Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE ROLE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILL FUNDAMENTALS OF FUTURE TEACHERS

Zhekibayeva B.A. 1 Shayahmetova M.N. 1
1 E.A. Buketov Karaganda State University
2724 KB
In the given article, we represented results of analysis of possibilities of social-humanitarian disciplines, which take an important place both in vocational-pedagogical training of future teachers in the whole and in the formation of basis of pedagogical skill where students have a real opportunity to learn a set of necessary methodological knowledge among which a particular significance has foundations of dialectical understanding of the laws of nature, society and cognition. The problem research of pedagogical skills and the development of educational conditions of formation of its foundations at the future teachers allowed us to conclude that one of the conditions is a morally-aesthetic interaction of subjects of the pedagogical process.
pedagogical skills
morally-aesthetic interaction of subjects of the pedagogical process.

В формировании основ педагогического мастерства будущих учителей важное значение имеют социально-гуманитарные дисциплины. Изучение содержания курса «Философия», спецкурсов «Этика» и «Эстетика», анализ целей и задач их преподавания в условиях высшей школы позволяет выявить их реальные и потенциальные возможности не только в формировании научного мировоззрения через исходные категории философии: материя, сознание, бытие, основные формы бытия, бытие в мире природы, социальное бытие и другое, понимании студентами сущности понятия «сознание» и форм психической деятельности – мышления, воли, памяти, эмоций, но и в развитии нравственного сознания с позиций диалектического материализма как регулятора человеческой деятельности, как формы жизнедеятельности человека, как способа духовной ориентации и преобразования мира [1].

Цель исследования. В формировании основ педагогического мастерства будущих учителей значение курса «Философия», являющегося наукой и мировоззрением, трудно переоценить.

Целью данного курса является формирование на уровне современных требований интеллектуально-развитой, разносторонней личности специалиста с широкими духовными интересами, мировоззренческим строем мышления. Среди задач изучения курса философии определяются:

  • ознакомление с основными этапами истории философии и современной философской мысли;
  • раскрытие сущности и функций философии в сопоставлении с другими формами духовности;
  • выработка философских основ понимания мира, ориентирование в различных философских течениях;
  • изложение методологических принципов и гносеологических проблем в философском мировоззрении;
  • приобщение к социально-философской проблематике;
  • соотношение природного и общественного, прогресса и регресса в историческом процессе и его истоках, цивилизации и культуры, глобальные проблемы современности и другие;
  • определение проблемы человека как центрального вопроса в философии: раскрытие сущности сознания, освоение понятия личности, свободы, ценностей [2].

Материалы и методы исследования

Так, изучение темы раздела «Философское понимание мира» способствует формированию научного мировоззрения, усвоению основных философских категорий: материя, сознание, бытие, основные формы бытия, бытие в мире природы, социальное бытие и другое. Усвоение содержания темы «Сознание как способность и форма жизнедеятельности человека» позволяет студентам понять сущность категории «сознание» и связанных с ней понятий: мышление, воля, память, эмоции, которые являются реальной основой нравственного сознания с позиций диалектического материализма.

В разделе «Социальная философия», наибольший интерес, на наш взгляд, в аспекте формирования изучаемой проблемы представляет тема «Общество. Основы философского познания», в которой раскрывается сущность понятий «общество как развивающаяся подсистема объективной реальности», «революционный и эволюционный типы развития общества», «субъекты и движущие силы исторического процесса», «социальная группа» и другое.

Изучение темы «Культура. Проблема и перспективы современной цивилизации», дает возможность понять такие философские категории как «культура», «культура как предмет философского анализа», «культура как мир человека», «общество и культура», «духовность», духовная жизнь общества» и многие другие, и здесь будущие учителя имеют возможность осознать роль культуры, морали и эстетики в жизни общества, их исторический и классовый характер, общественные функции, диалектическую взаимосвязь.

Необходимым и интересным, на наш взгляд, является рассмотрение вопросов, касающихся единства, многообразия и взаимодействия культур, а также соотношения национального и межнационального в культуре. Тема «Личность. Свобода. Ценности» также важна в контексте формировании основ педагогического мастерства будущих учителей, так как именно здесь раскрывается содержание понятия личность, его соотношение с понятием человек, роль социальной среды в формировании личности. Изучение личности как объекта и субъекта общественной жизни, роли личности в ходе истории логически подводит к цели, гуманистическому идеалу общества и смыслообразующему началу человеческо-й истории – всестороннему развитию личности. Здесь акцентируется внимание будущих учителей на диалектике исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии.

Среди социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами, непосредственное отношение к формированию изучаемого феномена имеют спецкурсы « Этика» и «Эстетика».

Цель спецкурса «Этика» является вскрытие взаимосвязей смыслообразующей, гуманистической и нравственной функций человеческой жизнедеятельности с развитием культуры, ознакомление студентов с основами и структурой этического знания, нравственной деятельности и самовоспитания.

Среди задач данного спецкурса, как указано в пояснительной записке, выделяются:

  • формирование этического мышления как важнейшего элемента нравственной культуры личности;
  • выработка навыков осмысления своего «Я»; культуры общения, жизни в кругу близких, семьи, друзей, в обществе [3].

