Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

PEDAGOGICAL EXPERIENCE TO FORM A N ATTITUDE TO HEALTHY LIFE-STYLE

Sorokina V.M. 1 Sorokin D.Y. 1
1 Kamyshin Technological Institute branch of Volgograd State Technical University
2734 KB
Pedagogical activities to form an attitude to a healthy life-style begins with diagnostical practice research the purpose of which is to study contradictions in the process of forming students’ attitude to a healthy life-style as a professional value. We tried to find out basic contradictions in the mass practice of teaching humanities, sciences and general professional disciplines which called forth the necessity of work to form the given individual education. Having analyzed the results of the questionnaire and talks we came to the conclusion that most of the students, undoubtedly, know about a healthy life-style, understand its role for society development but some aspects of the healthy life-style significance are not fully comprehended.
healthy life-style
professional values
component
education

Педагогическая деятельность по формированию отношения к здоровому образу жизни начинается с диагностического исследования практики. Целью диагностического исследования является изучение противоречий в процессе формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Мы пытались выявить основные противоречия в массовой практике обучения общим гуманитарным, естественно-научным и общепрофессиональным дисциплинам, которые обусловили необходимость работы по формированию у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Следующим этапом явилось выявление возможностей общих гуманитарных, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин в реализации отношения к здоровому образу жизни как ценности в педагогическом процессе.

Для решения данной задачи были проведены беседы и анкетирование преподавателей вуза по физической культуре, экологии, безопасности жизнедеятельности, а также гуманитарных дисциплин, посещались занятия, посвященные изучению проблем, связанных с отдельными аспектами здорового образа жизни.

В общей сложности в эксперименте приняли участие 56 преподавателей, были проанализированы 82 занятия, на 51 из них затрагивались проблемы, отражающие ценностные аспекты здорового образа жизни.

Анкетирование, беседы и посещение занятий решали следующие задачи: выявление понимания преподавателями целей современного высшего профессионального образования, содержания ценности здорового образа жизни и определение ее места среди иных приоритетов педагогической деятельности; выявление отношения преподавателей к целенаправленной работе по формированию у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности; выявление дидактических средств, которые наиболее часто используются для целенаправленного развития данного личностного образования.

В ходе анкетирования и бесед было выявлено, что 56 % преподавателей общих гуманитарных, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин связывают цели образования с ценностными и профессиональными аспектами здорового образа жизни, сохранением здоровья, решением оздоровительных проблем.

Значительная часть преподавателей (89 %) указала на необходимость формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как ценности, и лишь 14 % опрошенных среди иных приоритетов современного образования отметили здоровый образ жизни как профессиональную ценность (в том или ином ее понимании). При этом 97 % указали ценностный потенциал преподаваемых ими учебных дисциплин для формирования рассматриваемого личностного образования.

Данные результаты позволяют сделать выводы о том, что преподаватели в большинстве случаев понимают значимость ценности «здоровый образ жизни» для студентов, общества и человечества в целом. Они осознают имеющийся потенциал общих гуманитарных, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин для формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной и социально значимой ценности. Несмотря на возможность формирования у студентов данного личностного образования преподаватели не всегда связывают обучение с целями общих гуманитарных, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.

Важным моментом явилось выяснение понимания преподавателями содержания понятия «здоровый образ жизни». Основная масса опрошенных (94 %) смогла верно раскрыть сущность данного понятия.

Целенаправленно занимаются формированием у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности 21 % преподавателей, изредка обращаются к этой проблеме 62 %, вообще не уделяют этому внимание 17 %. Преподаватели не ставят целью формирование данного личностного образования, объясняя это отсутствием соответствующей методической литературы.

Все это позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности носит эпизодический, фрагментарный характер.

Анализируя вопросы анкеты, посвященные выявлению используемых в работе преподавателей дидактических средств, можно сделать следующие выводы: среди основных и наиболее часто применяемых средств преподаватели назвали объяснительно-иллюстративное изложение, реже используются эвристические беседы, которые направлены на создание проблемных ситуаций. Еще реже – творческие задания, имитирующие жизненные ситуации, хотя такие задания способствуют становлению личностных смыслов, их осознанию и включению в систему отношений студента с миром.

Сами преподаватели объясняют подобную ситуацию отсутствием доступных дидактических разработок, в которых раскрывается методика использования данных средств в педагогическом процессе, а также тем фактом, что использование дидактических средств, направленных на осознание студентом личностных смыслов, приводит к отклонению от основной цели занятия.

Подводя итог по результатам исследования реализации преподавателями возможностей общих гуманитарных, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин по формированию у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, необходимо сделать выводы:

1. Большинство преподавателей общих гуманитарных, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин понимают значимость формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, а также видят потенциал, которым обладают предметы этого цикла для реализации у студентов данного личностного образования. Но в то же время формирование отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности не всегда связывается ими с целями современного общего гуманитарного, естественно-научного и общепрофессионального образования.

2. Формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности носит эпизодический характер.

3. Преподаватели в основном уделяют внимание учебным требованиям к студентам. Учебная деятельность студентов в большинстве случаев не становится для них деятельностью, в которой проявляются ценностные аспекты здорового образа жизни.

После анализа, посвященного выявлению возможностей общих гуманитарных, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин в формировании отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, следует перейти к рассмотрению того, насколько данное личностное образование сформировано у студентов. При этом важно выяснить и уровень актуальности (значимости) ценности «здоровый образ жизни» для современных студентов.

Для определения места отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности у студентов и степени сформированности у них данного личностного образования был использован целый ряд разнообразных диагностических методик. Основанием построения данного комплекса методик явился характер проявлений показателей у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Констатирующий эксперимент включал также и выявление уровня сформированности данного личностного образования у студентов в начале (I курс) и по окончании обучения (II курс). Диагностический комплекс включал четыре группы методик.

Первая группа методик позволяет определить степень сформированности когнитивного компонента, который направлен на выявление полноты знаний студентов о ценности здорового образа жизни.

Вторая группа методик направлена на выявление сформированности эмоциональной составляющей у студентов, что позволяет проанализировать уровень сформированности эмоционального компонента.

Третья группа методик направлена на осознание значимости ценности «здоровый образ жизни»; т. е. позволяет проанализировать уровни сформированности мотивационно-смыслового компонента.

Четвертая группа методик связана с выявлением умений, необходимых для того, чтобы выстраивать свою деятельность в соответствии с требованиями здорового образа жизни, т. е. анализируются уровни сформированности деятельностного компонента.

Полнота знаний о здоровом образе жизни понимается как способность назвать как можно больше проявлений, которые соответствовали бы «модели» изучаемой категории. Выделяются низкий, средний и высокий уровень полноты знаний о здоровом образе жизни. На низком (безразлично-потребительском) уровне студенты демонстрируют лишь общее представление о здоровом образе жизни, допускают неточность в выделении существенных признаков категории. Средний уровень (нейтрально-пассивный) характеризуется знанием основных признаков категории, при этом допускаются несущественные неточности. Высокий уровень (осознанно-действенный) подразумевает полное и ясное представление о категории.

С целью выделения степени полноты знаний о здоровом образе жизни применялись беседы, анкетирование. В ходе беседы студентам задавались следующие вопросы:

  1. Что Вы понимаете под здоровым образом жизни?
  2. Чем здоровый образ жизни отличается от нездорового?
  3. Как Вы думаете, почему с развитием цивилизаций возрастает роль знаний о здоровом образе жизни?
  4. Какова роль знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни человека?
  5. Можно ли проблему здорового образа жизни отнести к важнейшим проблемам человечества? Предложите пути решения этой проблемы.

Результаты анкетирования показали, что студенты правильно определяют понятие «здоровый образ жизни». Многие студенты указали среди факторов, влияющих на здоровье, образ жизни, незначительную двигательную активность, вредные привычки, а также тесную взаимосвязь между развитием технического прогресса и все возрастающей важностью ведения здорового образа жизни. В то же время значительная доля студентов не смогла выделить слагаемые здорового образа жизни, а также признаки, характеризующие ведение людьми здорового образа жизни.

Источником знаний о здоровом образе жизни большинство (30 %) назвали телевизионные передачи, 25 % – Интернет, 18 % – газеты, 17 % – журналы и 10 % – книги.

Студентам дали возможность высказать свою точку зрения по организации мероприятий, направленных на улучшение здоровья и ведение здорового образа жизни. Они предлагали дополнительные занятия физкультурой и спортом в рамках учебной программы, а также активную включенность в физкультурно-оздоровительную деятельность за пределами учебной программы. Несколько студентов указали конкретные пути и мероприятия по восстановлению здоровья и ведению здорового образа жизни (назвали медицинские учреждения и организацию туризма). Большинство студентов считает, что за ведение здорового образа жизни несут ответственность учреждения медицинского и туристического направления, а не они сами. Некоторые предлагали усилить пропаганду здорового образа жизни.

Таким образом, проанализировав результаты анкетирования и беседы, можно сделать вывод, что большая часть студентов, несомненно, обладает знаниями о здоровом образе жизни, осознает его роль для развития общества, но некоторые аспекты значения здорового образа остаются не до конца осмысленными.