Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

1 1
1
2383 KB

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия Республики Саха (Якутия) является одним из важнейших аспектов национальной безопасности в области охраны здоровья населения и экологической безопасности. Гигиенические проблемы, обусловленные загрязнением территории населенных мест отходами производства и потребления, остаются в числе приоритетных , в том числе чрезвычайно остро стоит вопрос медицинских отходов . [1],[4]

В ходе проведенного исследования выяснилось, что за 2012 г. в медицинских организациях Республики Саха (Якутия) образовано 6 969,2 тонн медицинских отходов, из них неопасных отходов класса «А» – 5743,2 тонны (82,4%), эпидемиологически опасных отходов класса «Б» - 1001,2 тонны (14,3%), чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов класса «В» – 219,7 тонн (3,2%), токсикологически опасных отходов класса «Г»- 5,1 тонна (0,1%). В течение ряда лет в медицинских организациях республики не образуются радиоактивные отходы класса «Д» (таблица №1).

Таблица №1

Распределение медицинских отходов по классам опасности

п\п

Виды отходов

Количество образованных отходов (т/год), всего

Динамика к 2011 г.

2010г.

2011г.

2012г.

 

Всего, в т.ч.:

5010,0

6926,0

6 969,2

+ 43,2

1

Класса А

4046,6

4771,0

5743,2

+ 972,2

2

Класса Б

601,2

1872,0

1001,2

- 870,8

3

Класса В

340,7

261,0

219,7

- 41,3

4

Класса Г

21,5

22,0

5,1

- 16,9

5

Класса Д

0

0

0

-

По таблице, видно, что с 2010 года к 2011 количество образованных медотходов классов «А»(эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) и «Б» (эпидемиологически опасные отходы) значительно увеличилось. Так, отходов класса «А» образовалось больше на 724,4 т., класса «Б» – на 1270,8 т., класса «Г» ( токсикологически опасные отходы ) – на 1,5 т. Только отходы класса «В» (эпидемиологически чрезвычайно опасные отходы) уменьшились на 79,7 т. Далее видно, что с 2011 к 2012 году увеличивались только отходы класса «А» на 972,2 т., остальные – сократились: класс «Б» – на 870,8 т., класс «В» – на 41,3 т., класс «Г» – на 16,9 т.

Для лучшего восприятия данных, рассмотрим диаграммы №1,№ 2,№3, №4.

luz1.tif

Диаграмма №1

luz2.tif

Диаграмма №2

luz3.tif

Диаграмма №3

luz4.tif

Диаграмма №4

Что касается общей динамики количества образовавшихся медицинских отходов с 2010 по 2012 гг., то следует отметить, что их объем с каждым годом увеличивается. Главным образом, за счет отходов класса «А». Так, c 2010 года к 2011 количество медотходов увеличилось на 1916 т., а с 2011 к 2012 – на 44 т.

Проведенный анализ состояния обращения с медицинскими отходами, показал, что в медицинских организациях, ответственность в основном, ложится на главных врачей, которые своими приказами назначают лиц, ответственных за организацию сбора, разрабатывают инструкции по схеме сбора, утилизации, дезинфекции и уничтожения отходов, заключают договоры на вывоз медицинских отходов.[3]

В тоже время имеется ряд нерешенных проблем, связанных с финансированием медицинских организаций:

  1. низкое оснащение оборудованием для термического и аппаратного обезвреживания отходов;
  2. недостаточное оснащение средствами малой механизации и специальным оборудованием (стойки-тележки, транспортные внутрикорпусные тележки, многоразовые педальные баки и пр.);
  3. дефицит помещений для оборудования участков по обращению с отходами класса Б и В.

В 2012 г. по предложению Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) внесены дополнения в подпрограмму «Безопасность учреждений здравоохранения» Государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016гг.» в части обеспечения медицинских организаций оборудованием для аппаратного, в том числе термического обезвреживания медицинских отходов.

Также для решения этой острейшей проблемы, стоящей по всей республике можно, учитывая огромные затруднения районных учреждений здравоохранения в решении данных вопросов, уместным было бы предложить Министерству здравоохранения РС(Я) создание Центра по контролю за движением медицинских отходов и организации помощи районным отделениям здравоохранения в утилизации и уничтожении образующихся медицинских отходов.