Данная книга (Иркутск: ИГЛУ, 2014. 371 с. ISBN 978-5-88267-333-7) рекомендована Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Однако пособие может быть использовано для других смежных специальностей и направлений подготовки.
Основными задачами издания являются: 1) повышение мотивации в изучении теоретических дисциплин; 2) поиск путей интеграции теоретических дисциплин; 3) реализация дифференцированного подхода в обучении; 4) стимулирование познавательной активности будущих специалистов; 5) оптимизация учебного процесса; 6) совершенствование способов организации самостоятельной и аудиторной работы студентов.
Первую часть – Специализация «Лексикология английского языка: актуальные вопросы» / «The English Word for Language Mavens» – разработала Л.В. Кульгавова.
Автор второй части – Специализация «Прагматические, семантические и синтаксические аспекты исследования текста» / «Pragmatic, Semantic, and Syntactic Text Aspects» – Л.В. Топка.
Каждая из указанных частей включает семь разделов: 1) краткую методическую характеристику курса, содержащую описание курса, его цель и задачи, требования к уровню освоения содержания дисциплины; 2) сценарии семинаров с приведением теоретических проблем, перечня вопросов и заданий к научным текстам для обсуждения, списка литературы, рекомендуемой для изучения; 3) глоссарий базовых терминов; 4) практические задания для закрепления изученного теоретического материала; 5) перечень вопросов к зачету/экзамену; 6) список примерных тем курсовых работ; 7) список учебных и научных материалов, состоящий из основной, дополнительной и справочной литературы.
Вторая специализация «Прагматические, семантические и синтаксические аспекты исследования текста» / «Pragmatic, Semantic, and Syntactic Text Aspects» также сопровождается тезисами лекций, освещающих основные теоретические положения исследования текста в прагматическом, семантическом и синтаксическом аспектах в соответствии с современным состоянием отечественной и зарубежной лингвистики. Углубляя научное представление студентов о современных фундаментальных знаниях, лекции способствуют более эффективному выполнению следующих за ними практических заданий, направленных на закрепление изученного теоретического материала.
Термины и понятия, включенные в глоссарий обеих специализаций, охватывают достаточно широкую тематику и могут быть использованы независимо от предлагаемых курсов.
Выполнение практических заданий, представленных в каждой специализации, преследует следующие цели: закрепление и углубление теоретических знаний; совершенствование умений анализировать языковой материал и умений делать самостоятельные обобщения и выводы из наблюдений над фактическим материалом; развитие языковой догадки; развитие аналитического мышления; совершенствование навыков работы с научной и справочной литературой (как в печатном, так и в электронном вариантах).
Курс специализации «Лексикология английского языка: актуальные вопросы» / «The English Word for Language Mavens» направлен на углубленное изучение лексикологических проблем, в том числе вопросов, не получивших однозначной интерпретации в лингвистике, по темам: «Word-Structure», «Affixation», «Conversion», «Compounding», «Shortening», «New Lexical Items», «Structure of Meaning», «Semantic Development», «Lexical Subsystems», «Semantic Similarity and Polarity of Words», «Phraseological Units», «Historical Development of Lexicography». Цель курса состоит в том, чтобы расширить научное представление студентов о словарном составе английского языка в его современном состоянии и историческом развитии, в его социальной и прагматической обусловленности, а также познакомить студентов с основными спорными вопросами лексикологии английского языка. Акцентированы динамические аспекты лексической системы.
В специализации разработана система практических заданий разной степени сложности по темам: «Word-Structure», «Word-Building», «Polysemy», «Homonymy», «Semantic Development», «Phonetic Motivation», «Those -isms and -nyms and Other English Language ‘whims’», «Phraseology», «Flexibility of the English Vocabulary (some aspects)», «Dictionaries».
В основе курса специализации «Прагматические, семантические и синтаксические аспекты исследования текста» / «Pragmatic, Semantic, and Syntactic Text Aspects» лежат фундаментальные принципы современной лингвистики – диалектическое единство языка и речи, концепция полевой организации выражения категориально-коммуникативных значений в языке, – необходимые для всестороннего изучения такого языкового феномена, как текст, с учетом факторов, определяющих его свойства и функционирование. Концептуальное наполнение курса вписывается в контекст современных изысканий в рамках теории языкового общения, коммуникативно-семантической теории текста, теории категорий широкой семантики и эгоцентрической направленности.
Через содержание семинарских занятий, лекций и следующих за ними практических заданий прослеживается четко структурированное единство трех взаимосвязанных частей курса специализации, посвященных семиотическому пространству текста – его прагматическому, семантическому и синтаксическому аспектам.
Прагматический аспект исследования ставит в центр внимания представление о языке как о деятельности, в частности, понятия теории речевой коммуникации, теории ролей, социолингвистики, лингвистической прагматики, что коррелирует со следующим за лекционным материалом разделом практических заданий, репрезентирующих социолингвистический план анализа высказываний, представляя собственно языковую релевантность дифференциации коммуникантов по социально-этическому статусу.
Тематика семинарских занятий, посвященная семантическому аспекту изучения текста, освещает позиции социолингвистического и страноведческого подходов современной лингвистической семантики, а анализ фактического материала практической составляющей данной части курса являет типологию тактик вербального поведения как семантических инвариантов элементарных коммуникативных единиц с точки зрения тактико-ситуативного и полевого подходов, посредством сведения в единую классификационную рубрику множества моделей высказывания, различных по конкретной функционально-коммуникативной семантике, но имеющих явное сходство в коммуникативно-установочном плане речи.
Синтаксический аспект исследования текста репрезентируется через анализ конкретного текстового материала, представляющего собой совмещенную характеристику динамики целевого поведения говорящего субъекта, реализуя идею о возможности систематизации разговорного материала в сфере семантики, предоставляя данные о характере континуума в языке, о его частных проявлениях на разных уровнях языковой системы.
Пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям теории английского языка.