Тьюторство как инновационная педагогическая деятельность в системе российского образования сегодня становится важным ресурсом модернизации высшей профессиональной школы.
Введение кредитно-модульной системы предполагает переход на индивидуальные учебные планы обучения, определяющие индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента. Для участия в составлении собственного учебного плана у студента должна быть сформирована культура выбора, он должен ясно представлять свои образовательные потребности на основе осознанных познавательных и профессиональных интересов и образовательных возможностей. В ситуации выбора также актуализируется и позиция тьютора, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу студента. Тьюторская деятельность в высшей школе является осуществлением гуманистической направленности образования, претворением в жизнь индивидуально-ориентированного и компетентностного подходов в обучении.
Актуальной настоящей тьюторской практики продиктована социальными запросами, предъявляемыми к системе высшего профессионального образования, а также обусловлена изменениями в образовательной, экономической, политической и инновационной политике страны. Организация тьюторского сопровождения процесса подготовки выпускников к сдаче государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы выполняет следующие функции:
– обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных программ, учитывающих интересы и способности каждого выпускника;
– делает процесс подготовки будущих специалистов более целенаправленным;
– повышает уровень мотивации;
– способствует развитию адекватной самооценки;
– акцентирует осознанный выбор своей специальности и ее востребованность на рынке труда;
– обеспечивает качество подготовки будущих специалистов, соответствующим потребностям гражданина Российской Федерации в условиях модернизации и инновационного развития общества.
Ниже приводится описание этапов проекта тьюторского сопровождения.
1. Диагностический этап, целью которого является анализ целей, возможностей и уровня знаний студента. Включает в себя фиксацию первичного образовательного запроса и диагностику целей и потребностей студентов в сопровождении и поддержке. На данном этапе проводится свободное интервью, тестирование и анкетирование, составляются ресурсные карты, информационный портфолио, карты целей и возможностей. Итогом этапа является индивидуальная карта студента, содержащая его психологические особенности (на основе тестирования), и его учебные достижения, включая динамику обучения, образовательные предпочтения, темпы индивидуального обучения и ожидаемый конечный результат.
2. Проектировочный этап. Цель данного этапа – оценка результатов диагностики и планирование индивидуальной образовательной программы. На данном этапе производится сбор информации относительно зафиксированных целей, расширение пространства посредством создания избыточной и неструктурированной образовательной среды, знакомство с различными ресурсами для подготовки к итоговой аттестации, инициация поиска ресурсов учащимися (картирование ресурсов, проектирование индивидуальной образовательной программы).
3. Реализационный этап, главная цель которого заключается в реализации индивидуальной образовательной программы. На реализационном этапе возможность индивидуализации процесса обучения дает блочно-модульное выполнение заданий. Например, при подготовке к государственному экзамену выделяется несколько модулей (предметных областей учебных дисциплин), при подготовке к написанию выпускной квалификационной работы составляется план-график ее выполнения, содержащий основные модульные блоки и этапы выполнения работы. Далее в пределах каждого модуля студенты выполняют типовые задания, что позволяет на начальных этапах работы отрабатывать навыки работы с экзаменационными заданиями, но и понять проблемы и трудности, возникающие при их выполнении. Затем выясняется, в чем заключается основная проблема (недостаточное изучение теоретического материала, неумение применять на практике свои знания, неэффективное использование информационных ресурсов, психологические особенности и т.д.) и выстраивается алгоритм выполнения заданий. При подготовке к государственному экзамену по одному из вопросов, изученному более детально, с привлечением дополнительного материала студент готовит сообщение с презентацией или мини-исследование, что позволяет развивать способности и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их. Для иногородних студентов возможна дистанционная форма проведения тьюториалов.
На данном этапе тьюторского сопровождения задача тьютора состоит в том, чтобы помочь студенту понять свои реальные возможности, выявить трудности в освоении материала, оказать помощь в подборе полезных информационных ресурсов, которые необходимы для их выполнения. Таким образом, студенты знакомятся со структурой и процедурой проведения итоговой аттестации и каждый из них вправе самостоятельно выбрать, насколько глубоко и серьезно он будет к ней готовиться и на какую оценку сможет претендовать. Все зависит от желания и возможностей студента: не все готовы и могут выступать публично, изучать научную литературу или писать рефлексивную работу.
4. Аналитический этап. Цель этапа: анализ достигнутых результатов. Происходит рефлексия тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути и достигнутом на данном этапе результатов и их фиксация. Тьюториалы рекомендуется проводить в форме рефлексивно-целевых внеучебных занятий, где каждый выпускник сможет оценить свои личностные продвижения и приращения. Форма проведения может быть как индивидуальная, так и групповая.
Тьюторское сопровождение позволяет ввести будущих специалистов в будущую профессиональную деятельность, оформляет образ конкретного специалиста в рамках соответствия профессиональным требованиям, а также оказывает содействие студентам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий в рамках вуза и приобретении опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.