Появлению исторического фехтования способствовала реконструкция быта и исторических сражений. Начав свое существование как одно из направлений реконструкции, это движение стало самостоятельным видом физкультурно-спортивной деятельности. Историческое фехтование – это вид деятельности, требующий от занимающихся знаний, умений и навыков во владении холодным оружием, выполненным с максимальной исторической точностью (рис. 1).
Рис. 1. Историческое фехтование
В нашей работе мы раскрываем особенности применения средств исторического фехтования как системы физических упражнений, направленной не только на формирование двигательных умений и навыков, на воспитание физических качеств, сохранение и укрепление здоровья, но и применение способностей занимающихся в соревновательной деятельности, в соответствии с правилами соревнований. В нашей стране этот вид физкультурно-спортивной деятельности является новым движением, которое реализует свою деятельность в клубах и его можно назвать нестандартным.
Несмотря на это с каждым годом число занимающихся историческим фехтованием постепенно растет, людей, стремящихся сохранить духовно-исторические ценности и, в том числе, специфические ценности физической культуры, становится больше. Осознание необходимости сохранения в памяти людей значимых исторических событий раннего позднего средневековья, применение средств исторического фехтования в практике современной физкультурно-спортивной деятельности подчеркивает актуальность данной работы.
Мы предполагаем, что применение занятий по истерическому фехтованию со студентами, интересующимися этим видом физкультурно-спортивной деятельности вне учебы, не только поможет удовлетворить их духовные и двигательные потребности, но и поможет успешнее осваивать программный материал по физической культуре в образовательном учреждении, осуществлять физкультурное самообразование.
С этой целью мы исследовали влияние занятий по историческому фехтованию на состояние физической подготовленности группы студентов университета, решая следующие задачи: исследовать влияние специфических физических упражнений исторического фехтования на рост данных тестирования состояния физической подготовленности студентов; развивать историко-патриотическое сознание студентов.
Данное исследование проводилось в 2012-2013 учебном году среди студентов, занимающихся на занятиях физической культурой и начавших заниматься историческим фехтованием во внеучебное время. (экспериментальная группа – 7 человек), и студентов, примерно равных по физическим параметрам и кондициям, также занимающихся только физической культурой в учебное время (контрольная группа – 7 человек).
Студенты, занимающиеся историческим фехтованием, выполняли плановые упражнения из различных комплексов и групп: упражнения для совершенствования техники нападающих и защитных ударов мечом, ножом, копьем, топором; защитные упражнения с предметами (щит) и без; различные виды индивидуальных, парных и групповых передвижений; стрельба из лука; непосредственно соревнования. Обучение основам владения оружия в сочетании с верховой ездой, не использовалось.
Данные экспериментальной группы, полученные в начале учебного года (I) сравнивались с результатами, полученными в середине (II) и в конце (III) учебного года (табл. 1).
Таблица 1
Показатели физической подготовленности экспериментальной группы
№ п.п. |
Физические упражнения из исторического фехтования |
I |
II |
Контрольные упражнения из рабочей программы по физической культуре |
I |
II |
1. |
Бег в экипировке по пересеченной местности, (баллы) |
16 |
26 |
Бег 3000 м, (баллы) |
24 |
32 |
2. |
Бег и прыжки с отягощением, (баллы) |
15 |
19 |
Прыжок в длину, (баллы) |
27 |
29 |
3. |
Упражнения со щитом, захваты, (баллы) |
28 |
34 |
«Подтягивание» на перекладине, (баллы) |
29 |
31 |
4. |
Упражнения с оружием, (баллы) |
21 |
33 |
«Отжимание» на брусьях, (баллы) |
25 |
33 |
Итого: |
80 |
112 |
Итого: |
105 |
125 |
Для проведения данной работой была разработана балльная система оценки специфических физических упражнений из исторического фехтова ния.
Данные контрольной группы отражены в табл. 2.
Из этого следует, что в экспериментальной группе результаты тестирования увеличились 20 баллов, а контрольной группы только на 4 балла.
Для определения эффективности развития историко-патриотического сознания были разработаны анкеты по различным темам и балльная система оценки знаний (табл. 3).
Таблица 2
Показатели физической подготовленности контрольной группы (сумма повторений и время в минутах)
№ п.п. |
Контрольные упражнения из рабочей программы по физической культуре |
I |
II |
1. |
Бег 3000 м, (баллы) |
25 |
27 |
2. |
Прыжок в длину,(баллы) |
27 |
29 |
3. |
«Подтягивание» на перекладине, (баллы) |
28 |
27 |
4. |
«Отжимание» на брусьях, (баллы) |
30 |
31 |
Итого: |
110 |
114 |
Таблица 3
Результаты анкетирования
Тематика анкет |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
I |
II |
I |
II |
|
«Исторические сражения V-ХV в. Великие полководцы», (баллы) |
3 |
21 |
2 |
3 |
2. «Эволюция оружия и ведения боя», (баллы) |
11 |
28 |
8 |
7 |
3. «Теория ведения боя в историческом фехтовании», (баллы) |
15 |
32 |
13 |
12 |
4. «Взаимосвязь истории, настоящего и будущего», (баллы) |
9 |
20 |
7 |
9 |
Итого: |
38 |
101 |
30 |
31 |
Результаты анкетирования показывают, что знание студентами экспериментальной группы истории Отечества, уважение к подвигам прославленных предков на много превышают эти показатели у студентов контрольной группы (рис. 2).
Рис. 2. Динамика результатов анкетирования
Результаты наблюдений и опросы показывают, что участие студентов в соревнованиях по историческому фехтованию воспитали уверенность в своих силах, смелость, осознание значимости данного вида деятельности для молодежи.
Таким образом, мы можем сделать вывод: занятия историческим фехтованием способствует повышению эффективности процесса воспитания физических качеств, историко-патриотических чувств.