Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

CHILD INJURIES A SOCIAL PROBLEM OF MODERN SOCIETY

Kalmakova Z.A. 1
1 Korkyt Ata Kyzylorda State University
2678 KB
Rapid urbanization, the constant growth of the number of vehicles, the rapid development of chemistry, physics , electronics, create the conditions for the occurrence of injuries. If we consider such injuries affecting factors such as lifestyle , living conditions , study, characteristic features of children , it becomes clear that the child is virtually defenseless against injury and needs help and protection of the entire obschestva.Problema child injury as the cause of social loss of public health, for many years, remains an important issue. Besides injuries of the child population , including fatalities is a very significant cause of medical , moral and material damage to society [1].
vehicles
injuries

Материалы и методы исследования

Для разработки и осуществления профилактических мероприятий проведено изучение причин и условий ДТП с участием детей.

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ показателей дорожно-транспортных происшествий с участием детей за 2010-2012 гг. занимает значительную долю среди всех видов травм и не имеет тенденции к снижению. В крупных городах, со скоплением многотысячных транспортных потоков доля смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий занимает более половины (60,1 %) летальных исходов от полученных травм, среди зарегистрированных случаев травм у детей и подростков [2].

При травмах связанных с автотранспортом разница между пострадавшими мальчиками и девочками возрастает до 2,0–2,5 раза. За годы исследования доля травмированных детей мальчиков в структуре детского травматизма вследствие ДТП составляла от 65 % до 70 %.

Естественно, быстрые темпы автомобилизации сопровождались с ростом числа травм на дорогах. Так, в 2010 году число погибших в ДТП составляло 14,1 на 100 тысяч населения, а в 2012 данный показатель вырос на 25 %, составляя – 17,5 на 100 тыс. населения по республике. А в городе Алматы число погибших по причине автодорожных происшествии увеличено на 4,9 %, в 2 раза превышая средние республиканские данные за годы исследования. Доля пострадавших детей вследствие ДТП составляло от 28,2 % до 33,4 %. Среди травмированных детей от 55 % до 63 % были мальчики от 3 до 14 лет. Разница между пострадавшими мальчиками и девочками возрастает в 1,5 – 2,0 раз.

Как отражено в литературе, главными причинами ДТП с участием детей является неожиданный их выход на дорогу (27,8 %) и переход в неустановленном месте (33,3 %). ДТП по вине детей обусловлены теми же видами нарушения правил дорожного движения (ПДД), что и у взрослых пешеходов (таблица).

Дорожно-транспортные происшествия по вине пешеходов и их причины за 2009-2012 гг.

Годы

ДТП в случаях

Процент от общего числа

1

2

3

4

2009

1130

854

509

3589

31,5

23,8

14,2

2010

1364

839

626

3746

36,4

22,4

16,7

2011

1323

1102

499

3869

34,2

28,5

12,9

2012

1263

1509

618

4090

30,9

36,5

15,1

Примечание. 1 – переход пешеходами улицы в неустановленном месте; 2 – неожиданный выход из-за транспорта; 3 – по вине водителей транспорта; 4 – всего зарегистрированных ДТП с участием детей.

Самой травмированной среди детей является возрастная группа 11-14 лет (средний школьный возраст), на эту группу приходится пик травм. Кроме того, разница между мальчиками и девочками в этой группе детей максимальна. Школьники в возрасте 11-14 лет получает до 80 % школьных и уличных травм.

Определенный интерес вызывает распределение травм у детей по характеру среди всех госпитализированных травм 57 % составляют переломы конечностей, 10,3 % – ушибы и растяжения, 4,8 % – травмы черепа, 3,2 % относятся к прочим видам травм.

От своевременно и правильно оказанной помощи во многом зависит дальнейшей прогноз для травмированного ребенка, а порой и его жизнь. Так, как всегда, первую помощь при травмах детям оказывают случайные, незнакомые люди. Оказание первой медицинской помощи в 29,3 % случаях оказывается несвоевременно. А оказание первой помощи при ДТП проводилось правильно только в 24,9 % случаях. Именно по этой причине погибает больше половины детей, попавших в автодорожную катастрофу [3].

Одной из главных причин ДТП с участием детей является их неправильное поведение на улице, так 67,5 % случаев дорожного травматизма было обусловлено неожиданным появлением детей перед двигающимся транспортом. В этой связи, борьба с аварийностью только при помощи технических средств не может обеспечить существенного снижения уровня детского травматизма.

Профилактическая работа среди детей и подростков с целью создания безопасной дорожной среды должна вестись комплексно, путем выработки навыков культуры поведения на дорогах и оздоровления детей и подростков (укрепление костно-мышечного аппарата, совершенствование координации движений, профилактики хронических инфекционных заболеваний). Такого мнения придерживается ряд других исследователей [4, 5].

Таким образом, среди участников дорожного движения самой незащищенной категорией являются дети, о безопасности которых следует думать в первую очередь. Борьба со всеми видами детского травматизма является одной из важнейших задач здравоохранения. Решение этой задачи осуществляется тесно связанными друг с другом направлениями: профилактика, организация профилактической помощи и квалифицированное лечение повреждений – все эти стороны общей проблемы борьбы с травматизмом должны быть в центре внимания всех врачей и общественности. Особое значение занимают работы по снижению транспортного травматизма.