Проектирование процессуальной модели формирования творческой активности будущего учителя средствами современных педагогических технологий требует теоретического обоснования.
При обосновании искомого проекта мы, прежде всего, руководствовались теорией моделирования (В.В. Краевский [1], В.А. Штофф [2], В.И. Михеев [3].
«Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называется моделью первого. В наиболее общем виде модель определяет систему элементов, воспроизводящую определённые стороны, связи, функции предмета исследования. В основе моделирования лежит определённое соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью» [1, с. 107].
Модель проектируемого объекта, как видно из приведённого определения, представляет собой систему. Системы в самом общем виде представляют комплекс взаимосвязанных компонентов. Компоненты сами могут представлять систему. То есть в общей системе могут функционировать системы, подчиняющиеся друг другу (системы высшего и низшего порядка).
Социальные системы подчиняются общим закономерностям, которые характеризуют её структуру (закон связи компонентов), функции (как новое системное качество) и развитие как усложнение структуры и функций.
Педагогическая система (Н.В. Кузьмина, Н.Д. Хмель) включает такие элементы: цели, задачи, содержание, педагоги и учащиеся, средства, формы, методы, методические приёмы, задания. Педагогическая система в составе названных компонентов представляет собой педагогический процесс.
Таким образом, при проектировании модели формирования творческой активности будущего учителя средствами современных педагогических технологий, кроме теории моделирования, мы руководствовались системным подходом, а также теорией педагогического процесса.
Исследуемая нами модель является составной частью целостного педагогического процесса вуза. В обобщенном виде она выглядит схематично следующим образом (рисунок).
В вышеизложенной схеме мы стремились обосновать тезис о том, что формирование творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий осуществляется в целостном педагогическом процессе вуза и в то же время сам процесс формирования искомого профессионального качества представляет собой инвариант педагогического процесса.
Модель формирования творческой активности будущего учителя средствами современных педагогических технологий как целостный педагогический процесс
Вместе с тем, мы отдавали отчёт, что данная конструкция имеет общий вид. Для того чтобы знания о должном – о том как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с поставленными целями, необходимо было разработать и обосновать более конкретную модель.
При составлении этой модели мы учитывали:
1) теоретическую модель творческой активности будущего учителя, которая, представляет собой интегративное профессионально-личностное качество учителя. Эта модель является системообразующим компонентом процесса формирования искомого качества: как цель и как результат педагогической деятельности, как основа для выбора средств, форм, методов и т.д.;
2) выявленные нами возможности и условия учебно-воспитательного процесса вуза дисциплины психолого-педагогического и частно-методического характера по Госстандарту профессионального образования;
3) теорию поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин), а также теоретические положения С.Л. Рубинштейна о поэтапном формировании готовности специалиста к профессиональной деятельности. Готовность к любой деятельности формируется на основе накоплённого опыта на предыдущем этапе, т.е. она переходит к всё более высокому уровню. При этом предшествующий уровень всегда служит основой для формирования последующих;
4) мы также опирались на сформулированный Н.Д. Хмель алгоритм освоения технологии целостного педагогического процесса, суть которого заключается в знании теории педагогического процесса и переводе её в практическую плоскость. Теоретический анализ проблемы современных педагогических технологий привёл нас к выводу, что основополагающей технологией является технология педагогического процесса – объекта деятельности учителя.
Руководствуясь этими и всеми другими теоретико-методологическими положениями, мы разработали структурно-содержательную модель формирования творческой активности будущего учителя средствами современных педагогических технологий. Модель включает этапы, цели и задачи, содержание работы, ожидаемый результат (таблица).
Как видно из изложенной таблицы, на первом, пропедевтическом этапе, предполагается осуществление условий, создание педагогической среды для формирования творческой активности будущих учителей. Прежде всего, необходимо провести соответствующую работу с администрацией вуза, факультета, с преподавателями. С этой целью целесообразно провести межкафедральный научно-практический семинар «Формирование творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий».
Благодаря комплексной методике обучения (содержательного и процессуального плана), мы предполагаем, что у студентов будет формироваться системное видение объекта своей деятельности – целостного педагогического процесса. Соответствующие умения будут формироваться во время педагогической практики и в целом, полагаем, будет определенный прирост в формировании творческой активности будущих учителей. Однако для сформированности достаточных и высоких уровней исследуемого качества необходима координация системы теоретических знаний и практических умений, корректировка отдельных признаков. Этому будет способствовать третий и четвёртый этапы предлагаемой нами системы. Среди средств формирования искомого качества на этих этапах ведущим будет интегрированной спецкурс «Формирование творческой активности будущего учителя средствами современных педагогических технологий», педагогическая практика на выпускном курсе и выполнение дипломных работы.
Изложенная структурно-содержательная модель формирования творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий предусматривает проведение мониторинга в виде диагностических «срезов» сформированности искомого качества. Предполагается провести пять «срезов» (исходный, первый, второй, третий, четвёртый – итоговый).
Структурно-содержательная модель формирования творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий, представляющая собой систему работы преподавателей и студентов в целостном педагогическом процессе вуза.