Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психоэмоциональный стресс устудентов. Экзамен представляет собой одну из наиболее напряженных форм умственной деятельности, сочетая всебе как интеллектуальный, так истрессовый компоненты, иможет вызвать нарушение приспособительно-компенсаторных реакций организма иформирование психосоматических нарушений. Индикатором функционального состояния организма на действие психоэмоционального напряжения могут служить показатели биоэлектрической активности мозга.
В 2011году вСеверо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова была введена балльно-рейтинговая система контроля успеваемости студентов. Основной целью введения данной системы контроля знаний студентов является стимулирование систематической работы студентов, повышение объективности идостоверности оценки уровня подготовки студентов, дифференциация оценки знаний при переходе на уровневую систему образования ииспользуется вкачестве одного из элементов управления учебным процессом вуниверситете.
Целью настоящего исследования является изучение психоэмоционального состояния ибиоэлектрической активности коры больших полушарий устудентов всостоянии предэкзаменационного стресса вусловиях балльно-рейтинговой системы контроля знаний студентов.
Для реализации поставленной цели проведено исследование уровня ситуативной иличностной тревожности, регистрация ианализ электроэнцефалограммы. Объект иметоды исследования. Объектом исследования выступили студенты МИ СВФУ им. М.К.Аммосова из числа добровольцев ввозрасте 17-19лет 16человек. Все исследуемые были разделены на две группы: 1группа– сдающие экзамен– 8человек, 2группа– получившие итоговую оценку без сдачи экзамена– 8человек.
Уровень тревожности определяли спомощью опросника ситуативной иличностной тревожности Спилбергера. Запись ЭЭГ осуществляли всостоянии спокойного бодрствования, сзакрытыми глазами, полулежа вкресле сподлокотниками. Регистрировали фоновую ЭЭГ втечение 5минут. Для регистрации ЭЭГ использовали 21-канальный электроэнцефалограф Нейрон-Спектр-5фирмы «Нейрософт» (г.Иваново). ЭЭГ регистрировали монополярно стандартным способом по международной схеме «10-20 %» в19отведениях. Вкачестве референтных использовали ипсилатеральные ушные электроды. Анализировалась спектральная мощность альфа-, бета1-, бета2-, дельта- итета- ритмов. Спектральная мощность этих ритмов ЭЭГ определялась для каждого из полушарий визучаемых отведениях срасчетом средних значений показателей для всех групп.
Результаты исследования психоэмоционального состояния показали, что устудентов 1группы отмечается высокий уровень иситуативной (55,9б), иличностной тревожности (49б). Среди студентов 2группы отмечается низкий уровень ситуативной тревожности (22б) иумеренный уровень личностной тревожности (35,7б).
Полученные результаты показали, что вгруппе студентов сдающих экзамен (1группа) у12,5 % студентов втеменных илобно-теменных долях (Р3-СZ, Р4-CZ, FP1-CZ, FP2-CZ) отведениях регистрируется альфа-, бета-низкочастотный ибета-высокочастотный ритмы. Тогда как среди студентов получивших итоговую оценку без экзамена (2группа) регистрация низкочастотного ивысокочастотного бета-ритма наблюдается влобной доле только слевой стороны (F7-CZ). При этом индекс альфа-, низкочастотного бета-ритмов устудентов 1группы ниже, чем устудентов 2группы. Данные результаты свидетельствуют отом, что студенты сдающие экзамен находятся всостоянии активной умственной деятельности.
В обеих группах отмечается высокий индекс дельта ритма (52,87и55в1группе и45,12и44,3во 2группе). Среди студентов 1группы дельта ритм регистрируется вправом полушарии влобной (у 72 % студентов), височной, теменной, центральной области (у 12,5 % студентов) коры больших полушарий. Среди студентов 2группы дельта ритм регистрируется восновном влобной доле (у более 72 % студентов). Высокий индекс дельта ритма вэлектроэнцефалограмме возможно свидетельствует онаступлении защитного торможения врезультате длительного психоэмоционального напряжения.
Тета-ритм регистрируется взатылочной, височной илобной долях. При этом среди студентов 1группы влобной доле правого полушария тета-ритм регистрируется у62,5 % студентов, ав левом полушарии– у37,5 %. Возможно, это можно рассматривать как выражение адаптивных реакций на предэкзаменационную ситуацию отрицательного психоэмоционального напряжения, так как считается, что именно правое полушарие осуществляет преимущественный контроль негативных эмоциональных реакций.
Полученные результаты свидетельствуют, что устудентов стрессорная экзаменационная ситуация приводит кторможению активности нейронов коры головного мозга преимущественно вправом полушарии врезультате, возможно, значительного повышения как ситуативной, так иличностной тревожности впериод подготовки кэкзаменам.
Таким образом, можно сделать вывод, что балльно-рейтинговая система контроля знаний сохраняет психосоматическое здоровье студентов, занимающихся систематически иполучивших итоговую оценку без сдачи экзамена, снижая уровень психоэмоционального напряжения впериод экзаменационной сессии.