Данное пособие предназначается для студентов-филологов и лингвистов, изучающих теоретические курсы по программе бакалавров.
Основная его цель – дать теоретическую информацию по основным разделам английской грамматики (морфологии и синтаксису). Предлагаемый материал – оригинальный, на английском языке, и может служить не только хрестоматией по английской грамматике, но и хорошей базой для развития у студентов-лингвистов старших курсов (магистров) навыков чтения текстов по специальности, так как в них отражены основные тенденции научно-исследовательских изысканий в области теоретической английской грамматики.
Пособие состоит из трех разделов: истории возникновения и развития грамматики английского языка, морфологии и синтаксиса. Раздел истории развития теоретической грамматики рассматривает два периода: XVII-XIX в.в. и XX-XXI в.в., то есть пренормативную (дескриптивную, прескриптивную, классическую научную) и современ-ную нормативную (трансформационную, генеративную и структурную) грамматики. В описании каждого типа грамматики представлены основные грамматисты и их вклад в развитие морфологии и синтаксиса. Весь материал наглядно сведен в общую таблицу.
Разделы, посвящённые морфологии и синтаксису, распределены на подразделы, в которых рассматриваются общие и частные вопросы морфологии (части речи) и синтаксиса (теория предложения). Общие морфологические проблемы:
1. Определение языка. Разграничение языка и речи. Языковые единицы как знаки. Слово и предложение как основные языковые единицы. Три составные части языка: фонетическая (фонологическая), лексическая и грамматическая системы языка. Морфология и синтаксис как два основных раздела грамматики. Грамматика как отрасль языкознания. Теоретическая и практическая грамматика. Синтагматические и парадигматические отношения между языковыми единицами; синтагматические и парадигматические отношения в грамматике.
2. Слово и морфема; их соотношение в уровневой системе языка. Единицы промежуточного статуса между морфемой и словом. Традиционная классификация морфем, их позиционная и семантическая характеристики. Корень и аффиксы. Лексические (словообразовательные, деривационные) и грамматические (словоизменительные, служебные) морфемы.
3. Грамматическое значение и средства его выражения. Грамматическая категория как система выражения обобщенного (категориального) грамматического значения. Оппозиционный анализ грамматических категорий.. Сильный (маркированный, положительный) и слабый (немаркированный, отрицательный) члены оппозиции; их формальные и функциональные признаки.
4. Грамматическая категория. Синтетические и аналитические грамматические формы. Виды синтетических грамматических форм: внешняя флексия, внутренняя флексия, супплетивизм. Принцип идентификации аналитической грамматической формы; грамматический идиоматизм аналитических форм.
Среди частных морфологических проблем особое внимание уделяется: понятию части речи как лексико-грамматического класса слов, грамматически существенным свойствам слов – критериям выделения частей речи: семантическому, формальному, функциональному; принципам грамматической классификации слов, традиционной классификация частей речи, знаменательным и служебным частям речи в традиционной классификации, а также проблеме адекватности традиционной классификации частей речи, средствам образования грамматических форм, особенностям английских формообразовательных суффиксов, чертам английского языка как аналитического, грамматическим категориям существительного, глагола, прилагательного и наречия. Особое место отводится такому редко изучаемому вопросу, как родительному падежу, а именно отличиям притяжательного падежа от генетива, а также функциям генетива.
Значительную часть пособия занимает материал, посвящённый семантике, морфологическим формам и синтаксическим функциям личных и неличных форм глагола, семи категориям глагола: лица, числа, времени, аспекта, залога, наклонения и порядка (согласования времён). В основе изучения глагола лежат классические принципы класси-фикации частей речи: значение, форма, функция, в соответствии с которыми описываются семантическая, морфологическая и синтаксическая классификации глаголов. Неличные формы глаголов (инфинитив, причастие и герундий) рассматриваются в сравнении их функций.
