Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

1 1
1
2378 KB

Формализм в знаниях является наиболее серьезным препятствием на пути практического использования знаний, как в дальнейшем обучении, так и в последующей трудовой деятельности. Несмотря на то, что студенты при поступлении готовятся в физике, однако знания их носят формальный характер. Формализм является крупнейшим недостатком: он затрудняет а, иногда, и вовсе не дает возможности учащимся применять полученные знания для объяснения окружающих их явлений, что влечет за собой снижение интереса к изучаемому предмету. Поэтому вопрос о преодолении формализма в знаниях является весьма актуальным.

Для того, чтобы успешно бороться с формализмом, необходимо, прежде всего, хорошо понять причины этого явления. Анализируя работы И.Б. Горбуновой, Л.И. Божович, Н.Ф. Романцевой, а также проводя анкетирование среди студентов и преподавателей, мы выделили следующие причины появления формализма знаний.

Предметные причины формальных знаний:

  • большой объем учебного материала за малое количество отводимых часов на изучение дисциплины, при этом самостоятельная работа студентов не всегда приводит к прочному усвоению знаний;
  • сложность изучаемого предмета;
  • подача материала в упрощенном виде, связанная с недостаточным владением студентами математическим аппаратом;
  • излишняя наполненность математическими выводами и в результате невидение за математической формулой сущности физического закона.

Социальные причины формальных знаний:

  • политика государства, которая проявляется в сокращении часов по данной дисциплине и в целом;
  • невозможность прохождения студентами производственной практики на предприятиях;
  • юноши во избежание армии приходят в вузы;
  • высшее образование для получения продвижения в работе.

Профессиональные причины формальных знаний:

  • слабое представление студентов о будущей профессии;
  • об использовании физических знаний в будущей профессии;
  • отсутствие физических задач с профессиональным содержанием и т. д.

Личностные причины формальных знаний:

  • отсутствие мотивации обучения;
  • неосознанный выбор будущей профессии;
  • недостаточное использование творческого потенциала студентов;
  • отсутствие дифференциации в обучении;
  • слабый учет интереса и потребности студентов.