Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

DESIGN SCHOOL GEOGRAPHY TEXTBOOK OF A NEW GENERATION IN KAZAKHSTAN

Mamirova K.N. 1 Kyasova L.S. 1
1 Kazakh state women’s pedagogical University
School textbook is considered as a holistic educational developing system, which includes learning objectives, content, teaching competence, reflecting the ways of creativity and emotional value attitude to the world. Components of the content of school textbooks are based on student-activity approach as a form specifying the content and unity of the parties procedural learning.
educational process
students
personality
education

Требование конкурентноспособности личности способствует необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянных изменений в них. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации и в формировании его компетентности [1].

Главная цель 12-летнего общего среднего образования в Казахстане: формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

В этой связи ожидается, что переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу формирования новой национальной модели образования.

В условиях современности назрела острая необходимость решения проблемы проектирования школьного учебника на основе компетентностного подхода. Это исходит из того, что дидактические основы конструирования школьного учебника должны ориентировать учащихся на формирование компетенции как планируемых (ожидаемых) результатов обучения, так и на стимулирование самостоятельной деятельности и развитие творческих способностей [2].

Предназначение учебника в образовательном процессе определяется тем обстоятельством, что учебник является «стратегической моделью» процесса обучения, поскольку отражает цели обучения, компоненты содержания образования, методы обучения и его организационные формы и одновременно «тактической моделью» процесса обучения, так как раскрывает последовательность изложения учебного материала и задает сценарий учебного процесса [3].

Учитывая все вышесказанное, предлагаем свои соображения (предложения) по поводу школьного учебника и его конструирования:

1. Нам представляется, что школьный учебник географии – это комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления. Другими словами, учебник – это модель, отображающая цели, принципы, содержание, технологию соответствующего образовательного процесса, в которую входит и реальность, являющаяся условием осуществления этого процесса. Учебник – это модель в том смысле, что он не только отображает в себе структуру определенной дидактической системы, но и проектирует её реализацию.

Содержание учебника, ориентированное на личностно-развивающую деятельность учащихся, «задает» соответствующие виды этой деятельности. В нем должны найти отражение такие процедуры обучения, как выяснение смысла изучаемого учебного предмета и каждой отдельной темы, постановка задач, организация образовательной ситуации, предъявление необходимой информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа, рефлексивное осознание образовательной деятельности и ее результатов.

2. Учебник географии нового поколения предусматривает принципиальное изменение структуры, содержания и форм подачи нового материала. Мы согласны с А.В. Хуторским, который считает, что «наряду с предлагаемым ученикам материалом, в учебник должен войти материал, создаваемый самим учащимся. Деятельностная функция учебника может реализовываться на основе следующих видов учебной деятельности: исследовательской, творческой деятельности ученика, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление разных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного. Результатом должна служить создаваемая учеником образовательная продукция» [4].

Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходит с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

3. При разработке учебника географии необходимо учитывать не только объекты изучения, но и виды познавательной деятельности, на основе которых составляется система педагогических целей и конкретизируются функции учебника. Учебник должен научить учащихся пользоваться приобретенными знаниями. В результате, в процессе использования такого учебника у учащихся формируются способности и компетенции (жизненные навыки). Анализируя функцию учебника, называемой функцией развития способностей и компетенции, бельгийские ученые Франсуа-Мари Жерар и Ксавье Рожье (Франция) отмечают, что «в учебниках основное внимание должно уделяться видам деятельности, т.е. учащийся должен научиться применять определенный вид деятельности к различным объектам обучения. Компетенция – это интегрированная группа способностей, позволяющая без предварительной подготовки оценить ситуацию и действовать более или менее соответствующим образом»[5].

В таком случае, учебник географии будет представлять учебную книгу, воплощающая в себе содержание, которое включает логически выстроенную систему учебных ситуаций, ориентированных на формирование способностей и компетенции (жизненных навыков) учащихся и обеспечивающую знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

4. Школьный учебник географии должен быть наделен такими общими функциями:

  • развивающей (формировать компетенции на основе учебных заданий, включенных в содержание учебника и представляющих собой так называемые «эталонные задания». Также учебник должен представлять собой «учебник-собеседник» (Н.Н. Нурахметов, Ж.А. Караев))» [6, 7];
  • мировоззренческой (формировать убежденность в познаваемости, объективности и взаимообусловленности явлений природы и общества);
  • синтезирующей (формировать целостное представление о мире и целостную творческую личность).

Целесообразно особо выделить также коммуникативные, мотивационные, ценностно-ориентационные функции учебника, функцию, обеспечивающую дифференциацию обучения и функцию, позволяющую на основе компетенции решать проблемы. Коммуникативная функция проявляется в учебнике через способы взаимодействия учащихся, исполнения различных социальных ролей, в овладении навыками общения. Мотивационная функция понимается как функция, направленная на стимулирование у учащихся учебно-познавательной потребности в познании и на формирование у учащихся желания и умения самостоятельно приобретать знания. Ценностно-ориентационная функция учебника рассматривается как функция, отражающая оценочно-деятельностный аспект жизнедеятельности школьника, характеризуется направленностью активности личности на осмысление и признание духовных ценностей, составляющих культуру человечества, а также развертывать процесс самообразования учащихся. Функция, отражающая в учебнике обязательный и возможный уровень усвоения через текстовые и внетекстовые компоненты содержания учебника условно называется функцией, обеспечивающей дифференциацию обучения. Функция решения проблем охватывает все компоненты учебника.

