В последние десятилетия в отечественной и зарубежной педагогической науке широко обсуждается проблема смены образовательной парадигмы. Основная причина этого заключается в том, что социальный и научно-технический прогресс вошел в противоречие со сложившимися в последние три столетия образовательными системами. Появилась необходимость в принципиально новом подходе к определению целей, задач и принципов образования, необходимо пересмотреть содержание образования, требуются новые формы, методы и средства обучения.
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции педагога.
Всевозрастающая изменчивость мира, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний и постоянно возникает потребность в новых профессиях, требует от современного педагога готовности к постоянному обновлению и непрерывному совершенствованию своих профессиональных возможностей.
Модернизация содержания высшего образования в России на современном этапе, не в последнюю очередь, связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.
Монография «Инновационные образовательные технологии преподавания иностранных языков в вузе» объединила 6 преподавателей историко-филологического факультета ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова». Создание этой книги можно считать продолжением идей и импульсов, заданными инновационными процессами, происходящими как в вузе, так и во всей системе высшего профессионального образования.
В главе I «Реализация современных образовательных технологий в педагогическом процессе» (к.пед.н., доцент Воронина Е.В.) дается характеристика современного образовательного процесса в вузе, который немыслим сегодня без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию активности, креативности и самостоятельности личности. Особенно подробно описаны интегральные технологии, согласно которым планируемые результаты представлены в виде многоуровневых систем диагностично и операционально заданных целей (то есть задач) для каждого возможного профиля обучения; структура образовательного процесса с блоком занятий в качестве минимальной единицы группируется вокруг укрупнённых единиц содержания образования; групповое обучение строится в соответствии с чётко простроенной динамикой в составе и деятельности групп на основе мониторинга успешности процесса; каждый следующий шаг проектируется в зависимости от результатов предыдущего; обеспечивается компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом.
Глава II «Метод case-study в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов» (к.пед.н., ст. преподаватель кафедры иностранных языков Рындина Ю.В.) представляет метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных учебных ситуаций (кейсов), что открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения иностранному языку в вузе.
В главе III «Арт-технологии в преподавании дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам» (к.пед.н., доцент кафедры иностранных языков Кунгурова И.М.) описаны арт-технологии, сущность которых заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста (мини-лекции, ролевые и деловые игры, кейс-студия, психогимнастические упражнения, написание сценария урока, видеообсуждение и т.д.).
В главе IV «Роль художественного текста в процессе обучения иностранному языку в вузе» (канд.филол.н., доцент кафедры иностранных языков Долженко С.Г.) говорится о роли художественного текста в процессе обучения иностранному языку в вузе и описываются некоторые отечественные и зарубежные технологии работы с художественным текстом на занятиях по иностранному языку.
Глава V «Обучение иностранному языку на основе сетевых технологий» (канд.пед.н., старший преподаватель кафедры иностранных языков Юринова Е.А.) описывает роль социальных компьютерных сетей, сравнительно недавно вошедших в нашу жизнь. Автору удается доказать возможности этого сервиса, использующего современные информационно-коммуникационные технологии, в учебно-воспитательном процессе вуза.
В главе VI «Инновационные технологии оценивания в обучении иностранным языкам» (канд.пед.н., доцент Пахотина С.В.) рассмотрены средства оценки качества в области иностранных языков, отвечающие требованиям ФГОС-3.
Технологии инновационной педагогической деятельности, представленные в монографии, формируют профессиональные качества современного специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.
Профессиональное становление будущего педагога в течение обучения в вузе является сущностным социокультурным проявлением процессов самоорганизации личности. Рассматриваемое в контексте гуманистической парадигмы, оно является неотъемлемой человеческой потребностью. Более эффективно данный процесс протекает, если организуется в процессе реализации инновационных образовательных технологий в образовательной среде вуза.
В монографии представлены гуманитарные образовательные технологии, реализация которых способствует конструктивному со-действию становления профессиональной позиции будущего педагога.
В монографии обобщены и систематизированы результаты научных исследований ученых, посвященных изучению сущности, содержания, структуры различных видов инновационных образовательных технологий профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в педагогическом вузе.
Авторы показали взаимосвязь технологий и методов профессионального обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. Особое внимание было уделено теоретико-методологическим и содержательно-организационным основам деятельности преподавателя вуза по обеспечению оптимального выбора и методически грамотной реализации обозначенных инновационных образовательных технологий.
В главах монографии представлены инновационные разработки, выполненные с учетом актуальной психолого-педагогической стратегии эффективного решения обозначенной проблемы.
Издание адресовано ученым, преподавателям вузов и колледжей, студентам вузов, а также аспирантам, докторантам, слушателям системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров, практическим работникам учреждений профессионального образования, и всем тем, кого интересуют вопросы теории и практики реализации инновационных образовательных технологий обучения иностранным языкам.