Материалы и методы исследования
Для разработки и осуществления профилактических мероприятий проведено изучение причин и условий ДТП с участием детей.
Результаты исследования и их обсуждение
Сравнительный анализ показателей дорожно-транспортных происшествий с участием детей за 2010-2012 гг. занимает значительную долю среди всех видов травм и не имеет тенденции к снижению. В крупных городах, со скоплением многотысячных транспортных потоков доля смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий занимает более половины (60,1 %) летальных исходов от полученных травм, среди зарегистрированных случаев травм у детей и подростков [2].
При травмах связанных с автотранспортом разница между пострадавшими мальчиками и девочками возрастает до 2,0–2,5 раза. За годы исследования доля травмированных детей мальчиков в структуре детского травматизма вследствие ДТП составляла от 65 % до 70 %.
Естественно, быстрые темпы автомобилизации сопровождались с ростом числа травм на дорогах. Так, в 2010 году число погибших в ДТП составляло 14,1 на 100 тысяч населения, а в 2012 данный показатель вырос на 25 %, составляя – 17,5 на 100 тыс. населения по республике. А в городе Алматы число погибших по причине автодорожных происшествии увеличено на 4,9 %, в 2 раза превышая средние республиканские данные за годы исследования. Доля пострадавших детей вследствие ДТП составляло от 28,2 % до 33,4 %. Среди травмированных детей от 55 % до 63 % были мальчики от 3 до 14 лет. Разница между пострадавшими мальчиками и девочками возрастает в 1,5 – 2,0 раз.
Как отражено в литературе, главными причинами ДТП с участием детей является неожиданный их выход на дорогу (27,8 %) и переход в неустановленном месте (33,3 %). ДТП по вине детей обусловлены теми же видами нарушения правил дорожного движения (ПДД), что и у взрослых пешеходов (таблица).
Дорожно-транспортные происшествия по вине пешеходов и их причины за 2009-2012 гг.
Годы |
ДТП в случаях |
Процент от общего числа |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
2009 |
1130 |
854 |
509 |
3589 |
31,5 |
23,8 |
14,2 |
2010 |
1364 |
839 |
626 |
3746 |
36,4 |
22,4 |
16,7 |
2011 |
1323 |
1102 |
499 |
3869 |
34,2 |
28,5 |
12,9 |
2012 |
1263 |
1509 |
618 |
4090 |
30,9 |
36,5 |
15,1 |
Примечание. 1 – переход пешеходами улицы в неустановленном месте; 2 – неожиданный выход из-за транспорта; 3 – по вине водителей транспорта; 4 – всего зарегистрированных ДТП с участием детей.
Самой травмированной среди детей является возрастная группа 11-14 лет (средний школьный возраст), на эту группу приходится пик травм. Кроме того, разница между мальчиками и девочками в этой группе детей максимальна. Школьники в возрасте 11-14 лет получает до 80 % школьных и уличных травм.
Определенный интерес вызывает распределение травм у детей по характеру среди всех госпитализированных травм 57 % составляют переломы конечностей, 10,3 % – ушибы и растяжения, 4,8 % – травмы черепа, 3,2 % относятся к прочим видам травм.
От своевременно и правильно оказанной помощи во многом зависит дальнейшей прогноз для травмированного ребенка, а порой и его жизнь. Так, как всегда, первую помощь при травмах детям оказывают случайные, незнакомые люди. Оказание первой медицинской помощи в 29,3 % случаях оказывается несвоевременно. А оказание первой помощи при ДТП проводилось правильно только в 24,9 % случаях. Именно по этой причине погибает больше половины детей, попавших в автодорожную катастрофу [3].
Одной из главных причин ДТП с участием детей является их неправильное поведение на улице, так 67,5 % случаев дорожного травматизма было обусловлено неожиданным появлением детей перед двигающимся транспортом. В этой связи, борьба с аварийностью только при помощи технических средств не может обеспечить существенного снижения уровня детского травматизма.
Профилактическая работа среди детей и подростков с целью создания безопасной дорожной среды должна вестись комплексно, путем выработки навыков культуры поведения на дорогах и оздоровления детей и подростков (укрепление костно-мышечного аппарата, совершенствование координации движений, профилактики хронических инфекционных заболеваний). Такого мнения придерживается ряд других исследователей [4, 5].
Таким образом, среди участников дорожного движения самой незащищенной категорией являются дети, о безопасности которых следует думать в первую очередь. Борьба со всеми видами детского травматизма является одной из важнейших задач здравоохранения. Решение этой задачи осуществляется тесно связанными друг с другом направлениями: профилактика, организация профилактической помощи и квалифицированное лечение повреждений – все эти стороны общей проблемы борьбы с травматизмом должны быть в центре внимания всех врачей и общественности. Особое значение занимают работы по снижению транспортного травматизма.