Проблема незаконных рубок леса в последние годы приобрела особую важность для российского лесного сектора, особенно остро она проявляется в отдельных регионах, в частности, в Забайкальском крае. Лесистость его территории составляет 68,3 %, в то время по России в среднем она не превышает 46 %, а эксплуатационные леса занимают 25586,4 тыс. га (78,4 % от общей площади лесов края) [1]. В связи с этим одним из ключевых видов экономической деятельности на территории края является лесопользование. По данным Государственной лесной службы Забайкальского края в 2013 году было выявлено 898 лесонарушений, 885 из которых связаны с незаконными рубками лесных насаждений. Объём незаконно заготовленной древесины в 2013 году составил 21,1 тыс. м3, а ущерб – 82 млн. руб.
Как правило, раскрытие преступлений такого рода затруднено из-за отсутствия доказательной базы. Одной из самых надежных методик при расследовании незаконных рубок и преступлений, связанных с нелегальным оборотом древесины, является проведение экспертиз, основанных на дендрохронологических методах. Дендрохронология как наука занимается датировкой годичных слоев прироста древесины и связанных с ними событий, изучением влияния экологических факторов на величину прироста древесины, анатомическую структуру годичных слоев и их химический состав, а также анализом содержащейся в годичных слоях информации для целей реконструкции условий окружающей среды [2]. Несмотря на то, что методы судебной дендрохронологии были разработаны уже в 70-х годах прошлого века [3], широкого распространения в криминалистической практике они не получили. Только в последние годы в связи с ростом количества правонарушений в лесном секторе России, а также с применением современного измерительного оборудования и специализированных компьютерных программ дендрохронологические методы стали внедрятся в экспертно-криминалистические центры МВД при проведении ботанических экспертиз [4–8 и др.]. В настоящее время они уже достаточно хорошо зарекомендовали себя в отечественной практике.
С большой точностью дендрохронологическая экспертиза позволяет установить календарную дату (год, сезон, месяц) рубки деревьев; идентифицировать ствол дерева или пиломатериала с пнём, обнаруженным на месте рубки; определить принадлежность отдельных элементов древесины одному дереву и др.
Применение метода базируется на ряде биологических принципов, а именно [6]:
1. Деревья умеренных широт каждый год образуют хорошо различимое годичное кольцо прироста древесины по диаметру.
2. Формирование размеров годичных колец связано с влиянием лимитирующих факторов среды. В благоприятные годы деревья формируют широкие годичные кольца, а в неблагоприятные – узкие.
3. У деревьев одной породы, произрастающих в сходных условиях, приросты годичных колец синхронны во времени.
В основе проведения экспертиз, связанных с определением года рубки, лежит метод перекрестного датирования. Метод заключается в сравнении так называемых референтных или эталонных хронологий, построенных в результате измерения ширины годичных колец кернов, у которых известна календарная дата взятия и, соответственно, годы формирования каждого кольца могут быть определены, с индивидуальными сериями, полученными в результате измерения ширины годичных колец у порубочных остатков (спилы, изъятые с места рубки).
Цель настоящего сообщения – показать возможность и эффективность применения дендрохронологического метода исследований для определения сроков незаконной рубки деревьев, произраставших в природно-климатических условиях Забайкальского края.
Материалы
и методы исследования
Материалом для исследований служили спилы пней деревьев сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.), изъятые с места рубки в лесном массиве Читинского района Забайкальского края, в количестве 40 штук и 10 кернов древесины. Керны были отобраны в октябре 2013 года с помощью возрастного бурава «Пресслера» с живых деревьев сосны, произрастающих на территории, непосредственно прилегающей к месту незаконной рубки.
Для увеличения четкости границ между годичными кольцами на торцевых поверхностях спилов медицинским скальпелем со сменными лезвиями прорезаны радиальные направления. Керны предварительно наклеены на деревянные подложки и также подрезаны. Подготовленные срезы для более четкого выделения годичных колец контрастировались мелом. Измерения ширины годичных колец выполнены под стереоскопическим микроскопом, связанным с автоматизированным измерителем годичных колец LINTAB-6 (Rinn Corp. Germany). Точность измерения 0,01 мм. В комплект установки входит специализированное программное обеспечение TSAP–Windows. В 2009 году, после прохождения сертификации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, прибор был зарегистрирован в Государственном реестре измерений и допущен к применению на территории Российской Федерации [8].
Результаты исследования
и их обсуждение
В результате измерений ширины годичных колец у буровых кернов и спилов пней было построено 50 индивидуальных древесно-кольцевых хронологий. Определение периода рубки, как правило, начинается с построения эталонной древесно-кольцевой хронологии по кернам, отобранным с живых деревьев. Так как у кернов известен календарный год образования подкорового кольца прироста, то методом обратного отсчета определяются годы формирования каждого кольца на исследуемых образцах древесины.
Статистическая обработка индивидуальных серий ширины годичных колец, построенных в результате измерения 10 кернов, показала, что графики обладают высоким сходством. Средний коэффициент корреляции между индивидуальными графиками прироста составил 0,66 (при уровне значимости p < 0,01). Такие значения свидетельствуют о синхронной реакции приростов на влияние внешних условий среды. У всех древесно-кольцевых серий выявлены годы, когда отмечались заметные снижения прироста и формировались так называемые «реперные узкие кольца». В 100 % случаев они приходятся на 2007 г., 2003 г., 1987 г., 1976 г. и 1965 г. (рисунок). В эти годы на исследуемой территории отмечались неблагоприятные метеорологические условия, связанные со снижением количества атмосферных осадков, выпавших в период вегетации. Это согласуется с данными, полученными для данного района ранее, свидетельствующими о том, что изменения в приросте обусловлены лимитированием их осадками периода вегетации [9, 10]. После установления высокого подобия характера индивидуальных графиков ширины годичных колец было произведено их усреднение и получена эталонная обобщенная древесно-кольцевая хронология, отражающая динамику влияния условий внешней среды.
Для установления календарного года рубки деревьев в программе TSAP–Windows была выполнена перекрестная датировка индивидуальных хронологий, полученных в результате измерения ширины годичных колец у спилов пней, с эталонной древесно-кольцевой хронологией. Программа позволяет перемещать кривые относительно друг друга и дает возможность выявлять календарный год рубки не только визуально, в том числе и по совпадению реперных лет, но и по таким основным статистическим показателям, как сходство графиков (Glk) и уровень их синхронности (GSL). Для каждой сравниваемой кривой коэффициент корреляции между эталонной хронологией и индивидуальными сериями приростов исследуемых спилов пней составил от 0,60 до 0,90. Также по результатам датировки наблюдалось соответствие между повторяемостью реперных лет у разных серий.
Индивидуальные древесно-кольцевые серии, построенные по результатам измерений ширины годичных колец у кернов, отобранных с живых деревьев (стрелками обозначены реперные (узкие) годичные кольца)
Результаты проведенных исследований показали, что деревья, спилы которых были представлены на экспертизу, были срублены в период с 2009 г. по 2012 год.
Таким образом, выполненными исследованиями в результате применения дендрохронологического метода были получены надежные доказательства периодов незаконных рубок. На данном примере показана высокая эффективность и достоверность проведения дендрохронологических экспертиз для создания доказательной базы при расследовании незаконных рубок и преступлений, связанных с нелегальным оборотом древесины.
Автор выражает благодарность д.б.н. Виктору Ивановичу Воронину за консультации на всех этапах выполнения экспертизы.