Целью исследования является теоретическое обоснование педагогических возможностей самообразовательной деятельности в процессе формирования управленческой профессиональной компетентности студентов вуза.
Предваряя основную идею управления самообразовательной деятельностью студентов в процессе формирования управленческой компетентности, считаем необходимым уточнить определение понятия управленческая профессиональная компетентность. Рассмотрим ее составляющие. Управленческая компетентность это «сформированная в процессе обучения и самообразования система управленческих компетенций, влияющих на качество решения учебных, а в дальнейшем, и профессиональных задач» [4]; особый вид профессиональной компетенции, представляющий совокупность измеряемых характеристик специалиста, которая позволяет быть эффективным в профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды рыночной экономики [3, c.77]. Профессиональная компетентность представляет собой мобильность знания, гибкость метода, то есть сформированные профессиональные знания в сочетании с опытом творческой деятельности, творческой активностью в профессии, а также совокупность сформированных качеств личности [5, c.9]; это интегральная характеристика личности, определяющая успех профессиональной деятельности и ответственность за её результаты и инструментальную основу которой составляют профессиональные знания, умения, навыки – степень и вид профессиональной подготовки специалиста для выполнения определенной работы [2, c.9].
Сопоставляя управленческую и профессиональную компетентности по содержательной характеристике можно сказать, что общим для них является совокупность сформированных качеств; ядром выступают сформированные знаний и умение применять их в профессиональной деятельности. Указанные характеристики имеют свойство дифференцироваться в отдельное целое и служить показателем или управленческой или профессиональной компетентности.
Под управленческой профессиональной компетентностью понимается «особый вид профессиональной компетенции, в которой выделяются интеллектуальная и личностная характеристика студента, а также совокупность приобретенных знаний, умений, ценностных ориентаций, социально значимых и профессионально важных личностных качеств, достаточных для полноценного включения в профессиональную среду и позволяющих выпускнику вуза быть эффективным в профессиональной деятельности, управлять подразделениями производственного предприятия в условиях конкурентной среды рыночной экономики» [1, c.10].
Уточним понятие «управленческая профессиональная компетентность» – это компетентность, представляющая интегративное свойство личности, включающее ценностный, мотивационный, когнитивный, организационный, эмоционально-волевой компоненты и представляющее собой совокупность знаний, умений и навыков, дающих возможность продуктивно интегрировать их в профессиональную ситуацию, организации собственной управленческой деятельности и деятельности управляемого объекта.
Процесс формирования управленческой профессиональной компетентности студентов достаточно сложен и находится в рамках существующих противоречий: между теоретическим характером обучения и практическим межпредметным характером профессиональной деятельности; неразрешение противоречия между репродуктивным подходом к процессу обучения и настоятельной необходимостью организации продуктивного процесса обучения будущего специалиста, основанного на развитии самопроцессов (самостоятельности, самообразовательности, самореализации) приводит к ситуации, когда выпускник не может проявить и реализовать свои профессиональные качества. Встает вопрос, какие пути и средства, условия будут способствовать формированию компетентного специалиста, соответствующего характеристикам управленческой профессиональной компетентности, которая востребована на современном рынке труда. Одним из подходов к решению данного вопроса является идея управления самообразовательной деятельностью студентов.
Самообразование (самообразовательная деятельность) трактуется, как 1) целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2) приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д. [7, c. 306]. Особенностями данного вида деятельности является: самообразовательная деятельность представляет собой путь развития и интеллекта, и личности в целом, предопределяет социокультурную независимость и самостоятельность личности; предполагает работу с различными источниками информации; определяется развитием способностей личности, раскрытием ее творческого потенциала, обеспечением возможностей для самореализации; предполагает свободный выбор круга проблем, самостоятельную работу с источниками информации, формирование подвижного объема знаний, ограниченного степенью интереса к избранному предмету. Самообразование как особый вид деятельности для многих профессиональных групп, сферы образования в том числе, становится на сегодня особо актуальным вопросом: «любая работа требует развития определенных навыков, и самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста – это навык самообразования» [10, c. 164].
Обоснование управления самообразовательной деятельности студентов в процессе формирования управленческой профессиональной компетентности студентов вуза находит в том, что «подготовка квалифицированных работников готовых к постоянному профессиональному росту, невозможна без перманентной самообразовательной деятельности и навыков самостоятельной работы» [9, c. 53]. Следовательно, для формирования у студентов управленческой профессиональной компетентности необходимо, чтобы в процессе обучения происходило постепенное наращивание их управляющих функций с таким расчетом, чтобы функционально-содержательный конструкт самообразования возрастал, обеспечивая студентам более активную позицию в учении и развитии компонентов формируемой компетентности. Формирование элементов самообразовательной деятельности зависит от создания условий для активной позиции студентов в процессе обучения, от введения в структуру процесса обучения заданий, видов и форм организации деятельности, в основе которой лежит процесс самостоятельного познания, от разнообразных форм организации процесса обучения: интерактивы, дискурсы, диспуты, проектные презентации, микроисследования, учебные микротренинги, групповые и индивидуальные формы самостоятельной работы, способствующие своим содержанием и деятельностным характером самодвижению студентов, самостроительству своего собственного профессионального Я и образования в целом.
