особого режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. От других форм особые зоны отличаются большими пространственными масштабами и более широким полем деятельности. К комплексным зонам можно отнести «открытые районы» КНР, бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах. [5]

В России первые свободные экономические зоны (СЭЗ) возникли в 1990-х годах. Результаты их создания и функционирования не совсем удачны. Во-первых, они превратились в «черные дыры», куда утекали общественные средства в виде налоговых льгот и прямых бюджетных вливаний, во-вторых, скомпрометировали идею о возможном применении СЭЗ в нашей стране в качестве инструмента реализации региональной политики государства. Новый этап по развитию особых экономических зон на территории России начался с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - закон об ОЭЗ). Схема взаимодействия основных участников ОЭЗ представлена на рис. [1, 2].

Doc1_2.pdf

Рис. 1. Схема взаимодействия основных участников ОЭЗ

В нашей стране на ОЭЗ, как инструмент государственного регулирования регионального развития, распространены следующие взгляды:

а) особые экономические зоны должны поощрять предпринимательскую активность субъектов экономической деятельности;

б) особые экономические зоны должны способствовать научно- техническому прогрессу в регионе;

в) особые экономические зоны должны создавать условия для развития депрессивных регионов. [4, 8]

Видимо, все правы, но это разнообразие позиций невозможно согласовать в рамках одного вышеназванного закона об ОЭЗ. Поэтому предлагается рассмотреть систему целевых экономических зон (ЦЭЗ).

ЦЭЗ - это часть территории страны с особым экономико-правовым режимом функционирования, созданная для достижения поставленной социально-экономической цели на «особом» регионе. Социально-экономическая цель такой зоны проявляется через комплекс качественных и количественных показателей и параметров, которых необходимо добиваться к определенному сроку. Целевая экономическая зона с одной стороны, является разновидностью ОЭЗ, с другой стороны она обладает признаками федеральной и региональной целевой программы (ФЦП и РЦП) развития территории, реализуемой на конкретном месте. Такая трактовка ЦЭЗ вооружает ее теоретико-методологическими инструментами, присущими как для особой экономической зоны, так и для экономических программ. [7]

На территории Республики Тыва можно создать ЦЭЗ, основанной на вовлечении в хозяйственный оборот природных ресурсов и их глубокой переработки. Такой тип ЦЭЗ В. И. Лебедев называет зоной особого эколого-экономического режима природопользования (ЗОЭРП) [6]. Место ЦЭЗ в системе российских особых экономических зон показано на рис. 2.

Doc2.pdf

Рис. 2. Место ЦЭЗ в системе российских ОЭЗ

Обоснованность предлагаемого подхода решения социально- экономических проблем слаборазвитого региона достигается за счет:

  • высокого природно-ресурсного потенциала, который является конкурентным преимуществом региона;
  • максимального учета в модели ЦЭЗ особенностей страны и региона;
  • детальной разработки организационно-экономического механизма реализации ЦЭЗ;
  • построения модели ЦЭЗ с учетом модернизации экономики на основе инноваций;
  • позиционировании концепции ЦЭЗ как организационно-экономической инновации в государственном регулировании слаборазвитого региона.

В Республике Тыва из-за ее слаборазвитой экономической системы, достаточно трудно предложить работоспособную экономическую модель развития территории, которая успешно решила бы задачу достижения республикой среднероссийских значений базовых показателей в социально- экономическом развитии, следовательно, среднероссийского уровня и качества жизни на основе собственной экономической базы. В этих условиях идея о целевой экономической зоне (ЦЭЗ), которая является дальнейшим развитием теории об ОЭЗ и ее применения в конкретных условиях, может быть успешно использована в Республике Тыва.

Статья подготовлена в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда №13-12-17002 "Разработка организационно-экономического механизма формирования целевой экономической зоны на территории Республики Тыва".