Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PEDAGOGICAL TERMS OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TО ECOLOG – REGIONAL WORK AТ SCHOOL

Turabaeva G.К. 1
1 South Kazakhstan State Universitety from M. Auezov
2935 KB
The generalized results of research of system organization of process of ecological preparation of teachers are presented in the conditions of continuous pedagogical education. With the use of methods of theoretical analysis, scientific bases of application of approach of the systems are investigational totality of empiric and statistical methods to ecological preparation of teachers, the structural components of ecolog-pedagogical education are certain, the model of the pedagogical system of the investigated process is worked out.
ecological education
ecological preparation of teachers
ecolog – regional work

Выбор темы в настоящей работе определяется тем, что она в настоящее время очень актуальна и находится в центре внимания учёных, педагогов, деятелей культуры. В современных условиях, которые сами по себе быстро меняются, когда усливается социальное неравенство, вопрос о формировании социального опыта учащихся, возрождения русской духовности и культуры приобретает особую остроту. Формирование социального опыта учащихся сельских школ является одновременно важнейшей предпосылкой и составляющей частью социализации. Опыт показывает, что эколого-краеведческая работа может играть в этом отношении важную роль, она может максимально благородно влиять на формирование личности молодого человека.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий и методики подготовки будущих учителей к эколого-краеведческой работе в школе.

Процесс профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в вузе. Подготовка будущих учителей к эколого-краеведческой работе в школе.

Материалы и методы исследования

Анализ философской, психолого-педагогической, экологической, научно-методической, специальной (краеведческой) литературы по проблеме исследования; изучение и анализ учебно-методической документации вуза и школы; анализ эколого-краеведческой деятельности студентов, школьников и учителей; изучение и обобщение передового педагогического опыта организации эколого-краеведческой работы; метод экспертных оценок; педагогическое моделирование; методы количественной и качественной оценки результатов исследования; педагогический эксперимент.

Результаты исследования
и их обсуждение

Использование учителем краеведческого материала в ходе урока значительно активизирует деятельность учащихся. Это имеет большое значение для решения вопроса о выборе методов обучения и о формах связи учебных занятий с краеведением. Наибольшие трудности возникают у учителя в связи с необходимостью сохранить нужную пропорцию в количественном и качественном отборе краеведческого материала, используемого на уроке в учебных и воспитательных целях. Краеведческие сведения должны быть достаточными, чтобы из них можно было вычленить материал, помогающий усвоению предмета, но не заменять сам предмет [1].

Необходим такой объем сведений, который обеспечивает сознательное и прочное усвоение изучаемого материала. Во всех случаях краеведческий материал следует подбирать так, чтобы он подводил учащихся к обобщениям и связям, требуемым изучаемой темой в данный момент, и помогал усвоению общих представлений и понятий.

В условиях обострения проблем, связанных с охраной окружающей среды, когда они требуют своего решения как в национальном, так и в региональном и мировом уровне, особую актуальность приобретают задачи формирования экологической культуры подрастающего поколения. Среди новых концептуальных задач воспитания современных обучающихся экологической культуре придается особый статус, а экологическое воспитание выделяется как важнейший элемент общего образования. В соответствии с требованиями компонентностного подхода, экологическое образование и воспитание школьников должны быть ориентированы на результат. Эколого-краеведческая работа в школе может служить эффективным средством реализации современных задач формирования экологической компетенции школьников, но при условии соответствующий теоретико-методической подготовки учителя к рассматриваемую направлению педагогической деятельности. Это обуславливает необходимость разработки и внедрения системы подготовки будущих педагогов к эколого-краеведческой работе в школе [1].

Все эти мероприятия потребовали особого внимания к проблеме кадров и повышения их методической подготовки, анализ кадрового состава школьных работников показал, что здесь представлены различные профессии, специальности. К сожалению в настоящее время нет курсов, занятий, которые бы готовили к краеведческой работе, давали специальные знания музееведения, полностью отсутствует система подготовки в такой специфической области, как музейная педагогика. Отсутствие профессиональной подготовки компенсировалось энтузиазмом школьных музейных работников, однако это качество должно подкрепляться профессионализмом.

