Природно-климатические условия, определяющие специфику хозяйственных, общественных социально-экономических отношений, оказывают бесспорное влияние на формирование локальных особенностей народного творчества, традиционных художественных промыслов. Так, например, особенности природного рельефа Дагестана, обусловливающие территориальную разобщенность, этнографическую изоляцию и языковые трудности общения горцев, в значительной степени воздействуют на формирование стилевого многообразия архитектуры, фольклора, художественных промыслов, народного декоративно-прикладного искусства и др., представляющих в совокупности единое культурное явление.
Значительное воздействие на художественную культуру Дагестана оказало искусство народов, с которыми, в силу географического положения на путях из Европы в Азию, поддерживались тесные контакты – Северного Кавказа, Закавказья, исламского Востока, позднее России. Иноэтническое влияние существенно обогатило стилистику местных формообразующих и орнаментальных мотивов, переосмысленных умельцами на основе локальных традиций. В свою очередь материальная и духовная культура горцев, имеющая глубокие этнические корни, оказала существенное воздействие на культуру соседних стран [6, 7, 9 и др.]. Самобытный облик художественных изделий во многом предопределялся наличием природных материалов, а основным источником вдохновения мастеров Дагестана являлась специфика флоры и фауны, предметного мира, выразительных речевых оборотов, этикетных норм общения, имевших как рационально-оправданное, так и нравственно-эстетическое значение.
Природной средой обитания обусловлены особенности самобытной архитектуры Дагестана, продиктованные стремлением целесообразного и эстетически выразительного обустройства жилища, служившего надежным средством защиты от чужеземцев, нежелательных природных явлений. В зодчестве явственно проступают принципы народной эстетики основанной на представлениях о красоте природных явлений: симметрии, ритме, гармоничных пропорций в соотношениях частей и целого. Конструктивные формы боевых, культовых, хозяйственных и жилых сооружений, оформление традиционного интерьера создавались в соответствии с представлениями о мироздании, образуя в совокупности единый ансамбль [5, 8 и др.].
Ведущей формой народного художественного творчества является декоративно-прикладное искусство, с древнейших времен органически связанное с бытовым укладом и повседневной деятельностью народов Дагестана, их мировосприятием и пониманием прекрасного. По наблюдению Гольдштейна, характер искусства кавказских горцев определяется условиями окружающей природы [4]. Утилитарная целесообразность изделий гармонично сочетается с самобытным художественным образом, являющимся своеобразной формой постижения мира, информацией о философии, эстетических предпочтениях эпохи, этническом своеобразии национальной художественной культуры [9]. Орнамент, подчеркивающий форму предмета и выступающий в качестве первоосновы эстетической выразительности изделия, заключает в себе глубокий символический смысл, отображая представления людей об устройстве Вселенной, сущности пространственно-временных явлений. Так, служивший оберегом образ «Солнца», отражал цикличность смены дня и ночи, времен года. Широко распространенная триединая розеточная композиция вероятно является орнаментальной схемой трехфазного хода светила: восход – полдень – закат, причем, полуденное «Солнце», как правило, трактуется особенно тщательно, занимая центральное место в композиции [10].
Смена времен года определяла последовательность проведения сельскохозяйственных работ, окончание и начало которых неизменно отмечалось коллективными обрядовыми празднествами, призванными задобрить силы природы, обеспечивающие благополучие всего селения.
Неизменной составляющей праздников являлся народный фольклор, формы и жанры которого во многом предопределены географическими особенностями местности. Так, например, ритмический строй горских поговорок, лирических песен, героического эпоса в известном смысле соответствует ритмическим проявлениям характерных природных явлений: шуму водопада, журчанию родника, отзвукам горного эха и др. Для аналогии обратимся к опыту К. Паустовского, нашедшего, что «гекзаметр» – гомеровский стихотворный размер, совпадает с протяженностью звучания накатов морских волн: слепой Гомер, воспевая осаду Трои и поход Одиссея, обдуманно или невольно подчинил торжественный слог привычному для чуткого слуха размеренному шуму прибоя [1].
В фольклорном наследии народов Дагестана широко представлены космологические воззрения горцев, звучат древние мотивы поклонения силам природы (пр. «Небесным оленям», символизирующим Солнце), нередко заимствованные у соседних народов, что исторически обусловлено и вековыми контактами этносов. Примечательно, что общность или схожесть произведений фольклора в значительно большей степени определяется географической близостью носителей культуры, чем этноязыковыми признаками [2].
Мотивы борьбы и гармонии природных явлений, широко представленные в народном фольклоре, нашли отражение в декоративном оформлении изделий ремесленных промыслов Дагестана: художественной обработке дерева, камня, металла, шерсти, глины и др., получивших повсеместное распространение благодаря обилию природного материала. Так, наличие множества древесных пород (бук, граб, дуб, в высокогорье – сосна, береза, на равнине – орех и др.) обусловило использование в традиционном обиходе высокохудожественных деревянных изделий, различного назначения (архитектурные фрагменты, мебель, утварь и т.д.).
Специфика самобытной культуры народов Дагестана отображается и в искусстве художественного текстиля, выступавшего в качестве декоративного оформления традиционного интерьера и получившего с древнейших времен широкое распространение благодаря обилию природных красителей, шерсти и др. Изысканные текстильные изделия повседневного использования и ритуально-праздничного назначения на протяжении длительного исторического периода выполняли как утилитарную, так и художественно-эстетическую функцию. Следует подробнее остановиться на одной из наиболее утонченных и повсеместно распространенных разновидностей текстильного ремесла, – древнем промысле художественной вышивки. Исследование особенностей «светского» рукоделия, которым предпочитали заниматься представительницы феодальной знати, раскрывает самобытность и эстетическую значимость уникальных изделий, позволяет проследить взаимодействие национальных и иноэтнических художественных традиций, выявляет специфику декорировки кожи и всевозможных тканей изысканными орнаментальными композициями, органически связанными с представлениями о прекрасном, мировосприятием горцев. Художественная вышивка, как и у многих других народов мира, придавала горскому костюму неповторимую самобытность, имея не только эстетическое значение, но служившая оберегом: «золотым шитьем» украшались края одежды, сквозь которые могли бы проникнуть вредоносные силы; тщательно продумывались орнаментальные композиции головных уборов, покрывал, носивших специфические особенности, характерные для конкретного селения.
Домашние промыслы по изготовлению одежды, особенно женской, отличавшейся многообразием материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений представляли собой важную часть художественной культуры народов Дагестана. Функционально оправданное этническое своеобразие традиционного наряда, так же предопределено природно-климатическими условиями, особенностями хозяйственно-бытового уклада и художественно-эстетическими предпочтениями. Самобытные одеяния горянок вызывали восторг известных художников-исследователей культуры Дагестана, – Г. Гагарина, Т. Горшельдта, Е. Лансере, оставивших ценнейшие зарисовки традиционных костюмов, обуви, украшений, головных уборов, имеющие огромное эстетическое и научное значение [3]. Здесь же следует отметить предопределенность традиционной хореографии ландшафтными и природно-климатическими условиями: как правило, как мужской, так и женский равнинный танец отличается степенностью, пластичностью, а танец горных народностей Дагестана – ритмичностью перепляса.
Таким образом, многовековые самобытные художественные традиции Дагестана, являющиеся неотъемлемой частью мировой культуры, в значительной степени обусловлены особенностями природно-географической среды. Питаясь на местной почве, национальная культура Дагестана, безусловно, испытывала иноэтническое влияние, оказывая в свою очередь значительное воздействие на материальную и духовную культуру соседних народов.