Представленная на выставку научная монография в 2-х томах на тему: «Ситуационно-стратегическое планирование в экономике» Том 1 «Методология оптимизации показателей спроса и предложения» и Том 2 «Моделирование оптимальных стратегий и программ» является теоретико-методологической научной разработкой, имеющей как теоретическую важность, так и прикладное значение. Оба тома монографии посвящены разработке принципиально новой системы планирования, осуществляемой на всех уровнях хозяйствования и позволяющей реализовать народнохозяйственный, комплексный, системный, динамические подходы. 2-й том монографии раскрывает общую концепцию рекомендуемой ситуационно-стратегической системы планирования, а 1-й том конкретизирует методологию её осуществления главным образом на предприятии. Однако главной отличительной особенностью рекомендуемой ситуационно-стратегической системы планирования является то, что предлагается её использовать не только на микроэкономическом уровне конкретных товаропроизводителей, но и на макроэкономическом уровне. Новый механизм стратегического планирования должен стать многоуровневым, комплексным и динамическим.
Многоуровневый характер планирования будет выражаться в том, что ситуационно-стратегическая система планирования должна охватывать все уровни хозяйствования в единую систему, в которой планы всех хозяйствующих субъектов должны быть согласованы друг с другом. Динамический характер планирования выражается в том, что цели, задачи различных субъектов хозяйствования и отношения между ними зависят от временного фактора и должны корректироваться с учётом временных особенностей спроса, предложения, условий хозяйствования.
Основными принципами предлагаемой комплексной, многоуровневой, сквозной системы планирования являются:
1) принцип народнохозяйственного приоритета, обязывающий в виде установленных условий хозяйствования различные субъекты хозяйствования на разных уровнях: региональном, отраслевом и уровне предприятия, учитывать при планировании стратегий своего развития в первую очередь народнохозяйственные интересы поступательного социально-экономического развития, повышения благосостояния населения, лучшего удовлетворения его потребностей и по сбалансированному развитию народного хозяйства, его регионов и отраслей;
2) принцип комплексности, реализующий комплексный подход (учёт всех факторов и критериев роста, влияния динамики развития различных субъектов хозяйствования на разных уровнях) при стратегическом планировании регионов, отраслей и предприятий;
3) принцип сквозной системности, предполагающий наличие в процессе стратегического планирования прямых и обратных связей между разными уровнями на всех этапах планирования, и выработка ими совместимых стратегий развития, нацеленных на единый результат.
Результатом отношений между субъектами хозяйствования на разных уровнях мной предлагается считать не показатели прибыли или какие-либо другие оценочные показатели деятельности хозяйствующих субъектов, а их отношения по поводу формирования рынков конкурентоспособной продукции. У всех взаимодействующих субъектов хозяйствования в цепочке: «регион – отрасль – предприятие» существует единая цель:– формирование рынка конкурентоспособной продукции, и они должны вырабатывать совместимые стратегии и планы их реализации для достижения этой цели. Разработанные в результате такого процесса планирования стратегические программы развития обязательны для выполнения всеми участниками их составления, т.е. и на региональном, и на отраслевом уровне. Если регионам и отраслям условия хозяйствования формирует государство, исходя из приоритетов социально-экономического развития страны, повышения уровня жизни населения, лучшего удовлетворения его потребностей, народнохозяйственных интересов по сбалансированности отраслевого и регионального развития, то для товаропроизводителей условия хозяйствования, с одной стороны, определяет отрасль, а с другой – регион.
В 1-м томе книги даётся ответ на вопрос, как повысить общественную полезность товарного предложения. Повышение конкурентоспособности товаров связывается с оптимизацией их целевой функции. Предлагается использовать основные положения теории множеств для решения задач оптимизации целевой функции товара и ресурсосбережения, когда находится оптимальное соотношение множества потребительских параметров товара и совокупных затрат потребителя на их получение. Данное определение целевой функции товара даёт представление об эффективности товара для потребителя, что очень важно и актуально для обеспечения инновационного развития экономики. Предлагается исчислять показатели хозрасчётной, потребительской и народнохозяйственной эффективности товара. Раскрываются методологические подходы взаимосогласованного повышения этих показателей. В связи с этим особое место отводится формированию ассортиментного плана фирмы. Предлагаются принципиально новый методологический подход и к формированию ресурсных стратегий и к решению задач по экономии затрат. Формирование программ оптимального ресурсопотребления и адресного – по каждому конкретному виду товара, интенсивного использования ресурсов представляют особую актуальность, так как отечественные товары в первую очередь из-за высокой себестоимости проигрывают зарубежным аналогам. В число основных показателей планирования введён такой показатель, как «фактор времени», что позволяет находить варианты сбалансированности спроса и предложения не только по ассортиментным, объёмным, ценовым, качественным параметрам, но и по временным стадиям жизненного цикла товара. Придание любому показателю плана временных параметров позволяет разрабатывать методологию стратегического планирования в условиях меняющихся рынков, условий хозяйствования, делового окружения фирмы и её собственных возможностей. Предлагается методология синхронизации жизненных циклов позиционирования товаров на рынке и жизненных циклов использования ресурсов. Исследуются деловое окружение фирмы, уровень интенсивности конкуренции на товарных и ресурсных рынках. Приводятся матрицы формирования производственных программ и алгоритмы принятия решений по согласованной оптимизации основных показателей, влияющих на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Во 2-м томе книге раскрывается новая логика рекомендуемой ситуационно-стратегической системы планирования. Вместо закона логики от простого к сложному, когда по совокупности экстраполированных темпов роста предприятий складывались планы развития отрасли, региона, народного хозяйства в целом, начинает доминировать закон от общего к частному, т.е. от стратегического планирования региона или отрасли к стратегическому планированию предприятия. Вместо логического закона от достигнутого к прогнозируемому начинает воплощаться закон от прогнозируемого к планируемому, т.е. на смену прогнозов от достигнутого уровня развития приходят прогнозы развития ситуации: внутренних ресурсных возможностей хозяйствующего субъекта и внешних условий и факторов хозяйствования: рынков, спроса, конкуренции. Покупателей и продавцов, товарного предложения и прочих. Разработана методология совмещения стратегического на перспективу и текущего ситуационного планирования. Предлагаются механизмы маневрирования текущими стратегиями в рамках стратегического плана фирмы. В связи с этим особую важность представляют предлагаемые методологические подходы к сегментированию рынков, к выбору фирмой стратегических зон хозяйствования, прогнозированию спроса и «миграции» покупателей из одного сегмента в другой, планированию с учётом этого вариантов позиционирования товарного предложения в них. В монографии разработаны теоретические аспекты моделирования экономических процессов, даётся определение ситуации, объекта, предмета и субъекта хозяйствования. Новой страницей в теории планирования являются построенные в монографии модели выбора СЗХ и позиционирования товаров в них, модели оптимизации программ обеспечения фирмы технико-технологическими, материальными и кадровыми ресурсами, а также модели ситуационного планирования отраслевых и региональных рынков. Построение адаптационных моделей хозяйствования, с помощью которых фирма может не только прогнозировать, но и управлять рынками, ресурсами и товарами, спросом и предложением открывает широкие перспективы для маневрирования ресурсными и товарными стратегиями и свидетельствует о большом потенциале рекомендуемой к внедрению ситуационно-стратегической системы планирования.
На базе теоретических разработок монографии написаны Методические рекомендации к внедрению ситуационно-стратегической системы планирования, часть 1 и часть 2, которые имеют практическую значимость и носят прикладной характер. Таким образом, теоретические исследования, изложенные в монографии могут найти в будущем широкое практическое применение.