Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. При этом инновационная активность в технологически передовых отраслях до сих пор остается на низком уровне. Основными причинами этого являются отрыв науки от хозяйственной практики, отсутствие механизмов оценки эффективности государственных научно-технических программ, слабое финансирование приоритетных направлений научной деятельности.
Таким образом, развитие инноваций в современных российских условиях является достаточно медленным и малоэффективным процессом. Одна из основных причин отставания от развитых стран заключаются в том, что частные инвесторы не считают инвестиции в инновации самоокупаемыми, а государственные бюджетные средства вкладываются в инновации, через государственные корпорации, деятельность которых не вполне эффективна на данный момент.
Государственные закупки представляют собой комплексную процедуру, в рамках которой необходимо учитывать множество особенностей, связанных с законодательными изменениями, касающимися государственных закупок. В соответствии с российским законодательством (ФЗ-94) государственный заказ может быть размещен следующими способами: конкурс, аукцион, в том числе в электронной форме, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Государственный заказ размещается преимущественно среди частных организаций.
Фундаментальные исследования, как стоящие в самом начале инновационного процесса, практически повсюду в мире они финансируются в основном за счет государственных средств. Однако финансирование прикладных НИР и ОКР осуществляется и за счет крупных корпораций. В России финансирование инновационных разработок со стороны коммерческих предприятий в 2–2,5 раза меньше, чем в развитых странах [1].
Государственный заказ – это не только инструмент удовлетворения государственных нужд, но и механизм воздействия на процесс воспроизводства экономики, формирование ресурсов для полноценного протекания его стадий. Следовательно, государственный заказ способен подготавливать качественно новые факторы и условия для последующего воспроизводственного процесса экономики, позволяющие достигать более высокой комплексной эффективности. По принципу обратной связи воспроизводство после качественных и количественных изменений начинает по-новому влиять на государственный заказ, и тем самым побуждать к ускорению перехода на инновационный тип развития.
Государственный заказ развивается как подсистема системы государственного регулирования экономики, поэтому нарушение принципа системности в организации и управлении данным процессом ведет к снижению его результативности.
Таким образом, государственный заказ, являясь важнейшим механизмом государственного воздействия на траекторию развития экономики, создает экономические предпосылки для перехода к инновационной экономике. Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно создаются инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличатся бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализацию проектов по обновлению парка пассажирского транспорта.
Заказчиками по государственным контрактам на выполнение НИР, НИОКР и НТР могут быть государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения, другие получатели бюджетных средств субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. По результатам исследования роли государственного заказа в реализации инновационной политики можно выделить следующие основные аспекты этой проблемы [2]:
– переход к рыночным отношениям подорвал финансовое обеспечение деятельности учреждений научного и проектного профиля, в которых зарождаются инновации. Государственным финансированием обеспечена незначительная часть научно-исследовательских организаций;
– основными задачами инновационной политики являются: развитие отдельных направлений фундаментальной науки, проведение НИР и ОКР по созданию новой техники для государственных нужд, а также осуществление государственного заказа на инновационную продукцию и поддержка малого и среднего бизнеса;
– госзаказы на инновационные разработки, выполняемые именно малыми и средними компаниями, окажут значительное влияние на развитие инновационной сферы в стране, так как в развитых странах именно эти компании занимаются продвижением инноваций.
Государственный заказ на прикладные научные исследования и разработки формируется и реализуется не только на федеральном уровне, но и региональном.
Государственный заказ должен являться мощным стимулом для диверсификации российской экономики и перевода ее на инновационный путь развития, но сложно согласовать устремления инноваторов с интересами заказчиков. Государственный контракт представляет собой субъективный внешний фактор воздействия на инновационные отношения, являясь инструментом государственной политики.