В содержании курса «Этика» не только объясняются важнейшие проблемы морали, но и раскрываются ведущие нравственные критерии, ценности, идеалы, нормы, принципы и взгляды. Изучение этого курса способствует формированию у будущих учителей социально ценных установок, нравственных убеждений, уточнению личностных ценностных ориентаций, положительной мотивации профессионально-педагогической деятельности. Анализ программы дает основание сделать вывод о том, что практически все его темы имеют непосредственный выход на формирование основ педагогического мастерства будущих учителей.

Так, в разделе «Этика – теория нравственности» программой предусмотрено рассмотрение происхождение, сущности, структуры морали, раскрытие исторической и классовой сущности морали.

В теме «Категории этики» в разделе «Этика как подсистема культуры: основные проблемы и функции» рассматриваются категории:

  • добро и зло как исходные представления морального сознания;
  • долг, честь, достоинство, совесть как контрольно-регулятивные механизмы нравственного сознания, их своеобразие и функциональное единство;
  • смысл жизни, идеал, счастье как мировоззренческие представления морального сознания;
  • ценностные ориентации и моральные качества как выражение нравственного опыта личности.

В процессе изучения данной темы необходимо сконцентрировать внимание студентов на особенностях осуществления в свободной нравственной деятельности идеалов, ценностей, норм, что, на наш взгляд, укрепляет будущих учителей в осознании своей роли и социальной значимости своей профессии в современной социокультурной ситуации.

В формировании основ педагогического мастерства будущих учителей имеет важное значение и тема «Традиционные виды профессиональной этики», в содержании которого акцентируется внимание на гуманистическом аспекте педагогической этики, регламентирующей соблюдение принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему. Освещение принципов народной педагогики и роли интеллигенции в нравственной жизни общества способствует укреплению убежденности будущих учителей в социальной значимости выбранной профессии, моральном доверии общества к учителю.

Курс «Эстетика» раскрывает методологическую основу и концептуальные подходы к изучению искусствоведческих проблем, поэтому занимает важное место в формировании основ педагогического мастерства будущих учителей.

Цель преподавания курса «Эстетика» – раскрытие философско-эстетического содержания искусства, эстетической организации среды и формирования духовного, нравственного мира личности в общении с классическим наследием, выработке навыков восприятия и осмысления современного искусства, моды, эстетики быта и поведения. Задачами изучения дисциплины являются, как указано в пояснительной записке к программе:

• усвоение философско-эстетического содержания курса, необходимого объема материала по истории и теории художественной практики;

• выработка самостоятельности навыков и ориентаций в воспитании художественного и эстетического вкуса, отношения к национальным художественно-эстетическим традициям и инновациям в современном искусстве Казахстана, в эстетике поведения, быта, общения [4].

В теме «Эстетика – аксиология общечеловеческих ценностей» рассматриваются основные категории эстетики, структура эстетического знания, многообразие форм эстетической деятельности, что предполагает изучение сущности эстетического и его основных форм, а также анализ эстетических ценностей: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Полифоничность и взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве раскрывается через их многообразие: низменное, ужасное, целостность и разорванность.

Тема «Морфология искусства: система видов художественного творчества» раскрывает историческую обусловленность возникновения и развития различных видов искусства и зависимость их выразительных средств от предмета, содержания и задач отражения многообразия окружающего мира. Здесь же рассматриваются специфические особенности отдельных видов искусства: декоративно-прикладного, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и других, а также синтетических видов искусства – театра, кино, хореографии, эстрады и другое.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, результаты анализа показывают, что изучение курса «Философия» позволяет понять современную глобальную ситуацию:

  • политические, экологические, демографические, экономические проблемы и необходимость их решения для выживания человечества в условиях взаимосвязанного и целостного мира;
  • уяснить место и роль личности в объективном историческом процессе; углубить нравственные и эстетические представления студентов.

В процессе изучения данного курса формируется чувство социальной ответственности, осознание личностной значимости в воспитании подрастающего поколения, необходимости нравственно-эстетического взаимодействия субъектов педагогического процесса, которое, по нашему мнению, является одним из необходимых условий формирования основ педагогического мастерства будущих учителей.

Усвоение содержания спецкурса «Этика» способствует актуализации и формированию нравственных идеалов, ценностей и убеждений будущих учителей, а также усвоению теоретических знаний, необходимых для их практического применения в условиях педагогического процесса школы. Все это создает предпосылки для формирования у будущих учителей интереса к профессионально-педагогической деятельности, развития у студентов профессионально значимых и личностных качеств.

Профессионально-педагогическая направленность изучения курса «Эстетика» позволяет будущим учителям осознать, что искусство, оценивая явления окружающей действительности с этической стороны, отражая образ мыслей, идеалов и нравственных принципов художника, его эпохи, показывает человеку прекрасное в сфере человеческих отношений, морали, труда и тем самым формирует нравственные чувства, взгляды, убеждения, мировоззрение.

Заключение. Таким образом, в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин у будущих учителей углубляются теоретические знания, формируются навыки осмысления явлений окружающей действительности, умения анализировать учебный материал, выявляя его нравственно-эстетическую сущность, ее ценность и воспитательные возможности. Являясь фундаментальными, эти знания в полной мере способствуют формированию нравственно-эстетических качеств будущих учителей, необходимых для осуществления нравственно-эстетического взаимодействия субъектов педагогического процесса. Это, во-первых. А, во-вторых, нравственно-эстетическое содержание взаимодействия учителей с учащимися в учебно-воспитательном процессе школы является одним из наиболее важных показателей их педагогического мастерства.