Большое внимание уделяется сослагательному наклонению, его четырем типам: suppositional, conditional, subjunctive I и subjunctive II, употреблению модальных глаголов в subjunctive II после I wish и после if, что всегда усваивается с большим трудом.
Прилагательные и наречия также рассматриваются в соответствии с классическими принципами классификации частей речи: значение, форма, функции. Прилагательные представлены в двух категориях (качественные и относительные) со своими степенями сравнения, способами их образования, частичной и полной субстантивизацией. В разделе наречий помимо аналогичных проблем описываются абстрактные наречия, занимающие промежуточное место между прилагательными и наречиями, а также наречия, обра-зованные от местоимений, и устойчивые сочетания с наречиями.
Раздел, посвященный синтаксису, довольно полный и всесторонний: в нем затрагиваются такие проблемы как:
1. Соотношение словосочетания и слова, словосочетания и предложения. Проблема определения словосочетания. Эквипотентные и доминационные (подчинительные) связи слов. Последовательная (непосредственно-сочинительная) и присоединительная эквипотентная связь слов. Синдетическое и асиндетическое объединение слов. Реализация связей с помощью изменения формы слова (категориальное согласование, управление), использования связующих слова (предложное управление) или порядка слов (примыкание, замыкание).
2. Предложение как основная единица синтаксиса. Предложение как единица сообщения. Предикация как фундаментальный конститутивный признак предложения. Предикация как синтаксическая модальность. Средства выражения предикации.
3. Понятие актуального членения предложения и его компоненты: тема, рема, переход. Актуальное членение предложения и контекст. Языковые средства выражения актуального членения: модели порядка слов, конструкции с интродукторами, синтаксические модели с комплексами.
4. Классификация предложений, их структура, правила английской пунктуации, которая существенно отличается от пунктуации в русском языке и которая редко изучается в практическом курсе.
Кроме того, каждая часть содержит практические задания по предлагаемому материалу в виде упражнений, цель которых – закрепление теоретических положений и их практическое использование в речи. Упражнения по своему характеру являются обучающими, контролирующими и способствуют выработке определенных творческих навыков воспроизведения и употребления изучаемого материала.
Материал ряда упражнений заимствован из художественных произведений совре-менных английских авторов.
Теоретический материал данного пособия не только помогает систематизировать знания практической грамматики, но и способствует более глубокому ее изучению, обеспечивая практическое владение нормативной грамматикой на более высоком уровне.
В пособие включен учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая грамматика» и оригинальные материалы по категориям рода и числа существительного, которые ранее не включались в программу по теоретической грамматике.
Изучив материал предлагаемого пособия, можно достойно участвовать в научных симпозиумах по соответствующим вопросам.
Отличительной особенностью данного пособия является его интеграция в разработанную автором данного пособия (в соавторстве с Масленниковой А.А.) програм-му для дистантного обучения moodle, внедряющую информационные технологии в учебный процесс.
Отличительная черта пособия – его практическая направленность. Пособие содержит большое количество приёмов по использованию средств обучения системы moodle. Материал систематизирован и подан в доступной форме, а иллюстрации дополняют текст и облегчают его восприятие.
В соответствии с современной парадигмой образования вместо традиционного усвоения систематизированной информации основной акцент направлен на исполь-зование проблемного обучения: формирование умения формулировать проблему исследования, поиск необходимой для решения этой проблемы информации, выдвижение гипотез и обоснование принимаемых решений, что делает деятельность обучаемых в условиях проблемного обучения более продуктивной, самостоятельной и активной.
В этих условиях ведущим принципом обучения становится личностно-ориентированное обучение, так как обучаемые отличаются друг от друга в скорости усвоения нового учебного материала, в умении оценить собственные достижения в своей познавательной деятельности. Пособие позволяет реализовывать концепции личностно-ориентированного и, одновременно, проблемного подхода в обучении.
Изучив материал предлагаемого пособия, можно достойно участвовать в научных симпозиумах по соответствующим вопросам.