Для более полного учёта потенциальной опасности столкновения следует учитывать интенсивность взаимодействующих потоков в каждой конфликтной точке. Такой показатель интенсивности движения определяется по формуле
, (1)
где Na, Nб – интенсивность движения в точках слияния, отклонения и пересечения.
Оценка сложности производится по показателю сложности М транспортного узла исходя их того, что отклонение траекторий движения транспортных средств оценивают
1 баллом, слияние – 3 баллами и пересечение – 5 баллами.
, (2)
где – количество точек отклонения; – количество точек слияния; – количество точек пересечения.
Расчёт среднесуточной интенсивности проводится следующим образом. Определяется среднечасовая нагрузка в створе
. (3)
Определяется максимальная часовая нагрузка (по выборке данных): утренняя максимальная нагрузка и вечерняя ; средний час «пик»
;
среднесуточная интенсивность
,
где a – коэффициент неравномерности движения в суточном цикле, равный 0,19 на подходе к населенным пунктам, в радиусе
15-20 км; 0,20÷0,25 соответственно для дорог III и IV категории [1]; в приведенных единицах , где – интенсивность по составляющим транспортный поток, – соответствующий коэффициент приведения.
Вычисление коэффициента происшествий на потенциально опасных участках и всей дороге в целом по следующей формуле
, (4)
где Z – количество ДТП на участке, шт.; N – интенсивность движения, авт/сут.; L – длина участка дороги, км; – период, за который рассматриваются ДТП, лет.
Оценка безопасности движения на дороге в значительной мере от числа и вида пересечений. Общепризнано, что участки дорог, на которых расположены пересечения в одном уровне, являются наиболее опасными. Для установления относительной аварийности на узлах необходимо установить возможное количество маневров и характер взаимодействия транспортных потоков. Для оценки безопасности движения на узлах необходимо установить возможные маневры транспортных потоков. Взаимодействие транспортных потоков на этих узлах: поворот налево, направо, сквозное движение – способствует созданию конфликтных точек (слияние, пересечение, отмыкание), наличие которых, в конечном счёте, и определяет степень опасности на узле. В зависимости от схемы организации движения на узле наличие и количество таких точек будет различным.
Вероятное количество ДТП
, (5)
где n число конфликтных точек на узле; – степень опасности конфликтной точки
, (6)
где – коэффициент относительной аварийности данной конфликтной точки; – соответственно интенсивности движения транспортных потоков пересекающихся в данной конфликтной точке; – коэффициент годовой неравномерности движения.
Степень обеспеченности безопасности движения оценивается коэффициентом относительной аварийности
, (7)
где M, N – соответственно суммарная интенсивность движения на главной и второстепенной дороге, авт/сут.