Повышение качества управления персоналом на современном этапе является одним из главных составляющих элементов экономической политики любого предприятия. Одним из важнейших путей решения этой проблемы является автоматизация деятельности по управлению персоналом, что позволяет предоставить руководству и службам предприятия оперативный доступ к данным по кадровым ресурсам предприятия, повысить уровень и скорость принятия решений, обеспечить оперативность внутреннего документооборота, административного контроля и многое другое. В этой связи рассмотрение авторами учебника «Информационные технологии в управлении персоналом» концепций управления персоналом, задач и функций этой области деятельности, автоматизация которых необходима для решения указанных выше проблем, представляется актуальным и имеющим в настоящее время практическое значение. В учебнике подробно рассмотрены не только современные возможности автоматизации процессов и функций кадрового менеджмента, но и дается классификация автоматизированных систем управления персоналом по функциональной направленности.
Обосновываются принципы выбора программных продуктов для реализации функций управления персоналом и подробно рассматриваются те программные комплексы оперативного кадрового учета и управления, которые можно отнести к лидерам: «БОСС-Кадровик» (компания «БОСС. Кадровые системы»), «1С: Зарплата и управление персоналом 8» (фирма 1С), «АиТ:\Управление персоналом» (фирма АиТ Софт»). Данные системы позволяют автоматизировать процесс выполнения типового перечня задач, относящихся к области кадрового учета: персональный учет сотрудников, статистический и оперативный учет и отчетность, анализ движения кадров, анализ качественного состава кадров и формирование кадровой отчетности.
Кроме того, в них реализованы расширенные функции, позволяющие решать важные задачи управления персоналом предприятий, функционирующих в рыночных условиях. К ним относятся: планирование профессиональной подготовки рабочих и специалистов, обучение, переподготовка, повышение квалификации, рациональная расстановка кадров по уровню их квалификации, аттестация и планирование карьеры, решение которых с точки зрения современной теории менеджмента необходимо для повышения эффективности работы предприятия, особенно в длительной перспективе.
Одним из достоинств учебника «Информационные технологии в управлении персоналом» являются практические работы и примеры, с помощью которых можно приобрести навыки работы с каждой из перечисленных систем.
Применение информационных технологий для обеспечения управленческой деятельности является предметом рассмотрения одной из глав учебника. В ней рассмотрены современные тенденции развития информационных технологий и их роль в экономике, введены основные понятия и определены информационные технологии, используемые в управленческой деятельности и технический базис их функционирования.
Особое внимание в учебнике уделено организации эффективного документооборота, который является одной из важнейших задач деятельности любого современного предприятия. Подробно рассмотрены принципы организации наиболее распространенных в настоящее время на территории России систем электронного документооборота, таких как «Дело» компании «Электронные Офисные Системы (ЭОС)», «Е1 Евфрат» компании «Cognitive Technologies», «Босс-Референт корпорации «АйТи», «1С-Документооборот» фирмы «1С».
Для грамотной и продуктивной деятельности организации используются средства юридического воздействия на объекты управления персоналом. При регулировании трудовых отношений с работодателем и работником, соблюдении и применении норм действующего законодательства и других целей используют системы нормативно-справочной, классификационной, технико-экономической информации – справочно-правовые системы (СПС). В одном из разделов учебника приведена классификация, структура, особенности функционала, возможности оценки эффективности использования, а также краткая характеристика самых крупных игроков на этом рынке – Консультант Плюс (АО «Консультант Плюс»), ГАРАНТ (НПП «Гарант-Сервис»), Кодекс («Центр компьютерных разработок»). Приобрести компетенции и навыки работы с СПС, в том числе с мобильной версией, можно после выполнения практических работ соответствующего раздела учебника.
В современных экономических условиях перед предприятиями достаточно часто встает задача реорганизации в том или ином виде его деятельности. Целью таких изменений может быть совершенствование штатной структуры, внедрение новой технологии, автоматизация (внедрение новой информационной системы) и т. д. Невозможно планировать изменения и улучшения, если нет понимания существующего положения дел. Моделирование является наиболее эффективной техникой для понимания и описания процессов и их взаимодействия. Создание информационных систем (ИС) управления человеческими ресурсами представляет собой сложный многоступенчатый процесс, в который составной частью входит задача разработки модели такой системы. Одним из направлений разрешения этой задачи служит применение CASE-технологий (Computer Aided Software/System Engineering), представляющих собой совокупность методов и средств для автоматизации разработки информационных систем. Результаты применения CASE-технологий отражены в разделе учебника «Моделирование информационных систем управления человеческими ресурсами».
Кроме того, в учебнике рассмотрены вопросы использования интернет-технологий в управлении персоналом. Облачные технологии – это очень современный подход к эффективной автоматизации процессов предприятия с сокращением сроков внедрения в бизнес нового программного обеспечения, освобождения площадей от ИТ-инфраструктуры, минимизацией набора лицензионного программного обеспечения и др.
Реализуемый функционал on-line решений с точки зрения управления персоналом колеблется от автоматизации утилитарных действий (ввод и хранение основной информации о сотруднике) до полноценных систем, реализующих практически весь задач управления персоналом на современном этапе. В главе учебника «Использование интернет-технологий в управлении персоналом» рассмотрены online-системы управления бизнесом, использующие модель SaaS: Инфин.Online, ВРMonline CRM, А2В, Бухсофт Онлайн.
Таким образом, в учебнике «Информационные технологии в управлении персоналом» представлен материал для изучения современных средств управления персоналом предприятий с позиций автоматизации, приведены особенности методического, функционального, информационного и программного обеспечения деятельности кадровых служб в условиях современных информационных технологий, включая организационно-методические вопросы использования ресурсов Интернета для решения кадровых задач.
Учебник по дисциплине «Информационные технологии в управлении персоналом» основан на современных концепциях и подходах управления предприятием и экономикой в целом. Структура учебника сформирована с учетом всех аспектов и тенденций развития современных информационно-коммуникационных технологий. Учебник снабжен практическими заданиями и примерами, поясняющими изложенный материал.
Учебник подготовлен преподавателями кафедры информационных технологий ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» на основе государственных образовательных стандартов четвертого поколения и многолетнего коллективного опыта преподавания этой дисциплины.
Содержание учебника соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям.
Материалы учебника могут быть использованы при разработке технических заданий на проектирование комплексных систем управления предприятием, включающих контур управления персоналом, для проведения эффективного обучения работников кадровой службы конкретным направлениям деятельности по управлению персоналом предприятия, а также в высших учебных заведениях при составлении учебных пособий и лекционных курсов по специальности «Управление персоналом».