Управление самообразовательной деятельностью студентов в процессе формирования управленческой профессиональной компетентности выдвигает требования, связанные с функциональным характером форм управления: опосредованная функция выражается в том, что формы непосредственного управления должны естественно соединяться с опосредованным (инструктивные рекомендации , расширенный анализ выполненной работы, взаимоконтроль); консультативно-корректировочная функция определяется проведением индивидуальных и групповых консультаций по выполнению самостоятельной работы, корректировкой «отклонений» от заданного предмета выполнения, но вместе с тем и поддержка творческой инициативы в самостоятельном поиске входа и выхода из процессуального конструкта самостоятельной работы. В ходе консультации студенты получают пояснения по вопросам, которые вызывают у них затруднения в учебном материале, раскрываются приемы самообразовательной деятельности, которые они могут использовать при подготовке самостоятельной работы; функция контроля и самоконтроля выражена в требованиях к контролю как одному из видов обратной связи, если осуществлять контроль не только результатов деятельности, но и самого процесса деятельности; осуществлять стимулирующее воздействие контроля для продолжения деятельности; контролировать не только прямые, но и побочные продукты самообразовательной деятельности, не только знания, умения, навыки, способы деятельности, но и уровень развития новообразований личности; осуществлять развитие самоконтроля, выдвигать определенные требования к самоконтролю [6, c. 14]; коммуникативная функция означена тем, что для педагогически целесообразной организации самообразования должна быть обеспечена атмосфера свободного делового общения между преподавателем и студентами; мотивационная функция «окаймлена» социально-значимыми мотивами, связанными с реализацией жизненных планов личности и которые придают самообразовательной деятельности необходимую устойчивость, целенаправленность, систематичность; личностно-ориентирующая функция обусловлена тем, что для организации самообразовательной деятельности следует учитывать приоритетность интересов студентов в самоопределении и самореализации, развивать их творческие способности, стремление к непрерывному приобретению новых знаний.
Таким образом, функциональная целостность управления самообразовательной деятельностью студентов способствует формированию готовности к непрерывному образованию, активизации в познании сущности и содержания управленческой профессиональной компетентности. В процессе формирования управленческой профессиональной компетентности студентов вуза необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких знаний, составляющих ядро профессионально-управленческой деятельности и изменить подходы к организации самообразовательной деятельности и самореализации в ней. Организация самообразовательной деятельности студентов ориентирована на соблюдение принципов индивидуализации, персонализации, дидактической целесообразности. Кроме того, организация самообразовательной деятельности ориентирована на создание условий для демонстрации достаточной компетентности студента в раскрываемых вопросах; иметь учебную, научную и (или) практическую направленность и значимость; содержать определенные элементы новизны [8, c.121].
Организацию самообразовательной деятельности следует рассматривать с позиции управления этой деятельностью, а личность студента как будущего профессионала с позиции самообразующегося, с позиции овладения им нового способа деятельности (эксплуатации новых знаний), требующего организации их активной самообразовательной деятельности, когда главным является процесс превращения информации в знание, а. самообразование становится важнейшим средством и источником обогащения будущего специалиста в процессе овладения управленческой профессиональной компетентностью.
Педагогическая значимость управления самообразовательной деятельностью в процессе формирования управленческой профессиональной компетентности студентов вуза заключается в том, что со стороны преподавателя осуществляется систематический контроль, демонстрация доброжелательности, создания атмосферы личностного комфорта, ситуаций успеха для каждого студента. Со стороны студента обратная связь в этом аспекте очевидна: доминирование положительных эмоций, мотивационно-интеллектуальной активности, активность, уверенность в собственном успехе, рефлексирование, самооценка, адекватный выбор способа решения поставленной задачи.
Ведущими условиями управления самообразовательной деятельности студентов в процессе формирования управленческой профессиональной компетентности возможны следующие: введение спецкурсов и практикумов по достижению индивидуального карьерного роста на основе самообразовательной деятельности; организация недели профессионального самообразования, в рамках которой студенты демонстрируют самостоятельно разработанные проекты, разработки, бизнес- проекты и пр.; публичное признание творческой инициативы студентов; инициация и стимулирование овладения управленческой профессиональной компетентностью на основе рефлексии и осознанного целеполагания самообразовательной деятельности.
Итак, самообразовательная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, управление этой деятельностью предусматривает расширение возможностей для самостоятельного превращения будущим специалистом информации в знание и тем самым обеспечивающее реализацию требований к результатам освоения управленческой профессиональной компетентности студентов вуза.