Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1
2713 KB

Изменения, происходящие в развитии современного общества, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, кардинально изменяющего парадигму образования, как исходной концептуальной системы постановки проблем и их решения, что нашло отражение и в изменении стратегии начального образования, в частности естественно – научного образования младших школьников. Прежде всего, это выражено в учебной деятельности, определяющей сущность формирования личности.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на формирование универсальных учебных действий, достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику деятельности обучающегося, в ходе которой он должен не только узнать, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. В процессе разработки проектов идет внедрение в учебный и внеурочный процессы метапредметных инструментов, позволяющих учить детей способам работы с информацией в ходе выявления решения поставленных в проектах проблем, проявлять себя индивидуально или в группе, пробовать свои силы, прикладывать свои знания, приносить пользу, показывать публично достигнутый результат. Согласно ФГОС под проектом понимается комплекс, взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Применительно к начальной школе проект рассматривается как коллективная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, сочетает методы и способы деятельности, ориентированные на достижение общего результата по решению какой – либо проблемной ситуации, актуальной для участников проекта.

Ведущее место среди технологий, используемых мировой и отечественной педагогикой, принадлежит сегодня проектной. Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает – выступающий вперед. В соответствии со словарем философских терминов проект – прототип, модель, прообраз рассматриваемого объекта. Работа по его созданию требует, не только знания об объекте проектирования, его назначении и функционировании сферы деятельности (действительности), в которую вводится преобразуемый объект, но и знания понятийного аппарата и методик проектирования как специфической деятельности.

В современных условиях информатизации и глобализации образования обновление содержания, методов и форм работы педагога с младшими школьниками, становится особенно актуальным. Оно должно быть направлено на формирование познавательной самостоятельности и активности обучающихся, способности классного коллектива к самоорганизации. В монографии убедительно доказывается, что именно в ходе проектной работы учителю требуется переосмысление своей позиции, превращение его из «транслятора» готовых знаний в фасилитатора, организатора, консультанта, помощника, а ребенок, решая интересную и значимую проблему, получает необходимые знания в активной самостоятельной деятельности.

В монографии: 1. Уточнено содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия младших школьников», под которыми понимается система познавательных действий младших школьников, формирующаяся в процессе плодотворного сотрудничества учащихся и учителя, направленного на самостоятельный процесс познания окружающей природы, являющаяся инструментом организации активной работы мысли, памяти и восприятия младшего школьника, как в учебной, так и во внеурочной деятельности с целью обучения приемам самостоятельного добывания и применения знаний, саморазвития и самовоспитания младшего школьника. 2. Выделены и обоснованы критерии оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников, определяемые по определенным критериям (мотивированность, осознанность, устойчивость, действенность). 3. Обоснована модель формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, построенная на методологических подходах (системном, деятельностном, практико-ориентированном, технологическом) и принципах (деятельности, непрерывности и целостности, минимакса, интегративности, профессиональной направленности), включающая взаимосвязанные блоки – мотивационно-целевой, технологический и результативно-оценочный. 4. Выявлены организационно-педагогические условия повышения эффективности проектной технологии формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников: стимулирование и мотивация познавательных интересов младших школьников к созданию проектов; введение проектной технологии в процесс обучения курса «Окружающий мир» (содержание, методы, формы); соединение свободы проектной деятельности младшего школьника с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя; разработка содержания, способов и средств формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе применения проектной деятельности в начальной школе, а также диагностического инструментария и средств коррекции данного процесса. 5. Разработана проектная технология поэтапного формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» с использованием метапредметных инструментов, позволяющая последовательно реализовывать все этапы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся: целеполагание → планирование → реализация → рефлексия → коррекция.

В результате активного использования описанной в монографии проектной технологии формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» идет внедрение в учебный и внеурочный процессы метапредметных инструментов, позволяющих учить детей способам работы с информацией в ходе выявления решения поставленных в проектах проблем, проявлять себя индивидуально или в группе, пробовать свои силы, прикладывать свои знания, приносить пользу, показывать публично достигнутый результат.