Совершенствование системы непрерывной профессиональной подготовки медицинских кадров – составная часть реформ, проводимых в образовании и здравоохранении Российской Федерации. На одно из первых мест в отраслях выдвигается проблема повышения качества дополнительного профессионального образования.
Необходимость динамических изменений в системе подготовки кадрового потенциала медицинской отрасли связана прежде всего с возрастающими требованиями к качеству медицинского обслуживания населения России – все без исключения заинтересованы в том, чтобы любой дипломированный работник практического здравоохранения (будь то врач, провизор, медицинская сестра, акушерка, лаборант или фельдшер) были высококвалифицированными специалистами, не только понимающими и способными своевременно, грамотно решать свои узкопрофессиональные задачи, но и, независимо от специальности, ориентированными в вопросах общественного здоровья и здравоохранения, адаптированными к социальным, политическим, правовым и экономическим переменам, происходящим в обществе. Именно поэтому система непрерывной подготовки медицинских кадров «через всю жизнь» должна соответствовать не только запросам здравоохранения, но и запросам общества в целом.
Решение поставленной задачи возможно на основе инновационной образовательной деятельности, ориентированной на заказчика, создание новой образовательной среды в учреждении и использование инновационных образовательных технологий.
Современный медицинский работник – это специалист, который учится всегда. Его профессиональная жизнь изначально построена так, что без регулярного повышения квалификации, без дополнительного образования он просто будет лишен права и возможности работать. И это совершенно справедливо, поскольку в последние 20 лет здравоохранение Российской Федерации претерпело весомые изменения. Отечественная медицина в течение последних десятилетий перешла в новое состояние, приобрела кардинально новую идеологию и направление развития, появляются новейшие методики и технологии диагностики, профилактики и лечения, появляются все новые препараты, при этом число доступных лекарственных средств исчисляется тысячами. Резко возрос поток медицинской информации (даже по узким специальностям он напоминает лавину), в практику приходят новейшие лечебно-диагностические и профилактические технологии, требующие для их эффективного использования новых знаний. А Компьютер и Интернет стали в руках медицинского работника важными и привычными инструментами, незаменимыми для информационной доступности бесценного опыта мирового медицинского сообщества. Медицинский мир повсеместно использует принципы доказательной медицины. Кроме того, пространство, в котором осуществляется модернизация здравоохранения, на сегодняшний день во многом определяется влиянием макроэкономических факторов, сложившихся нравственных ценностей, а также правовых норм общества. В этих условиях появляется потребность не только в новых знаниях, но и в новых технологиях их приобретения, что определяет принципиально новый уровень всей системы непрерывного профессионального образования.
Более 20 лет Пермский краевой центр повышения квалификации работников здравоохранения помогает практическим специалистам «шагать в ногу со временем» – расти профессионально и интеллектуально, постоянно совершенствовать профессиональные компетенции, а, значит, – соответствовать тем жестким требованиям, которые предъявляет время, оставаясь при этом конкурентоспособными востребованными специалистами.
В условиях модернизации здравоохранения – переводе отрасли на новые принципы работы, новые стандарты и технологии – руководители и специалисты Центра четко представляют, какова будет их роль в предложенных условиях, и как в этих новых условиях они могут помочь своим слушателям.
Усиление роли знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ определяет постоянный поиск новых подходов к образовательному процессу, и является, на наш взгляд, основой совершенствования дополнительного профессионального образования как единой системы непрерывного образования.
В настоящее время Пермский краевой центр повышения квалификации работников здравоохранения осуществляет профессиональную переподготовку, (по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология профилактическая», «Лабораторная диагностика»), повышение квалификации, аттестацию и сертификацию специалистов здравоохранения более чем по 70 специальностям и направлениям. Регулярно проводятся краткосрочные тематические усовершенствования по наиболее актуальным проблемам отечественной медицины в соответствии с образовательными потребностями основных заказчиков услуг (Министерства здравоохранения и образования Пермского края, Агентство по управлению социальными службами Пермского края, медицинские организации региона и смежных территорий).
