Особенностью алтайской живописи ХХ в. является преобладающее развитие пейзажного жанра, ведущего свое начало от Г.И. Гуркина и А.О. Никулина [1,2].
После персональных выставок в Барнауле (1908) и в Томске Андрей Осипович Никулин становится не менее известным на Алтае и в Сибири, чем Григорий Иванович Гуркин. Работая в области искусства Алтая первой четверти ХХ века в тот же период, что и Г.И. Гуркин, А.О. Никулин создал свой образ Алтая. Алтай сыграл важную роль в формировании творческой манеры художника [4]. А.О. Никулин первым пишет алтайские пейзажи в импрессионистической манере.
В работах этюдного плана художнику удалось проникнуть в сущность алтайского пейзажа, передать его своеобразие [3]. Таковы работы «Дождь в горах», «Горы Алтая», «Чемал. Гроза», «Вечер. Вид на Белуху», «Камни на реке Белокурихе», «Арсанский водопад», «Река Кумир. Бучило», «Кедровый лес», «Голубой Алтай» и многие другие.
В работе «Дождь в горах» пейзаж смотрится целостно и гармонично, а красочность мазка поэтично и свежо передает дождливое состояние природы. Этюд «Чемал. Гроза» выполнен живописно, крупными локальными по цвету, пятнами. Здесь сказывается своеобразная, несколько декоративная манера художника.
Таким образом, художник, отображая природу Алтая, создал свой неповторимый красочный образ этой богатой Земли.