Краеведческую работу в школах ведут сами учащиеся под руководством учителей. При этом объём, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, от их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже с первого класса учащиеся получают элементарные представления о своём крае, его природе и охране природы [2].

В условиях многообразия образовательных и воспитательных систем, моделирования каждой школой своего пути развития обогащение содержания педагогической деятельности становится особенно актуальной задачей. Один из возможных способов её решения – обращение к такому феномену, как школьный музей.

– обоснована необходимость подготовки будущих учителей к эколого-краеведческой работе в школе в условиях вуза, раскрыты педагогические основы, ее сущность и содержание;

– проанализировано состояние эколого-краеведческой работы в школе и возможности ее совершенствования;

– разработана и обоснована теоретическая модель подготовки будущих учителей к эколого-краеведческой работе в школе;

– теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность разработанной методики подготовки будущих учителей к эколого-краеведческой работе в школе.

Методологической и теоретической основой исследования являются теория познания, диалектическое учение о формировании личности, о единстве и взаимосвязи человека, общества и природы, теория человеческого образования, идей о необходимости вооружения школьников знаниями об обьектах экологического краеведения.

Мы можем говорить о том, что сложилась общность людей, реализующих эти цели и идеи, которая выражается в совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, то есть второй компонент воспитательной системы также присутствует.

Эколого-краеведческая работа в нашей школе стала системообразующим видом деятельности, при его выборе мы руководствовались следующим:

– интересами и потребностями учащихся;

– особенностями педагогического коллектива;

– традициями школы и окружающего коллектива;

– какой тип нашей школы – Основная;

– финансовыми возможностями школы.

Разумеется эколого-краеведческая работа, как системообразующий вид деятельности не исчерпывает собой весь диапазон совместной деятельности учителей, учащихся и родителей.

Существуют и другие виды деятельности, которые способствуют эколого-краеведческой работе как системе образующей упорядочить и интегрировать компоненты воспитательной системы. Таким образом, мы видим наличие третьего и четвертого компонента воспитательной системы в нашей школе.

Пятый компонент воспитательной системы – среда, освоенная школьным коллективом, также определена, так как идет постепенное ознакомление школьников с окружающей средой, идет деятельное освоение среды учащимися, происходит педагогизация окружающего социума, обеспечение участия родителей и общественности в делах и управлении школой, обучение их психолого-педагогической грамоте; школа помогает учащемуся адекватно относится к происходящему [3].

– потребность в совершенствовании владения методикой высокопрофессионального использования эколого-краеведческой работы.

Для решения этих проблем в краеведческой работе необходима программа действия, которую определили администрация школы и педагогический коллектив, исходя из анализа состояния краеведческой работы в школе, а также проведенных исследований: анкетирования учителей и учащихся, опроса родителей, наблюдений.

На рисунке в максимальном выражении показаны сравнительные данные по основным компонентам в контрольной и экспериментальной группах.

turab.tiff

Максимальные уровни подготовленности к экскурсионной деятельности по основным компонентам в экспериментальной и контрольной группах.

Подводя итоги исследования, можно констатировать, результаты опытно –педагогической работы подтверждают нашу гипотезу, что если теоретически обосновать и организовать учебный процесс в Вузе, обеспечивающий усвоение знаний, умений и навыков, деловых и личностных качеств, соответствующих модельным характеристика эколога, тогда подготовка в ВУЗе будущих учителей будет соответствовать требованиям, предъявляемым к уровню их профессионального развития как специалистов – экологическое образование.

Выводы

Анализируя все выше сказанное мы попытаемся определить насколько правомерно считать, что в нашей школе существует система управления краеведческой работой.

Можно выделить следующие компоненты воспитательной системы:

– подсистема целей и идей;

– общность людей, реализующих цели и идеи;

– подсистема деятельности, общения, отношений;

– финансово-материальная база;- освоенная школьным коллективом социальная и природная среда.

Сложившаяся система эколого-краеведческой работы будет эффективнее, если сможем осуществить:Улучшить материальную оснащенность школьной библиотеки по вопросам краеведения. Развивать деятельность по следующим направлениям, с учетом интересов участников эколого-краеведческой работы, пока мало используемых в работе: поиск, изучение жизни выдающихся земляков – современников.