Здоровый образ жизни– образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья . В настоящее время ЗОЖ рассматривается как глобальная социальная проблема, составная часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно ещё не определено, но выделены следующие основные его составляющие: 1) воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков, 2) окружающая среда. 3) отказ от вредных привычек 4) здоровое питание , 5) физически активная жизнь, 6) личная и общественная гигиена.
Здоровый образ жизни должен относиться к базовым ценностям человека и, тем более, врача, так как этический и профессиональный статус врача предполагает обучение и формирование приверженности населения к ведению здорового образа жизни. И, конечно же, его психическое и физическое здоровье является ориентиром для человека. Процесс формирования образа жизни человека занимает всю жизнь, но закладка основополагающих черт происходит в детстве и юношестве.
Целью работы является изучение и анализ приверженности студентов первого курса медицинского университета к здоровому образу жизни.
Объектом исследования стали студенты первого курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов .
Исследование проводилось на базе ГБОУ ВПО ДВГМУ. Всего проанкетирован 291 человек. Из них лиц мужского пола – 103 (35,4 %), женского – 188 (64,6 %).
Структура анкеты содержала следующие позиции: физически активная жизнь и занятие спортом, режим сна и бодрствования, «нездоровое» питание, вредные привычки.
Анализ данных опроса среди студентов 1-го курса медицинского университета показал, что: физически активную жизнь ведут 33 % студентов (проходят пешком не менее 1000м в день), занимаются физической культурой (например, фитнесом не реже 2-х раз в неделю) – 63 %. Режим сна в популяции студентов первокурсников нарушают (каждый день) – 80 % и (не реже 2-х раз в неделю) – 18 %. По результатам анкетирования, не выявлена высокая приверженность к fast food – всего лишь 17 % респондентов ответили, что ежедневно выбирают такой вид питания, и 35 % питаются таким образом не реже 2 раз в неделю. На вопрос как часто вы употребляете fast food – 17 % (каждый день), 35 % (не реже 2-х раз в неделю). В анкету мы включили и вопрос о времяпровождении на природе, так как считаем положительные ответы как выражение приверженности к здоровому образу жизни – к сожалению, ответ «да» получен только в 20 % случаев, 80 % выбрали позицию с ответом «очень редко».
Вредным привычкам подвержены 87 % опрошенных студентов, из них курят каждый день – 31 %, употребляют спиртные напитки не реже 1 раза в неделю – 23 % учащихся, используют легкие наркотические средства (с разной частотой) – 24 %.
Из анализа анкет первокурсников видно, что из всех позиций, составляющих здоровый образ жизни, сохранена приверженность к: физически активной жизни (хождение пешком не менее 1000м в день) и занятиям физической культурой (не реже 2-х раз в неделю), что объясняется программой обучения высших учебных заведений, где занятия физической культурой являются обязательными, а так же возрастающему с каждым днем «культу» спортивного телосложения среди мужского и женского населения.
По остальным пунктам ситуация складывается не так благоприятно. В частности, режим сна нарушен у подавляющего большинства учащихся первого курса (менее 8 часов), что можно интерпретировать текущим адаптационным периодом к нагрузкам, но так же, нельзя не брать во внимание активную «ночную жизнь» вчерашних школьников лишившихся надзора взрослых (из числа иногородних студентов).
Данные современной литературы показывают, что популярность перекусов FAST FOODом не уменьшается и даже возрастает в отдельных социальных популяциях, что связано с шаговой и ценовой доступностью таких заведений. И такая социальная прослойка, как студенты, мгновенно попадает в сети множества рекламных и маркетинговых ходов магнатов «вкусной индустрии питания». Модный в настоящее время «выезд за город» не доступен студенческому сообществу, что подтверждают приведенные выше данные анкетирования. Ситуация, складывающаяся в отношении вредных привычек, настораживает и даже пугает. 80 % студентов первого курса подвержены тем или иным ВП, более детальный анализ дал не менее утешительные результаты, особенно по употреблению первокурсниками легких наркотических средств – 24 %, но необходимо отметить, что 21 % из них приходится на стоматологический факультет. Эти данные интерпретированы авторами, как результат более высокого материального уровня представителей данного факультета, что позволяет им с «завидной» регулярностью посещать модные ночные клубы, где легкие наркотические средства имеются в большей доступности.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1.Образ жизни подавляющего большинства опрошенных студентов первого курса не способствует формированию здоровья.
2.Ведущими факторами риска формирования «нездоровья» являются нерациональное питание, здоровьеразрушающее поведение и нерационально организованный досуг.
3.В условиях достаточной информированности о составляющих здорового образа жизни отсутствие у половины опрошенных студентов медицинского ВУЗа устойчивой мотивации к формированию собственного здоровья.
4.Наличие в студенческой среде группы риска и факторов риска формирования «нездоровья» требует усиления педагогических и воспитательных мер воздействия, направленных на повышение валеограмотности студентов-медиков, прежде всего в аспекте формирования устойчивой мотивации, отработки умений и навыков ЗОЖ.