Школьное экологическое образование – реальность нашего времени. Сделать его системным, непрерывным, целенаправленным основная задача современного учителя [1]. Наиболее прочное усвоение природоохранных знаний учащимися происходит при проведении практических работ на местности с использованием экологической тропы. Она имеет большое образовательное, воспитательное и эстетическое значение, когда реально познается живописность ландшафта и другие его качества [2, 3]. Для этого в разработке маршрута экотропы должны принимать участие учителя разных предметов: географии, биологии, рисования, технологии, истории и др. Это обеспечит системно-комплексный подход в организации экологического образования в школе.
Наш опыт по организации экологических троп и работы учащихся на них позволяет сделать вывод о том, что школьники в этом случае более целенаправленно изучают свою местность, узнают особенности природы родного края, оценивают влияние антропогенной деятельности на компоненты ландшафтов. Учащиеся чувствуют себя не просто учениками, а исследователями-первооткрывателями, убежденными в необходимости охраны природы, при этом опираются на полученный личный опыт. Ценностно-деятельностный подход при изучении малой родины помогает преодолеть такие качества личности как безответственность, неуважительное отношение к окружающей природе, традициям и культурному наследию народов, живущих здесь. Организация природоохранной деятельности посредством экотроп создает условия по развитию экологического миропонимания. Экотропы являются одной из наиболее действенных форм регионального компонента природоохранного образования, они обеспечивают непосредственное экологическое просвещение населения.