В предлагаемом вниманию школьников, студентов, преподавателей и родителей учебно-методическом пособии предпринята попытка нового подхода к саморазвитию человека на базе современных достижений психологической и педагогической наук. В основу структуры его содержания положена концепция всестороннего развития целостной личности и ее разума. В словаре русского языка Ожегов С.И. дает следующую трактовку: «Разум – способность логически и творчески мыслить, высшая ступень познавательной деятельности человека, ум, интеллект».
В диалоге со своими героями автор раскрывает пути создания внутрисемейного взаимодействия как основной формы совершенствования разума. В соответствии с концепцией анализируется ситуация, встречающаяся во многих семьях, когда у родителей и детей начинает теряться «гибкость ума» в каждодневной рутине. Отмечается, что человек теряет интеллектуальную форму, когда перестает давать своему разуму дополнительную нагрузку. А это, в свою очередь, происходит, когда его одолевает самодовольство, когда он сознательно перестает искать новые решения, предпочитая использовать годами выработанные шаблоны, что не требует напряжения. То есть, отлично используя свой мозг в определенном направлении, человек забывает о других его возможностях. Автор подчеркивает, что даже обычные повседневные ситуации дают читателю возможность активизировать мыслительные способности – все без исключения.
Структура данного пособия выстраивается в следующей логике и состоит из пяти глав:
- Как изучать и тренировать внимание.
- Изучение и тренировка памяти.
- Исследование и тренировка интеллектуальных способностей.
- Процесс творчества.
- Изучение интересов, потребностей и мотивации человека.
Каждая глава включает в себя теоретическое обоснование, содержательную характеристику и творческий характер преодоления препятствий к совершенствованию разума человека в определенном направлении. Предлагаются задания и рекомендации, которые были эффективно использованы автором течении 5 лет на практике. Далее приводятся классические тесты и методики для диагностики и развития когнитивного или творческого процесса и продуктивности деятельности человека.
В рамках общей концепции всестороннего развития целостной личности в семейном воспитании, положенной в основу структуры всего пособия, обосновывается ряд зависимых, углубляющих ее конкретные подходы к наиболее важным внутренним проблемам совершенствования разума. Эти частные положения, с которыми автор обращается к читателю являются неотъемлемой органической составляющей данного труда. Назовем некоторые из них:
- Прилагайте «силу воли» ума.
- Развивайте терпеливость и гибкость мышления, его способность идти к решению мыслительной задачи различными путями.
- Обратите внимание на способность сосредотачиваться – это наиболее важная «мышца» Вашего ума. Поощряйте ее становиться крепче и пластичнее, периодически давая максимальную нагрузку и концентрируя свое внимание с полной отдачей.
- Задачи – это полоса препятствий для интеллектуала. Они дают Вам возможность испытать свое мастерство и прямо подталкивают Вас к тому, чтобы быть всегда в форме. Ответьте на вызов!
- Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правило заглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.
- От того, насколько активно Вы участвуете в процессе принятия решений, зависит уровень Вашей интеллектуальной формы. Не жалейте времени на то, чтобы научиться правильно выбирать. Это повысит согласованность Ваших планов и эффективность Ваших действий.
- Несите ответственность за состояние своего разума. В конце концов, если Вы сами не позаботитесь о своем интеллекте, то кто это за вас сделает?
Основные положения, заложенные в учебно-методическое пособие имеют своим назначением быть своеобразными опорными сигналами для саморазвития. Логическим завершением этого структурного построения является заключение, где подчеркивается, что комплекс заданий и рекомендаций, которым следовал читатель, могут быть средством, которое поможет совершенствовать разум. Но упражнения не должны стать самоцелью. При правильном и регулярном выполнении, они становятся искусством, «магнитом притяжения». Когда человек начинает мыслить подобным образом, то процесс саморазвития превратится в эстетическое наслаждение.
Особое внимание уделяется вопросам: Можно ли заставить свой ум работать действительно напряженно? Как научиться чему-нибудь новому? Какую пищу давать своему уму? Передаются ли знания по наследству? Как концентрировать внимание? и предоставляет читателю возможность самому конструировать непосредственный процесс саморазвития, с учетом конкретных условий семьи, общеобразовательного учреждения, трудовой деятельности определять оптимальное сочетание методов, средств и форм совершенствования разума.
Пособие окажет определенную помощь родителям, учащимся средней школы, педагогических колледжей, студентов вузов и всех интересующихся вопросами практической психологии
Автор выражает глубокую и искреннюю благодарность всем лицам, принявшим заинтересованное участие в подготовке и изданию данного пособия.