В формировании основ педагогического мастерства будущих учителей важное значение имеют социально-гуманитарные дисциплины. Изучение содержания курса «Философия», спецкурсов «Этика» и «Эстетика», анализ целей и задач их преподавания в условиях высшей школы позволяет выявить их реальные и потенциальные возможности не только в формировании научного мировоззрения через исходные категории философии: материя, сознание, бытие, основные формы бытия, бытие в мире природы, социальное бытие и другое, понимании студентами сущности понятия «сознание» и форм психической деятельности – мышления, воли, памяти, эмоций, но и в развитии нравственного сознания с позиций диалектического материализма как регулятора человеческой деятельности, как формы жизнедеятельности человека, как способа духовной ориентации и преобразования мира [1].
Цель исследования. В формировании основ педагогического мастерства будущих учителей значение курса «Философия», являющегося наукой и мировоззрением, трудно переоценить.
Целью данного курса является формирование на уровне современных требований интеллектуально-развитой, разносторонней личности специалиста с широкими духовными интересами, мировоззренческим строем мышления. Среди задач изучения курса философии определяются:
- ознакомление с основными этапами истории философии и современной философской мысли;
- раскрытие сущности и функций философии в сопоставлении с другими формами духовности;
- выработка философских основ понимания мира, ориентирование в различных философских течениях;
- изложение методологических принципов и гносеологических проблем в философском мировоззрении;
- приобщение к социально-философской проблематике;
- соотношение природного и общественного, прогресса и регресса в историческом процессе и его истоках, цивилизации и культуры, глобальные проблемы современности и другие;
- определение проблемы человека как центрального вопроса в философии: раскрытие сущности сознания, освоение понятия личности, свободы, ценностей [2].
Материалы и методы исследования
Так, изучение темы раздела «Философское понимание мира» способствует формированию научного мировоззрения, усвоению основных философских категорий: материя, сознание, бытие, основные формы бытия, бытие в мире природы, социальное бытие и другое. Усвоение содержания темы «Сознание как способность и форма жизнедеятельности человека» позволяет студентам понять сущность категории «сознание» и связанных с ней понятий: мышление, воля, память, эмоции, которые являются реальной основой нравственного сознания с позиций диалектического материализма.
В разделе «Социальная философия», наибольший интерес, на наш взгляд, в аспекте формирования изучаемой проблемы представляет тема «Общество. Основы философского познания», в которой раскрывается сущность понятий «общество как развивающаяся подсистема объективной реальности», «революционный и эволюционный типы развития общества», «субъекты и движущие силы исторического процесса», «социальная группа» и другое.
Изучение темы «Культура. Проблема и перспективы современной цивилизации», дает возможность понять такие философские категории как «культура», «культура как предмет философского анализа», «культура как мир человека», «общество и культура», «духовность», духовная жизнь общества» и многие другие, и здесь будущие учителя имеют возможность осознать роль культуры, морали и эстетики в жизни общества, их исторический и классовый характер, общественные функции, диалектическую взаимосвязь.
Необходимым и интересным, на наш взгляд, является рассмотрение вопросов, касающихся единства, многообразия и взаимодействия культур, а также соотношения национального и межнационального в культуре. Тема «Личность. Свобода. Ценности» также важна в контексте формировании основ педагогического мастерства будущих учителей, так как именно здесь раскрывается содержание понятия личность, его соотношение с понятием человек, роль социальной среды в формировании личности. Изучение личности как объекта и субъекта общественной жизни, роли личности в ходе истории логически подводит к цели, гуманистическому идеалу общества и смыслообразующему началу человеческо-й истории – всестороннему развитию личности. Здесь акцентируется внимание будущих учителей на диалектике исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии.
Среди социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами, непосредственное отношение к формированию изучаемого феномена имеют спецкурсы « Этика» и «Эстетика».
Цель спецкурса «Этика» является вскрытие взаимосвязей смыслообразующей, гуманистической и нравственной функций человеческой жизнедеятельности с развитием культуры, ознакомление студентов с основами и структурой этического знания, нравственной деятельности и самовоспитания.
Среди задач данного спецкурса, как указано в пояснительной записке, выделяются:
- формирование этического мышления как важнейшего элемента нравственной культуры личности;
- выработка навыков осмысления своего «Я»; культуры общения, жизни в кругу близких, семьи, друзей, в обществе [3].
В содержании курса «Этика» не только объясняются важнейшие проблемы морали, но и раскрываются ведущие нравственные критерии, ценности, идеалы, нормы, принципы и взгляды. Изучение этого курса способствует формированию у будущих учителей социально ценных установок, нравственных убеждений, уточнению личностных ценностных ориентаций, положительной мотивации профессионально-педагогической деятельности. Анализ программы дает основание сделать вывод о том, что практически все его темы имеют непосредственный выход на формирование основ педагогического мастерства будущих учителей.
Так, в разделе «Этика – теория нравственности» программой предусмотрено рассмотрение происхождение, сущности, структуры морали, раскрытие исторической и классовой сущности морали.