5. Компетентностный подход при создании учебника географии сводится к формированию учебных ситуаций. Исходя из этого, предполагаем, что учебная книга должна представлять собой специально разработанную систему учебных ситуаций. Создавая учебник, автор создает цепочку учебных ситуаций, ориентированных на те или иные учебные действия школьников. В учебных текстах содержится предмет этих действий, а вопросы, задания, задачи и упражнения – средства организации планируемых учебных действий учащихся.

Итак, учебник нами рассматривается не просто как источник знаний, но и как дидактическое средство, прежде всего как источник самостоятельного использования учащимися знаний в процессе организации и осуществления собственной (субъектной) деятельности, связанной с осознанием последующих опытов, как процесс развертывающийся в деятельности и в общении учащихся друг с другом и окружающей действительностью. Опыт творческой деятельности в учебнике должен выражаться в форме интеграционных ситуаций, обеспечивающих интеграционную учебную деятельность учащихся. В свою очередь, опыт эмоционально-ценностного отношения выражается в тексте учебника через отношение к объектам и средствам деятельности, обусловливающих эмоциональное восприятие и включенных в систему ценностей.

Другими словами, компетентностный подход в учебнике подразумевает готовность учащихся применять усвоенные знания, способы деятельности и ценностные отношения для решения практических задач в реальной жизни. В этом смысле компетентностный подход является практико-ориентированным подходом.

Нам представляется, что личностный результат образования учащегося, заключающийся в сформированности опыта решения проблем, является основой компетентностного подхода. Реализацию компетентностного подхода необходимо начать с осмысления содержания ключевых компетенций.

Описание ключевых компетенций должно конкретизироваться на предметном уровне. В основе достижения содержательной адекватности образования может стать понятие «предметная компетенция». Например, по географии, к самым основным компетенциям, мы относим информационную, ценностно-коммуникативную, учебно-интеллектуальную и исследовательскую компетенции. Это связано с функциями школьного предмета география научить ученика адекватно воспринимать окружающую среду, умения в нем ориентироваться, правильно использовать географическую информацию и географическую карту, эмоционально-ценностно воспринимать и рационально воздействовать на природные комплексы нашей планеты и своей местности.

Компетентностный подход на уровне предмета географии предполагает наряду с общей географической грамотностью ученика, развитие способности субъектов обучения решать нестандартные задачи и проблемы, используя приобретенные знания по предмету. При таком подходе нужны не просто знания по географии, но и компетенции, способности, качества, уменияи эмоционально-ценностные отношения. В таком случае, на первый план, выходят такие качества ученика, как способность выбрать главное, умения преобразовывать необходимый материал, разрабатывать гипотезы, проверять их, умение работать над проектами, проявлять инициативу, работать в команде, проявлять уважение и терпимость, оценивать и прогнозировать и т.д. Эти способности и должны стать ожидаемыми результатами учебной деятельности учащихся.

В зависимости от компетентностного подхода меняются и функции учебника. Сейчас перед авторами стоит задача подготовить не просто учебник, источник знаний, а учебник, главным образом, указывающий пути и подходы к овладению материалом, намечающий способы деятельности учащихся. Вместе с тем, также учитывается деятельность учителя, включающая в себя такие приоритетные виды как управление процессом обучения, воспитания и развития личности школьника, а также проектирование и планирование.

Переориентации технологии подготовки такого учебника требует несколько иного конструирования учебных материалов, текстовых и внетекстовых компонентов так, как логика обучения должна строиться исходя из ожидаемого результата.

Для формирования коммуникативной компетенции необходимо подобрать соответствующие формы, методы, приемы и средства отражения конкретного содержания. Как показывает практика, развитие коммуникативных навыков эффективно идет через использование активных тренинговых форм занятий. Представление в учебнике специальных рубрик «Это интересно!», «Разработка проектов», «Мое мнение!», «Мое действие!», «Нестандартный взгляд!» и др. дают возможность учителям организовать работу учащихся по учебнику, а школьникам общаться, развивать свою речь, работать в команде. Они способствуют применению знаний и навыков в деятельности, умению самостоятельно различать, оценивать и вырабатывать личностную ценностно-поведенческую линию в жизни.

Компетентностный подход в учебнике ставит акцент на способы деятельности учащихся, предполагает создание и обеспечение условий для личностного развития ученика. Вслед за Д.Д. Зуевым, принимая и дополняя классификацию функции учебника, мы предоставляем собственную интерпретацию функции учебников нового поколения»[8]:

Функции учебников нового поколения

Таким образом, требование конкурентноспособности казахстанских специалистов выдвигает приоритетную задачу повышения рейтинга отечественного образования, одним из компонентов которого является школьный учебник, направленный на обеспечение личностного роста учащихся, их компетентности и жизненных навыков, а именно:

  • школьный учебник должен представлять собой целостную образовательно-развивающую систему, включающую в себя цели обучения, содержание, учебные компетенции, отражающие способы творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к миру;
  • компоненты содержания школьного учебника основываются на личностно-деятельностном подходе как форме конкретизации единства содержательной и процессуальной сторон обучения с учетом его многофункциональности и опорой на общепедагогические принципы;
  • школьный учебник представляется как средство реализации содержания образования на деятельностной основе и как инструмент достижения жизненных компетенций учащихся.