Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1 Far Eastern Federal University
2713 KB

Вот экология – модное слово, Раньше природа не знала такого, Банки, бутылки в кусты не бросали, В реку отходы и нефть не сливали. Крысы и мыши теперь процветают, Ценные виды, увы, исчезают, Кто сигаретой себя отравляет, Кто-то наркотики употребляет. Новый Чернобыль нам Дума готовит, Если общественность не остановит! Те, кто на свалках сжигают отходы, Все отравляют, и воздух, и воду! Наша планета пока что жива, Но без защиты погибнет она! Если хотите, чтоб мир был зеленым, Не вырубайте березы и клены!
(Марк Львовский)

Экологическое сознание сейчас становится важнейшим личностным качеством, которое формируется на основе знаний и убеждений, проявляется в моральной ответственности за состояние окружающей среды. Изучение дисциплины должно способствовать повышению уровня экологической грамотности, развитию подлинного экологического мировоззрения.

Постановка проблемы. Цель экологического образования является формирование у специалистов экологического мышления, понимания причинно-следственных связей во взаимоотношении общества и природы; научить рассматривать любую деятельность человека с позиций включения хозяйства в биосферные циклы. Таким образом, целью лекций является познание сложных взаимосвязей организма и среды обитания; изложение знаний для понимания причинно-следственных связей во взаимоотношениях природы и человека; изучение звеньев системы «человек – среда обитания»; экологических механизмов адаптации к среде; формирование у студентов четкого понимания источников загрязнения, а также последствий загрязнения для организма и природы; формирование навыков эколого-экономического, логического мышления и творческого применения полученных знаний в будущей деятельности.

После завершения курса студент должен иметь представление о структуре экосистем и биосферы, эволюции биосферы, взаимоотношениях организма и среды, экологии и здоровья человека, о глобальных проблемах окружающей среды, об экологии как научной основе рационального природопользования и охрана живых организмов, основах экологического права.

Методический уровень изложения материала, соответствия его современным образовательным технологиям. Учебное пособие составлено с учетом требований учебных стандартов по дисциплине «Экология». Учебное пособие по курсу «Экология» направлено на выполнение самостоятельной творческой проработки важнейших её разделов, в целях углублённого понимания теоретических положений экологии для формирования нового экологического, ноосферного мировоззрения будущих специалистов в области экономических и инженерно-технических специальностей.

Учебное пособие содержит расширенное описание лекционных занятий, вопросы для самопроверки, основные понятия курса, список рекомендуемой литературы. Представлен словарь основных терминов и определений экологии и охране окружающей среды, что облегчает выполнение тестового контроля.

Учебное пособие может быть рекомендовано студентам, изучающие курсы «Экология», «Экономика природопользования», «Социальная экология», «Экологические основы природопользования», «Экологический менеджмент», «Экологические проблемы автотранспорта», «Нормативы по защите окружающей среды».

Материалы, приведенные в пособии, могут быть использованы студентами для самостоятельной работы. Логически расписана теоретическая часть, имеется иллюстрационный материал. Учебное пособие содержит вопросы для самопроверки в каждой рассматриваемой теме.

Учебное пособие включает в себя 10 глав, 17 рисунков и 2 таблицы. Каждая глава разбита на подглавы, что дает студенту более четко определить содержание предложенного материала и последовательность его изучения.

Пути решения проблемы:

В первой главе рассмотрены предмет и общие задачи современной экологии, структура и законы экологии, рассмотрены системы взглядов на проблему взаимоотношений Человека и Природы, освещены вопросы истории экологических знаний.

Вторая глава посвящена разделу аутэкология. В ней описаны общие законы зависимости организмов от факторов окружающей среды, пути воздействия организмов на среду обитания, изложены представления о физико-химических особенностях среды обитания, определены основные пути приспособления организмов к среде и выделены приспособительные ритмы жизни.

В третьей главе рассмотрены понятия и процессы, происходящие в сообществах и экосистемах, устойчивость биоценозов и структура; типы взаимоотношений между организмами.

Четвертая глава посвящена описанию учения Вернадского о биосфере; рассмотрены биогеохимические принципы В. И. Вернадского, особо – концепция перехода биосферы в ноосферу.

В пятой главе описаны вопросы социальной природы человека, рассмотрены подходы к человеку с тремя разными измерениями его существования: биологическим, психическим и социальным. Описаны вопросы экологии человека, зависимости состояния здоровья людей от качества окружающей человека среды, освещены вопросы влияния окружающей среды на человека.

В шестой главе раскрыты вопросы экологической демографии, рост численности человечества, демографические перспективы, управления демографическими процессами.

В седьмой главе рассмотрены экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды, дан анализ систем наблюдения и контроля за окружающей средой – мониторингом. Рассмотрена система экологического мониторинга на Дальнем Востоке, дан анализ понятиям экономического ущерба, экологической безопасности. Затронуты вопросы охраны окружающей среды, показана важность платности природопользования и экономическое стимулирование средозащитных функций.

Восьмая глава посвящена вопросам экологического права, описаны важнейшие направления и средства обеспечения реализации экологической концепции РФ, принципы и объекты охраны окружающей среды; предложена классификация особо охраняемых природных территорий; дан анализ возникшим проблемам экологии и возможным путям их решения.

Девятая глава посвящена раскрытию вопросов современного состояния биосферы и глобального загрязнения гидросферы, литосферы, атмосферы.

Десятая глава раскрывает вопросы регионального значения и описывает особо охраняемые природные территории в Приморском крае.

Степень соответствия содержания учебного издания примерной учебной программе, требованиям квалификационной характеристики выпускника согласно ГОС ВПО по данной основной образовательной программе – соответствует.

Отличие рукописи от имеющейся литературы, степень ее преемственности – Преемственность проявляется в виде общего дидактического принципа, который предусматривает систематичность, последовательность, доступность, прочность, научность, осознанность.

Научный уровень содержания рукописи. Материалы учебного пособия содержат аспекты научного характера, формирующие экологическое сознание, которое становится важнейшим личностным качеством. Особое значение имеют методы экологических исследований, при изучении которых вырабатываются навыки практической деятельности по налаживанию экологического менеджмента на предприятиях для достижения в конечном итоге более экологической и, в целом, экономической эффективности производства при сохранении окружающей среды.

Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки: 100100.62 «Сервис», 100400.62 «Туризм», 080100.62 – «Экономика», 080200.62 «Менеджмент».