Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

CONDUCTING THE STUDENTS’ SELF-EDUCATION ACTIVITIES IN THE PROCESS OF THE FORMATION OF THEIR CONDUCTING PROFESSIONAL COMPETENCE

Kachalova L.P. 1
1 The Shadrinsk branch of the Tyumen State University
2726 KB
The article states the way the university students’ self-education activities are connected with the process of the formation of their conducting professional competence. On the ground of the done comparative analysis of the conducting competence and the professional competence the main characteristics of self-education activities are pointed out. The article suggests the more exact definition of the university students’ conducting professional competence as well as the main ways to conduct the self-education activities in the process of the formation of their conducting professional competence.
the conducting professional competence
the students’ self-education activities
conducting of the students’ self-education activities

Целью исследования является теоретическое обоснование педагогических возможностей самообразовательной деятельности в процессе формирования управленческой профессиональной компетентности студентов вуза.

Предваряя основную идею управления самообразовательной деятельностью студентов в процессе формирования управленческой компетентности, считаем необходимым уточнить определение понятия управленческая профессиональная компетентность. Рассмотрим ее составляющие. Управленческая компетентность это «сформированная в процессе обучения и самообразования система управленческих компетенций, влияющих на качество решения учебных, а в дальнейшем, и профессиональных задач» [4]; особый вид профессиональной компетенции, представляющий совокупность измеряемых характеристик специалиста, которая позволяет быть эффективным в профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды рыночной экономики [3, c.77]. Профессиональная компетентность представляет собой мобильность знания, гибкость метода, то есть сформированные профессиональные знания в сочетании с опытом творческой деятельности, творческой активностью в профессии, а также совокупность сформированных качеств личности [5, c.9]; это интегральная характеристика личности, определяющая успех профессиональной деятельности и ответственность за её результаты и инструментальную основу которой составляют профессиональные знания, умения, навыки – степень и вид профессиональной подготовки специалиста для выполнения определенной работы [2, c.9].

Сопоставляя управленческую и профессиональную компетентности по содержательной характеристике можно сказать, что общим для них является совокупность сформированных качеств; ядром выступают сформированные знаний и умение применять их в профессиональной деятельности. Указанные характеристики имеют свойство дифференцироваться в отдельное целое и служить показателем или управленческой или профессиональной компетентности.

Под управленческой профессиональной компетентностью понимается «особый вид профессиональной компетенции, в которой выделяются интеллектуальная и личностная характеристика студента, а также совокупность приобретенных знаний, умений, ценностных ориентаций, социально значимых и профессионально важных личностных качеств, достаточных для полноценного включения в профессиональную среду и позволяющих выпускнику вуза быть эффективным в профессиональной деятельности, управлять подразделениями производственного предприятия в условиях конкурентной среды рыночной экономики» [1, c.10].

Уточним понятие «управленческая профессиональная компетентность» – это компетентность, представляющая интегративное свойство личности, включающее ценностный, мотивационный, когнитивный, организационный, эмоционально-волевой компоненты и представляющее собой совокупность знаний, умений и навыков, дающих возможность продуктивно интегрировать их в профессиональную ситуацию, организации собственной управленческой деятельности и деятельности управляемого объекта.

Процесс формирования управленческой профессиональной компетентности студентов достаточно сложен и находится в рамках существующих противоречий: между теоретическим характером обучения и практическим межпредметным характером профессиональной деятельности; неразрешение противоречия между репродуктивным подходом к процессу обучения и настоятельной необходимостью организации продуктивного процесса обучения будущего специалиста, основанного на развитии самопроцессов (самостоятельности, самообразовательности, самореализации) приводит к ситуации, когда выпускник не может проявить и реализовать свои профессиональные качества. Встает вопрос, какие пути и средства, условия будут способствовать формированию компетентного специалиста, соответствующего характеристикам управленческой профессиональной компетентности, которая востребована на современном рынке труда. Одним из подходов к решению данного вопроса является идея управления самообразовательной деятельностью студентов.

Самообразование (самообразовательная деятельность) трактуется, как 1) целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2) приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д. [7, c. 306]. Особенностями данного вида деятельности является: самообразовательная деятельность представляет собой путь развития и интеллекта, и личности в целом, предопределяет социокультурную независимость и самостоятельность личности; предполагает работу с различными источниками информации; определяется развитием способностей личности, раскрытием ее творческого потенциала, обеспечением возможностей для самореализации; предполагает свободный выбор круга проблем, самостоятельную работу с источниками информации, формирование подвижного объема знаний, ограниченного степенью интереса к избранному предмету. Самообразование как особый вид деятельности для многих профессиональных групп, сферы образования в том числе, становится на сегодня особо актуальным вопросом: «любая работа требует развития определенных навыков, и самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста – это навык самообразования» [10, c. 164].

