Согласно проведенным исследованиям влияние туризма на экономику, социальную и экологическую сферы жизнедеятельности региона и городов, в которых он развивается, бесспорно. С точки зрения экономического влияния туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями и является важнейшим катализатор экономического роста и для многих регионов основным источником ВРП.
С социальной точки зрение влияние проявляется в том, что благодаря туризму развиваются местные предприятия, создаются новые рабочие места в таких сферах как:
- культурные и развлекательные, которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу региону и местному населению;
- транспортные предприятия и фирмы [8].
Экологическое влияние обусловлено тем, что в той или иной мере развитие туризма ведет к дальнейшему увеличению численности городских поселений, приводящий к росту и развитию городов и дальнейшему развитию урбанизации.
Урбанизация – объективный процесс, обусловленный потребностями общества, производства, характером общественного строя. Рост городского населения, особенно в последние десятилетия оказался настолько стремительным, что окружающая среда многих городов мира уже не в состоянии удовлетворить многие биологические и социальные потребности современного человека. Нарушается экологическое равновесие городской экосистемы.
Урбоэкосистема (городская экосистема) – пространственно ограниченная природно-техногенная система, сложный комплекс взаимосвязанных обменом вещества и энергии автономных живых организмов, абиотических элементов, природных техногенных, создающих городскую среду жизни человека, отвечающую его биологическим, психологическим, этническим, трудовым и социальным потребностям [2, с.9].
В городских экосистемах наиболее опасно для природы промышленное загрязнение, такое как химическое загрязнение атмосферы, воды, загрязнение поверхности почвы как промышленными, так и бытовыми отходами. Загрязнение атмосферы наиболее опасно для жизни человека. Наиболее распространенные загрязнители – сернистый газ, оксиды азота, оксид углерода, хлор, и др. Химическое загрязнение водоемов происходит через сброс промышленными предприятиями в водоемы нефтепродуктов, соединения азота, фенол и других отходов. За последние годы резко возросла опасность для водных экосистем бытовых стоков городской канализации. Продолжается загрязнение поверхности почвы твердыми отходами. Городские свалки промышленного и бытового мусора занимают большие площади. В составе мусора оказываются ядовитые вещества, такие, как ртуть или другие тяжелые металлы, химические соединения, которые растворяются в дождевых и снеговых водах и затем попадают в водоемы и грунтовые воды. Попадают в мусор и приборы, содержащие радиоактивные вещества [9].
Нарушение экосистемы города предопределено не только развитием промышленности, но и ростом численности населения. Если же этот город нацелен на развитие туризма, то свое влияние на городскую экосистему вносят не только местные предприятия и жители, но и поток туристов временно проживающих или проезжающих транзитом.
В Стратегии Приморского края туризм определен как сектор возможной специализации региональной экономики, в связи с этим в крае формируется и соответствующая инфраструктура. Туристическая инфраструктура Приморского края включает более 200 баз отдыха, 191 гостиницу, 23 санаторно-курортных учреждения, около 1100 предприятий питания, более 100 транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Туристскими организациями Приморского края разработано более 300 маршрутов различной направленности. Все это свидетельствует о растущем интересе к Приморскому краю как туристскому региону [4].
Так в 2011 году на территорию Приморского края въехали 82414 иностранных туристов, что составило 121,6 процента к 2010 году, в 2012 году по сравнению с 2011 годом поток увеличился на 12 тысяч человек. Растет численность проживающих в коллективных средствах размещения, так по сравнению с 2007 годом количество проживающих увеличилось почти 1,5 раза, прирост в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 5,3%. Темпы въезда граждан с целью туризма в Приморский край составили 161%, в то же время по Российской Федерации всего 9%. Доля иностранных туристов в первом полугодии 2012 года из общего числа въезжающих составила 30%, по Российской Федерации только 7,6%. Объем внутреннего турпотока в Приморском крае стабильно увеличивается, с ежегодным темпом роста 10-12 процентов. Развитию туризма способствует и то, что через весь Приморский край проходит Транссибирская железнодорожная магистраль с ответвлениями к государственной границе и к морскому побережью. В связи с этим край служит опорным пунктом для транзитного проезда через территорию края иностранных и отечественных туристов с оказанием им целого комплекса услуг туристского характера.
В связи с этим экологические проблемы городов Приморского края связаны как с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях как местного населения так и туристов, транспорта, промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. Увеличение числа туристов в той или иной степени оказывает влияние на использование ресурсов, проявляются отрицательные последствия различных видов рекреационной деятельности на многие природные компоненты, а так же на экосистему городов. Особенно подвержены этому влиянию такие города как Владивосток, Артем, Уссурийск, Находка.
За последние пять лет возрос уровень загрязнения воздуха пылью в гг. Большой Камень и Владивосток, оксидом углерода – в г. Владивосток; диоксидом азота – в г. Артем, бенз(а)пиреном – в гг. Партизанск и Уссурийск.
Основными источниками загрязнения воздуха в Приморском крае являются бензапирен, окислы азота, взвешенные вещества и формальдегиды. В 2012 году уровень загрязнения атмосферного воздуха оценен как высокий в г. Уссурийск (ИЗА=12; CИ=11бенз(а)пирен) и в г. Владивосток (ИЗА=12; СИ=5,5бенз(а)пирен). Среднегодовые концентрации бенз(а)пирена превышали допустимую норму в г. Уссурийск – в 3,8 раза, г. Партизанск – в 3,5 раза, в г. Владивосток – в 2,5 раза, в г. Находка – в 1,4 раза. Наибольшая среднемесячная концентрация бенз(а)пирена, превысившая допустимую норму в 11 раз, отмечалась в феврале в г. Уссурийск. Среднегодовые концентрации диоксида азота превысили допустимую норму в городе Артём – в 2 раза, в г. Владивосток в 1,9 раза, в г. Уссурийск – в 1,7 раза. В городах Большой Камень, Спасск-Дальний, Находка, Дальнегорск и Партизанск среднегодовые концентрации диоксида азота не превышали ПДКс.
Среднегодовая концентрация пыли превысила допустимую санитарную норму (ПДКс.с..) в г. Уссурийск – в 1,6 раза, в г. Большой Камень – в 1,4 раза и в г. Владивосток – в 1,2 раза [10].
Растет количество вывезенного мусора и бытовых отходов так вывоз бытовых отходов в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился почти в 2 раза. Объем вывезенных жидких отходов вырос в 11,9 раз и это по данным, которые учтены, но на территории края существуют и несанкционированные мусорные свалки, которые организуются как местным населением, так и самодеятельными и организованными туристами, выезжающими в места отдыха. Экологическая проблематика охраны городской среды затрагивает все большее число людей, так как развитие цивилизации резко расширило как спектр источников антропогенного воздействия, так и масштабы последствий, и, прежде всего, в местах максимальной концентрации людей – городах. В условиях резкого усиления антропогенной нагрузки на природу, стала очевидной опасность истощения естественных ресурсов, необратимого загрязнения и изменения окружающей среды [7].
Развитие туризма так же неизбежно влияет на изменение окружающей среды, причем это влияние не всегда бывает положительным. Бесконтрольное развитие внутреннего туризма в Приморском крае, особенно дикого самодеятельного (установка палаток, рубка деревьев, разведение костров и т.д.), нарушающее хрупкое равновесие природных биоценозов без учета экологической емкости территории, может причинить ущерб именно тем природным компонентам, которые являются его главным объектом. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, однако с помощью управления развитием туризма и четкого планирования возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное.