Целью данной работы является исследование положений законодательных и нормативных документов в отношении прав и обязанностей организации по ведению бухгалтерского и налогового учета при применении специальных налоговых режимов в современных условиях хозяйствования. Объектом исследования выступает система нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета на предмет установления обязанности по ведению учета организациями, применяющими специальные режимы налогообложения. Актуальность цели исследования обусловлена новациями бухгалтерского и налогового законодательства, требующие глубокого их анализа для целей однозначного понимания содержания установленных норм.
Задачи исследования нами были сформулированы в виде следующих вопросов: 1) существует ли обязанность по ведению бухгалтерского и налогового учета у организации, применяющей специальный режим налогообложения? и 2) если обязанность по ведению бухгалтерского и налогового учета у организации, применяющей специальный налоговый режим, существует, то имеются ли особенности по его ведению?
Для решения поставленных задач использовались такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402) является главным определяющим документом законодательного уровня, регулирующим ведение бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами.
Обязанность ведения бухгалтерского учета закреплена в статье 6 Федерального закона № 402, согласно п.1 и п.3 которой, экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации [2].
Однако в пункте 2 статьи 6 Федерального закона № 402 указано на возможность неведения бухгалтерского учета. Так бухгалтерский учет могут не вести: 1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности; 2) находящиеся на территории РФ филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Кроме того, Федеральным законом № 402 отдельным экономическим субъектам предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Так в соответствии с п.4 ст. 6 Федерального закона № 402 вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, следующие экономические субъекты:
1) субъекты малого предпринимательства;
2) некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [2].
Соответственно, организации в условиях применения специальных налоговых режимов в виде ЕСХН и системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции либо обязаны вести бухгалтерский учет в общем порядке, либо вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, если будут являться субъектами малого предпринимательства. Организации, применяющие УСН и систему ЕНВД, являясь априори субъектами малого предпринимательства, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета – это способы бухгалтерского учета, установленные нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету специально для субъектов малого предпринимательства.
Так в статье 7 Федерального закона № 402 раскрыты вопросы организации бухгалтерского учета. При этом в общем случае ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.
В то же время руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст.7 ФЗ № 402).
В общем случае выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены [3, п.12 ПБУ 9/99].
Однако субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в подпунктах «а», «б», «в» и «д» пункта 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [3, абз.4 п.12].
Соответственно, согласно абз.2 п.18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, если организацией – субъектом малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
Расходы по займам в общем случае, согласно абз.1 п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива, если иное не установлено настоящим пунктом [7].
Однако, субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать все расходы по займам прочими расходами на основании абз.4 п.7 ПБУ 15/2008.
В общем случае согласно п.18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством и ПБУ 19/02. Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы: финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость в установленном ПБУ 19/02 порядке, и финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется [5, п. 19].
Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально [5, п.20].
Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости [5, п. 21].
Однако, субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном ПБУ 19/02 для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется, т.е. по первоначальной стоимости [5, абз.2 п.19].
Кроме того, согласно п. 2.1 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), указанное Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг [6].
Также согласно п.2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), указанное положение может не применяться субъектами малого предпринимательства [4].
Из вышесказанного вытекает, что организации, применяющие специальные режимы налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке, однако если организация является субъектом малого предпринимательства, она вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Это следующие способы ведения бухгалтерского учета: возможность ведения бухгалтерского учета руководителем организации; кассовый метод учета доходов и расходов; признание доходов и расходов по договорам строительного подряда в порядке, предусмотренном ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 вместо ПБУ 2/2008; признание всех расходов по займам в составе прочих расходов; отражение налога на прибыль в сумме фактически начисленной по данным налоговой декларации (неприменение ПБУ 18/02); последующая оценка всех финансовых вложений по правилам, установленным для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.
Кроме того, исследования показали, что ведение налогового учета в организациях, применяющих специальные режимы налогообложения, обязательно во всех случаях в целях определения налоговой базы по соответствующим налогам, а также для контроля, где это необходимо, за установленными ограничениями по величине доходов организации, стоимости отдельных видов имущества и т.д. При этом для целей налогообложения могут использоваться как данные системы бухгалтерского учета, так и показатели, сформированные в специальных регистрах налогового учета.