Обоснование управления самообразовательной деятельности студентов в процессе формирования управленческой профессиональной компетентности студентов вуза находит в том, что «подготовка квалифицированных работников готовых к постоянному профессиональному росту, невозможна без перманентной самообразовательной деятельности и навыков самостоятельной работы» [9, c. 53]. Следовательно, для формирования у студентов управленческой профессиональной компетентности необходимо, чтобы в процессе обучения происходило постепенное наращивание их управляющих функций с таким расчетом, чтобы функционально-содержательный конструкт самообразования возрастал, обеспечивая студентам более активную позицию в учении и развитии компонентов формируемой компетентности. Формирование элементов самообразовательной деятельности зависит от создания условий для активной позиции студентов в процессе обучения, от введения в структуру процесса обучения заданий, видов и форм организации деятельности, в основе которой лежит процесс самостоятельного познания, от разнообразных форм организации процесса обучения: интерактивы, дискурсы, диспуты, проектные презентации, микроисследования, учебные микротренинги, групповые и индивидуальные формы самостоятельной работы, способствующие своим содержанием и деятельностным характером самодвижению студентов, самостроительству своего собственного профессионального Я и образования в целом.

Управление самообразовательной деятельностью студентов в процессе формирования управленческой профессиональной компетентности выдвигает требования, связанные с функциональным характером форм управления: опосредованная функция выражается в том, что формы непосредственного управления должны естественно соединяться с опосредованным (инструктивные рекомендации , расширенный анализ выполненной работы, взаимоконтроль); консультативно-корректировочная функция определяется проведением индивидуальных и групповых консультаций по выполнению самостоятельной работы, корректировкой «отклонений» от заданного предмета выполнения, но вместе с тем и поддержка творческой инициативы в самостоятельном поиске входа и выхода из процессуального конструкта самостоятельной работы. В ходе консультации студенты получают пояснения по вопросам, которые вызывают у них затруднения в учебном материале, раскрываются приемы самообразовательной деятельности, которые они могут использовать при подготовке самостоятельной работы; функция контроля и самоконтроля выражена в требованиях к контролю как одному из видов обратной связи, если осуществлять контроль не только результатов деятельности, но и самого процесса деятельности; осуществлять стимулирующее воздействие контроля для продолжения деятельности; контролировать не только прямые, но и побочные продукты самообразовательной деятельности, не только знания, умения, навыки, способы деятельности, но и уровень развития новообразований личности; осуществлять развитие самоконтроля, выдвигать определенные требования к самоконтролю [6, c. 14]; коммуникативная функция означена тем, что для педагогически целесообразной организации самообразования должна быть обеспечена атмосфера свободного делового общения между преподавателем и студентами; мотивационная функция «окаймлена» социально-значимыми мотивами, связанными с реализацией жизненных планов личности и которые придают самообразовательной деятельности необходимую устойчивость, целенаправленность, систематичность; личностно-ориентирующая функция обусловлена тем, что для организации самообразовательной деятельности следует учитывать приоритетность интересов студентов в самоопределении и самореализации, развивать их творческие способности, стремление к непрерывному приобретению новых знаний.

Таким образом, функциональная целостность управления самообразовательной деятельностью студентов способствует формированию готовности к непрерывному образованию, активизации в познании сущности и содержания управленческой профессиональной компетентности. В процессе формирования управленческой профессиональной компетентности студентов вуза необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких знаний, составляющих ядро профессионально-управленческой деятельности и изменить подходы к организации самообразовательной деятельности и самореализации в ней. Организация самообразовательной деятельности студентов ориентирована на соблюдение принципов индивидуализации, персонализации, дидактической целесообразности. Кроме того, организация самообразовательной деятельности ориентирована на создание условий для демонстрации достаточной компетентности студента в раскрываемых вопросах; иметь учебную, научную и (или) практическую направленность и значимость; содержать определенные элементы новизны [8, c.121].

Организацию самообразовательной деятельности следует рассматривать с позиции управления этой деятельностью, а личность студента как будущего профессионала с позиции самообразующегося, с позиции овладения им нового способа деятельности (эксплуатации новых знаний), требующего организации их активной самообразовательной деятельности, когда главным является процесс превращения информации в знание, а. самообразование становится важнейшим средством и источником обогащения будущего специалиста в процессе овладения управленческой профессиональной компетентностью.

Педагогическая значимость управления самообразовательной деятельностью в процессе формирования управленческой профессиональной компетентности студентов вуза заключается в том, что со стороны преподавателя осуществляется систематический контроль, демонстрация доброжелательности, создания атмосферы личностного комфорта, ситуаций успеха для каждого студента. Со стороны студента обратная связь в этом аспекте очевидна: доминирование положительных эмоций, мотивационно-интеллектуальной активности, активность, уверенность в собственном успехе, рефлексирование, самооценка, адекватный выбор способа решения поставленной задачи.

Ведущими условиями управления самообразовательной деятельности студентов в процессе формирования управленческой профессиональной компетентности возможны следующие: введение спецкурсов и практикумов по достижению индивидуального карьерного роста на основе самообразовательной деятельности; организация недели профессионального самообразования, в рамках которой студенты демонстрируют самостоятельно разработанные проекты, разработки, бизнес- проекты и пр.; публичное признание творческой инициативы студентов; инициация и стимулирование овладения управленческой профессиональной компетентностью на основе рефлексии и осознанного целеполагания самообразовательной деятельности.

Итак, самообразовательная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, управление этой деятельностью предусматривает расширение возможностей для самостоятельного превращения будущим специалистом информации в знание и тем самым обеспечивающее реализацию требований к результатам освоения управленческой профессиональной компетентности студентов вуза.