Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE ORDER OF REFLECTION OF THE UNIFIED AGRICULTURAL TAX IN A SINGLE ACCOUNTING POLICY OF AGRICULTURAL HOLDING

Ermakova M.S. 1
1 Kamyshin Technological Institute branch of the State Volgograd State Technical University
2730 KB
In this article the reflection of the unified agricultural tax in a single accounting policy groups engaged in agricultural production, processing and trading on the basis of holding relations. In this article the need for uniform accounting policies to companies in the agricultural holding. Given the author’s definition of uniform accounting policies agricultural holdings. The main features of the taxation of agricultural organizations. Discloses a procedure for reflecting the unified agricultural tax in a single accounting policy agricultural holding.
agricultural holding
accounting policy
taxation
tax regimes
unified agricultural tax

В формировании эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства способного обеспечить производственную безопасность страны и ее регионов важная роль отводится интегрированным структурам, в частности агрохолдингам – формированиям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию на основе холдинговых отношений.

Такие интегрированные компании ведут высоко диверсифицированную деятельность, имеют территориально распределенную структуру, сложную многоуровневую систему управления. Чем больше организация, чем сложнее ее структура, чем более серьезные задачи ставит она в своем развитии, тем значимее для нее создание четкой системы внутреннего нормативного регулирования бухгалтерского, управленческого, налогового и консолидированного учета. Для максимальной унификации разных систем учета компаниям агрохолдинга необходимо разрабатывать единую учетную политику [2].

Единая учетная политика агрохолдинга представляет собой элемент системы внутреннего нормативного регулирования разных видов учета (бухгалтерского, управленческого, налогового и консолидированного) и подготовки отчетности; унифицированный внутренний документ для тесной интеграции бухгалтерского и управленческого учета, бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерского и консолидированного учета и подготовки внешней и внутренней отчетности [1].

Отметим, что многие позиции, закрепляемые в учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, схожи. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, в единой учетной политике агрохолдингов мы рекомендуем использовать (когда это возможно) одинаковые методы учета и порядок их применения.

Как известно, сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность применения различных режимов налогообложения: общий режим и специальный режим.

Общий режим налогообложения предполагает уплату предприятием следующих видов налогов: налога на прибыль, НДС, единого социального налога и налога на имущество.

Специальный налоговый режим – особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными правилами.

К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельхозтоваропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности [4].

Реформирование аграрного сектора обусловило необходимость совершенствования системы налогообложения субъектов сельского хозяйства, так как для большинства сельскохозяйственных организаций выполнение обязательств перед государством по уплате налогов и сборов было проблематичным. Действовавшая система налогообложения не учитывала особенности сельскохозяйственного производства и явилась одной из причин кризисного состояния экономики аграрного сектора [3].

Для решения этой проблемы Федеральным законом от 29.12.2001 года №187-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)».

Данная система налогообложения была разработана законодательными органами в целях комплексного подхода к развитию сельскохозяйственной отрасли в масштабах страны и изначально была призвана облегчить налоговое бремя предприятий АПК при условии выполнения фискальной функции.

Как налоговый режим единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) представляет собой порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

О возможности перехода компаний агрохолдинга на уплату ЕСХН в настоящее время существуют различные точки зрения. Так, например, В.Г. Широбоков, И.В. Кузнецова и другие специалисты считают, что крупные агрохолдинги, сочетающие производство сырья с глубокой переработкой пищевого сырья, не могут перейти на уплату ЕСХН. Дело в том, что для перехода на уплату ЕСХН и применения этого специального режима необходимо, чтобы доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки из собственного сельскохозяйственного сырья в общем доходе от реализации не опускалась ниже 70 % [5].

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 года № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» под продукцией первичной переработки подразумевается очень ограниченный круг полуфабрикатов.

Однако для компаний агрохолдинга, занятых только производством сельскохозяйственной продукции, мы считаем наиболее целесообразным переход на уплату ЕСХН за счет существенной экономии налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога и НДС. Это подтверждается тем, что каждая компания агрохолдинга является самостоятельным налогоплательщиком.

Общий порядок формирования налогооблагаемой базы по единому сельскохозяйственному налогу агрохолдинга должен быть отражен в единой учетной политике.

Для отражения расчетов по ЕСХН в рабочем плане счетов агрохолдинга необходимо предусмотреть отдельные аналитические счета и субсчета бухгалтерского учета:

1. Счета для учета расходов, влияющих на исчисление ЕСХН:

– 20-1-1 «Расходы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, принимаемые для исчисления ЕСХН»;

– 20-1-2 «Расходы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, не принимаемые для исчисления ЕСХН»;

– 90-2-1 «Расходы, связанные с продажей сельскохозяйственной продукции, принимаемые для исчисления ЕСХН»;

– 90-2-2 «Расходы, связанные с продажей сельскохозяйственной продукции, не принимаемые для исчисления ЕСХН»;

– 90-2-1 «Прочие расходы, признаваемые для исчисления ЕСХН»;

– 90-2-2 «Прочие расходы, не признаваемые для исчисления ЕСХН».

2. Счета для учета доходов, принимаемых для исчисления ЕСХН:

– 90-1-1 «Выручка от продажи продукции сельского хозяйства для исчисления ЕСХН»;

– 90-1-2 «Выручка, не принимаемая для исчисления ЕСХН» и т.д. [3]

В методических аспектах единой учетной политики для компаний агрохолдинга, применяющих ЕСХН, по нашему мнению, должен быть выделен соответствующий раздел, раскрывающий общие положения и порядок определения и признания доходов и расходов.

Считаем необходимым также раскрыть порядок отнесения полученного сельскохозяйственной организацией дохода к облагаемому и необлагаемому ЕСХН доходу.

В составе облагаемого дохода выделяется доход от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы. В качестве приложения к данному разделу учетной политики для целей налогообложения ЕСХН предлагаем использовать специальные регистры налогового учета. Налоговые регистры доходов формируются в соответствии с отраслевой спецификой производства в разрезе отраслей деятельности сельскохозяйственного предприятия. Кроме того, в регистрах налогового учета доходы, по нашему мнению, целесообразно детализировать в разрезе каналов поступления.

Аналогично предлагаем формировать и налоговый регистр внереализационных доходов, как по их видам, так и в разрезе каналов поступления.

Расходами сельскохозяйственного предприятия при применении ЕСХН признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные предприятием ( в соответствии с гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организации»).

Чтобы обеспечить формирование расходов по ЕСХН, принимаемых для целей налогообложения, к учетной политике, по нашему мнению, следует предусматривать несколько видов регистров налогового учета.

В частности, для определения общей суммы расходов в разрезе видов, утвержденных ст. 346.5 гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ и по отдельным видам расходов, требующих дополнительных расшифровок, например, материальные расходы, расходы на оплату труда и другие.

Принцип определения налоговой базы по ЕСХН аналогичен налогу на прибыль, поэтому данный налог отражает прибыльность или убыточность организации.