Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1
2360 KB

Проблемы формирования социальной отчетности организациями Самарской области

Социальная отчетность в широком понимании – это нефинансовая отчетность фирм, включающая информацию о проводимых экономическим субъектом социальных программах, направленных на поддержку социально незащищенных слоев населения, мероприятиях, проводимых в рамках повышения экологической безопасности, а также помощь социально-ориентированным организациям и прочую благотворительную деятельность. Социальная отчетность – это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и других пользователей о мерах исполнения социальной ответственности. Данный документ отражает, как и какими темпами организация способствует укреплению экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

Объектом исследования статьи является социальная отчетность организаций Самарской области; цель – раскрыть сущность социальной отчетности, выявить проблемы ее составления, а также рассмотреть перспективы развития социальной ответственности экономических субъектов Самарской области.

Современный подход к составлению отчетности, основанный на российских стандартах бухгалтерского учета, не содержит достаточно четких правил формирования социально-экологических показателей, кроме того, отсутствует регламентированная форма данного вида отчетности. Добровольность предоставления отчета о социальной ответственности бизнеса также препятствует обязанности отвечать за исполнение взятых на себя обязательств и соблюдение принципов и форм участия в социально-экономическом развитии региона. Таким образом, далеко не все организации готовы нести финансовые и трудовые затраты, связанные с предоставлением социальной отчетности, показывая свою вовлеченность в социальные аспекты жизни общества. Выделим основные отличительные черты фирм, у которых имеется потенциальная возможность предоставлять рассматриваемые виды отчетов:

  1. крупный масштаб предприятия;
  2. устойчивое финансовое положение;
  3. стремление к саморазвитию (т.н. саморазвивающиеся организации);
  4. понимание значимости социальной ответственности бизнеса;
  5. инновационность технологий, используемых в процессе производства в области минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Рассмотрим учтенные в Статистическом регистре организации, их филиалы и другие обособленных подразделения по видам экономической деятельности Самарской области по состоянию на 1 апреля 2013 года (таблица 1).

Таблица 1

Организации, их филиалы и другие обособленных подразделения по видам экономической деятельности Самарской области по состоянию на 1 апреля 2013 года[1]

 

Число организаций

 

единиц

в % к итогу

Всего учтенных субъектов

103009

100,0

из них:

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

36346

35,3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

20418

19,8

обрабатывающие производства

9623

9,3

строительство

10060

9,8

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

5900

5,7

транспорт и связь

7090

6,9

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2338

2,3

образование

2454

2,4

финансовая деятельность

2258

2,2

гостиницы и рестораны

2120

2,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

1982

1,9

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

1533

1,5

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

525

0,5

добыча полезных ископаемых

280

0,3

рыболовство, рыбоводство

72

0,1

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре предприятий занимает оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – отрасли, для которых не характерны перечисленные ранее отличительные черты. Следует также отметить небольшое количество крупных финансово-устойчивых организаций в нашем регионе.

Проблемы формирования социальной отчетности организациями Самарской области заключаются в следующем:

  1. неразвитость гражданского общества, что в целом выражается в отсутствии налаженных каналов связи общества и бизнеса, посредством которых происходит информированность организаций о социальных потребностях населения;
  2. отсталость внешних и внутренних стимулов со стороны государства к формированию социальных отчетов;
  3. преобладание социального аспекта при раскрытии информации в социальной отчетности, выражающегося чаще всего в виде благотворительности (в т.ч. «теневой» благотворительности, сущность которой состоит в легализации доходов) при полном игнорировании экономической и экологической направленности стратегического развития;
  4. отсутствие ориентированности бизнеса на социальные запросы общества и обратной связи с государственными структурами в результате низкого уровня контроля за использованием денежных средств и заинтересованности во взаимодействии с правительственными органами;
  5. господство идеологии «быть безразличным к будущему, жить одним днем», характерной для предпринимателей;
  6. отсутствие нормативного регулирования составления социальной отчетности.

Отметим, что сама цель предоставления такой отчетности должна быть четко обозначена: многие руководители вовсе не представляют, для чего их обременяют социальной ответственностью. Однако здесь можно перечислить множество причин, которые могут являться достаточным основанием для заинтересованности организаций в предоставлении социальной отчетности своим пользователям: повышение имиджа организации, укрепление ее позиций на рынке посредством формирования положительного образа, дополнительный способ рекламы, отражение значимости персонала для компании и т.д. Вместе с тем, мы считаем, что данные вопросы могут рассматриваться не только крупными холдинговыми структурами, но и средними компаниями.

Подход к составлению социальной отчетности, по нашему мнению, должен содержать:

  1. наличие обоснованных приоритетов в социальной политике государства;
  2. сочетание нормативного регулирования со стратегией развития предпринимательства в целом;
  3. наличие тендерных программ оказания государственной поддержки для социально ответственных организаций;
  4. наличие связи между проводимыми организацией мероприятиями с ее имиджем, узнаваемостью и брендом;
  5. активную гражданскую позицию со стороны как внутренних пользователей отчетной информации, так и внешних.

Только при удовлетворении этих условий, социальная отчетность позволит комплексно представлять общественности экономические, экологические и социальные результаты деятельности. Проведение самооценки организацией по этим трем направлениям укрепит контроль за адекватным расходованием всех видов ресурсов: финансовых, материальных, трудовых и прочих, с применением инновационных и ресурсосберегающих технологий. Налаживание каналов связи со всеми заинтересованными сторонами, выявление (и оправдание!) их ожиданий способствует получению дополнительных конкурентных преимуществ, укреплению доверия сотрудников, акционеров, контрагентов, органов власти и средств массовой информации.

Многополярная диверсифицированная экономика, сложившаяся в Самарской области, выгодно отличает ее от других регионов Российской Федерации. «Среди главных сегментов регионального промышленного комплекса можно выделить автомобилестроительный и авиационно-космический кластеры, электроэнергетику, нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, металлургию, химию, машиностроение и металлообработку. В области действуют примерно 700 крупных и средних компаний, а также около 900 малых предприятий промышленного комплекса».[2]

Значит, Самарская область обладает огромным потенциалом по рассматриваемой теме, будучи не ограниченной в вопросе выявления зависимости интересов пользователей от специфики фирм. Наличие множества разнообразных видов экономической деятельности дает огромное преимущество региону вследствие возможности экспериментировать с созданием форм социальной отчетности, характерной для того или иного рода деятельности. Более того, создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти» и технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» предполагает вероятность построения принципиально новых ориентиров развития организаций, среди которых особое место будет отведено соответствию международным стандартам составления отчетности. Практика зарубежных фирм показывает, что отчеты организаций о социальной ответственности, несмотря на их добровольность к предоставлению, составляются многими экономическими субъектами и представляют собой важный инструмент для проведения диалога с общественностью.

Научный руководитель: Корнеева Т.А., д.э.н., профессор


[1] По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области.

[2] По данным группы «Эксперт»: http://expert.ru/dossier/territories/samara/about/