Формализм в знаниях является наиболее серьезным препятствием на пути практического использования знаний, как в дальнейшем обучении, так и в последующей трудовой деятельности. Несмотря на то, что студенты при поступлении готовятся в физике, однако знания их носят формальный характер. Формализм является крупнейшим недостатком: он затрудняет а, иногда, и вовсе не дает возможности учащимся применять полученные знания для объяснения окружающих их явлений, что влечет за собой снижение интереса к изучаемому предмету. Поэтому вопрос о преодолении формализма в знаниях является весьма актуальным.
Для того, чтобы успешно бороться с формализмом, необходимо, прежде всего, хорошо понять причины этого явления. Анализируя работы И.Б. Горбуновой, Л.И. Божович, Н.Ф. Романцевой, а также проводя анкетирование среди студентов и преподавателей, мы выделили следующие причины появления формализма знаний.
Предметные причины формальных знаний:
- большой объем учебного материала за малое количество отводимых часов на изучение дисциплины, при этом самостоятельная работа студентов не всегда приводит к прочному усвоению знаний;
- сложность изучаемого предмета;
- подача материала в упрощенном виде, связанная с недостаточным владением студентами математическим аппаратом;
- излишняя наполненность математическими выводами и в результате невидение за математической формулой сущности физического закона.
Социальные причины формальных знаний:
- политика государства, которая проявляется в сокращении часов по данной дисциплине и в целом;
- невозможность прохождения студентами производственной практики на предприятиях;
- юноши во избежание армии приходят в вузы;
- высшее образование для получения продвижения в работе.
Профессиональные причины формальных знаний:
- слабое представление студентов о будущей профессии;
- об использовании физических знаний в будущей профессии;
- отсутствие физических задач с профессиональным содержанием и т. д.
Личностные причины формальных знаний:
- отсутствие мотивации обучения;
- неосознанный выбор будущей профессии;
- недостаточное использование творческого потенциала студентов;
- отсутствие дифференциации в обучении;
- слабый учет интереса и потребности студентов.