В теме «Категории этики» в разделе «Этика как подсистема культуры: основные проблемы и функции» рассматриваются категории:
- добро и зло как исходные представления морального сознания;
- долг, честь, достоинство, совесть как контрольно-регулятивные механизмы нравственного сознания, их своеобразие и функциональное единство;
- смысл жизни, идеал, счастье как мировоззренческие представления морального сознания;
- ценностные ориентации и моральные качества как выражение нравственного опыта личности.
В процессе изучения данной темы необходимо сконцентрировать внимание студентов на особенностях осуществления в свободной нравственной деятельности идеалов, ценностей, норм, что, на наш взгляд, укрепляет будущих учителей в осознании своей роли и социальной значимости своей профессии в современной социокультурной ситуации.
В формировании основ педагогического мастерства будущих учителей имеет важное значение и тема «Традиционные виды профессиональной этики», в содержании которого акцентируется внимание на гуманистическом аспекте педагогической этики, регламентирующей соблюдение принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему. Освещение принципов народной педагогики и роли интеллигенции в нравственной жизни общества способствует укреплению убежденности будущих учителей в социальной значимости выбранной профессии, моральном доверии общества к учителю.
Курс «Эстетика» раскрывает методологическую основу и концептуальные подходы к изучению искусствоведческих проблем, поэтому занимает важное место в формировании основ педагогического мастерства будущих учителей.
Цель преподавания курса «Эстетика» – раскрытие философско-эстетического содержания искусства, эстетической организации среды и формирования духовного, нравственного мира личности в общении с классическим наследием, выработке навыков восприятия и осмысления современного искусства, моды, эстетики быта и поведения. Задачами изучения дисциплины являются, как указано в пояснительной записке к программе:
• усвоение философско-эстетического содержания курса, необходимого объема материала по истории и теории художественной практики;
• выработка самостоятельности навыков и ориентаций в воспитании художественного и эстетического вкуса, отношения к национальным художественно-эстетическим традициям и инновациям в современном искусстве Казахстана, в эстетике поведения, быта, общения [4].
В теме «Эстетика – аксиология общечеловеческих ценностей» рассматриваются основные категории эстетики, структура эстетического знания, многообразие форм эстетической деятельности, что предполагает изучение сущности эстетического и его основных форм, а также анализ эстетических ценностей: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Полифоничность и взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве раскрывается через их многообразие: низменное, ужасное, целостность и разорванность.
Тема «Морфология искусства: система видов художественного творчества» раскрывает историческую обусловленность возникновения и развития различных видов искусства и зависимость их выразительных средств от предмета, содержания и задач отражения многообразия окружающего мира. Здесь же рассматриваются специфические особенности отдельных видов искусства: декоративно-прикладного, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и других, а также синтетических видов искусства – театра, кино, хореографии, эстрады и другое.
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, результаты анализа показывают, что изучение курса «Философия» позволяет понять современную глобальную ситуацию:
- политические, экологические, демографические, экономические проблемы и необходимость их решения для выживания человечества в условиях взаимосвязанного и целостного мира;
- уяснить место и роль личности в объективном историческом процессе; углубить нравственные и эстетические представления студентов.
В процессе изучения данного курса формируется чувство социальной ответственности, осознание личностной значимости в воспитании подрастающего поколения, необходимости нравственно-эстетического взаимодействия субъектов педагогического процесса, которое, по нашему мнению, является одним из необходимых условий формирования основ педагогического мастерства будущих учителей.
Усвоение содержания спецкурса «Этика» способствует актуализации и формированию нравственных идеалов, ценностей и убеждений будущих учителей, а также усвоению теоретических знаний, необходимых для их практического применения в условиях педагогического процесса школы. Все это создает предпосылки для формирования у будущих учителей интереса к профессионально-педагогической деятельности, развития у студентов профессионально значимых и личностных качеств.
Профессионально-педагогическая направленность изучения курса «Эстетика» позволяет будущим учителям осознать, что искусство, оценивая явления окружающей действительности с этической стороны, отражая образ мыслей, идеалов и нравственных принципов художника, его эпохи, показывает человеку прекрасное в сфере человеческих отношений, морали, труда и тем самым формирует нравственные чувства, взгляды, убеждения, мировоззрение.
Заключение. Таким образом, в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин у будущих учителей углубляются теоретические знания, формируются навыки осмысления явлений окружающей действительности, умения анализировать учебный материал, выявляя его нравственно-эстетическую сущность, ее ценность и воспитательные возможности. Являясь фундаментальными, эти знания в полной мере способствуют формированию нравственно-эстетических качеств будущих учителей, необходимых для осуществления нравственно-эстетического взаимодействия субъектов педагогического процесса. Это, во-первых. А, во-вторых, нравственно-эстетическое содержание взаимодействия учителей с учащимися в учебно-воспитательном процессе школы является одним из наиболее важных показателей их педагогического мастерства.