Здравоохранение – отрасль социальной сферы, в которой заняты не только медицинские работники, но и специалисты ряда служб, деятельность которых во многом определяет результат лечебного процесса – то, что в конечном итоге характеризуется понятием «качество жизни» человека. Именно по этой причине ежегодно расширяется спектр немедицинских и парамедицинских областей и вопросов для смежных специальностей, освещаемых в рамках информационно-образовательных и проблемных семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки. Сейчас образовательный процесс помимо сугубо медицинских направлений включает такие как фармация, охрана труда, статистика, утилизация отходов, метрология, социальная сфера и многие другие, прямо или косвенно влияющие на здоровье населения в целом.
В основе системы непрерывного профессионального образования лежит интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности при активном взаимодействии со всеми социальными партнерами. Наука служит основным источником создания инноваций. А инновации в свою очередь, являясь главным фактором развития образования, являются решающим звеном этой системы с точки зрения экономики, поскольку именно они определяют приоритеты страны и ее народного хозяйства.
За годы работы в Пермском краевом центре повышения квалификации работников здравоохранения накоплен большой опыт использования современных информационных и телекоммуникационных технологий: постоянно совершенствуются инструменты и средства организации электронного обучения (инструментальные и программные средства, электронные курсы, дидактические системы, системы педагогических измерений и оценки качества образования). Для ряда программ созданы компьютерные интерактивные тренинги и обучающие системы виртуальной реальности. Кроме того, активно обновляется парк аудио-визуального оборудования (мультимедийные системы, интерактивные доски, портативные устройства), внедряются проекты электронной библиотеки и системы единого документооборота учреждения. Ежегодно расширяется перечень программ последипломной подготовки специалистов с использованием средств эффективной коммуникации в образовательной среде (видеоконференции, вебинары), что особенно целесообразно для корпоративного клиента.
Основное условие деятельности квалифицированного специалиста здравоохранения любого профиля – высокий профессионализм и компетентность в своей области, постоянное совершенствование специальных знаний, умений, навыков, эрудиции, готовность внедрения последних достижений науки в практику, что в свою очередь требует совершенствования системы самообучения, на развитие которой должны быть нацелены научные и исследовательские усилия, разработаны современные системы передачи знаний с использованием методов телемедицины, внедрены технологии дистанционного образования.
Традиционная объяснительно-иллюстративная модель образования заключается в передаче учебной информации, которая отражает теоретические основы профессии и описывает правила, алгоритмы, необходимые для формирования множества практических умений и навыков. Формы организации учебного процесса в традиционной модели являются во многом искусственными для обучающегося, тем более для специалиста, повышающего свою квалификацию. Специалисты, обучающиеся по классической образовательной модели, находятся в своего рода виртуальном мире неких абстрактных знаний, систем и, искусственных по сравнению с реальной жизнью, форм организации учебной деятельности. Основным противоречием стандартной модели образования при этом является овладение профессиональной деятельностью в рамках качественно иной по целям, содержанию, формам, методам, средствам, процессу и результату учебной деятельности. Как следствие – дезадаптация специалистов на практике, неспособность принятия конкретных производственных решений и решения необходимых профессиональных задач.
Преодолеть эту консервативность образования, синтезировав в сознании слушателя из огромного объёма абстрактной теоретической информации, из содержания множества учебных модулей и тем целостную картину профессиональной деятельности, научиться использовать знания из «виртуального» образовательного мира в реальной действительности возможно лишь путем реализации компетентностного подхода в образовании, который позволяет обучить специалистов необходимым знаниям, сформировать у них умения, навыки и компетенции, необходимые для совершенствования способности самостоятельно решать нетипичные проблемы и производственные задачи.
Наглядным примером эффективной реализации компетентностного подхода в сфере дополнительного профессионального образования может служить созданная в Центре и не имеющая аналогов система интерактивного дистанционного обучения фармацевтических работников (провизоров и фармацевтов) для курсов повышения квалификации, включающая в себя три модуля: «Управление и экономика фармации», «Современные проблемы фармакологии с элементами фармакотерапии», «Фитотерапия с основами фармакогнозии». При создании данного проекта были разработаны экспериментальные образцы следующих систем образовательной фармацевтической виртуальной реальности (ОФВР):
• имитация работы на фармацевтическом производстве; имитация работы в аптечной организации;
• имитации экскурсий на питомник лекарственных растений, имитации экспедиций по сбору лекарственного растительного сырья, по исследованию ареалов произрастания лекарственных растений;
• мультимедийное интерактивное пособие, иллюстрирующее анатомическое строение органов, процессы микромира;
• учебное пособие для получения разнообразной информации, размещённой в ОФВР – «Мир фармацевтических знаний».
Разработанные учебные средства были внедрены в учебный процесс и апробированы в более чем 20 населённых пунктов Пермского, Краснодарского краев, республик Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Свердловской области. По дистанционной интерактивной программе повышения квалификации фармацевтические работники обучаются в нашем Центре с 2010 года, за весь период было обучено более 500 специалистов.
По завершению обучения, проходящего без отрыва от работы, провизоры и фармацевты могут сдать квалификационный экзамен в режиме On-line. Дистанционный курс усовершенствования по специальности «Фармация» уникален для страны, он уже получил заслуженное признание в среде профессионалов.
Достаточно новым, перспективным и очень интересным для нас проектом сегодня является внедрение дистанционного обучения слушателей. С этой целью с 2012 года в Пермском краевом Центре повышения квалификации работников здравоохранения внедрена и успешно реализуется система дистанционного обучения MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Данную систему широко используют крупнейшие университеты и образовательные центры всего мира.
Дистанционное обучение слушателей Центра осуществляется по таким общепрофессиональным модулям образовательных программ повышения квалификации специалистов практического здравоохранения, как «Инфекционная безопасность и инфекционный контроль» и «Неотложная медицинская помощь и медицина катастроф». В ближайшее время планируется организация дистанционного обучения по модулям «Паллиативная помощь» и «Актуальные вопросы сестринского дела».
Всего с использованием системы дистанционного обучения MOODLE обучилось более 300 специалистов здравоохранения. Данный проект по результатам анкетирования получил высокую оценку: более 90 % специалистов расценивают обучение в системе MOODLE как наиболее эффективное, способствующее саморазвитию слушателей, приближенное к реальным производственным ситуациям, способствующее совершенствованию необходимых современных профессиональных качеств и компетенций.
На базе Центра существует «Театр учебных действий», где в режиме реального времени отрабатываются практические навыки.
Для оптимизации самостоятельной работы слушателей созданы рабочие тетради по тематике модулей образовательных программ, как электронные, так и на бумажных носителях.
В настоящее время нами внедрена и апробирована накопительная (кредитная) система повышения квалификации работников здравоохранения, которая позволяет, шире использовать возможности индивидуальной траектории обучения. Осуществляются услуги и консалтинг в области обучения (услуги общественной интеграции, проектное управление, маркетинг образовательных услуг).
Неотъемлемой частью работы нашего Центра является активное участие в научных исследованиях. Сотрудниками Центра регулярно публикуются научные статьи, издаются монографии, учебные и методические пособия, разрабатываются интерактивные электронные учебники. Большое значение в деятельности образовательной организации играет сетевое взаимодействие, в том числе и с зарубежными партнерами. С 2010 года Центр сотрудничает с ведущими специалистами США, Великобритании, Японии, Италии, Польши в рамках работы Международной ассоциации хосписной и паллиативной помощи. Ежегодно проводятся образовательные международные семинары и конференции.
Современному специалисту здравоохранения, чтобы быть востребованным на рынке труда, необходимы новые знания, умения и профессиональные компетенции. При этом роль ДПО становится особенно актуальной, а сложившаяся система образовательных услуг в полной мере сможет удовлетворять потребностям заказчика только при условии инновационного подхода к последипломной подготовке медицинских кадров. Формирование инновационного характера развития системы дополнительного профессионального образования сопряжено с необходимостью реального повышения качества обучения, а именно созданием благоприятных условий для нововведений, усилением адаптационных способностей образовательного учреждения к изменениям внешней экономической среды, разработки и реализации генеральной стратегии развития образовательного учреждения в целом и стратегии инноваций, созданием эффективной системы управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью.