По свободной энциклопедии научная школа это оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. У научной школы, как правило, есть основоположник и его последователи [1]. Они могут возникать неформально или в рамках институциональных единиц — академических кафедр учебных заведений, отделов научно-исследовательских организаций, профессиональных объединений ученых. В Казахстане они бурно росли в советское время чего, к сожалению, трудно сказать сегодня.
Существующая кредитная система образования не вполне соответствует системе организации науки. Необходимо и в подготовке послевузовского образования усилить научную составляющую. В данной статье делается попытка в этом направлении.
В работе не ставилась цель исследования научных школ вообще, об этом много написано. Этому даже посещено специальное исследование ЦЭМИ РАН, 2011 года [2]. В данной работе проведено исследование феномена научной школы как особой формы генерации научного знания. Предлагается классификация научных школ, выделяются основные характеристики каждого типа. Анализируются педагогические, производственные и культурологические особенности функционирования научных школ.
Целью настоящей статьи является привлечь внимание влияния науки на образование и описать примерный механизм его работы, усиления интеграции образования, науки и производства. И на примере научно-образовательной системы Казахстана, показать пути повышения качества и усиления мотивации привлечения молодежи к науке.
«…Интеграция образования, науки и производства, развитие послевузовского образования на основе современных достижений науки и техники являются одним из приоритетных направлений развития экономики…» – говорится в Государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2020 года [3]. Взаимосвязь образования, науки и производства может резко повысить качество образования и отдачу от науки.
Усиление связей между уровнями образования: «школа – студент колледжа – студент вуза – магистрант – докторант PhD – преподаватель» будет осуществляться, если АНШ будет эффективно работать. Чтобы осуществить это на практике, чтобы Академия научных школ работала необходимо организовать независимую корпорацию.
Корпорация
«Академия научных школ»
Цель корпорации – обеспечить качество существующего образования.
Принципы работы корпорации:
1. Независимость «корпорации»должна обеспечить государство, закрепив это законодательно или на уровне Правительства.
2. Независимая оценка самостояткльных работ обучающихся;
3. Две закрытые рецензии на каждую самостоятельную работу обучающегося:
одна – казахстанского, другая – зарубежного эксперта;
4. Обеспечение горизонтальной и вертикальной связей ученых и обучающихся;
5. Под самостоятельными работами корпорация понимает: курсовую работу, дипломную работу (проект), диссертацию, начные статьи, монографии.
Новая структура охватывает путь «от школьника до академика». Основой Академии являются «научные школы». В ней функционально (не директивно) объединяются все уровни образования и науки по профессиональному признаку: например, математики, биологи, экономисты и др. Все связи добровольные, заявочные. Это показано далее.
Академия научных школ
(от школьника до академика)
Действительные члены – академики – доктора наук, профессора, имеющие свои научные школы;
Члены-корреспонденты – доктора наук, входящие в определенную научную школу, создающий свою школу, как составная часть этой школы.
Основа Академии – научные школы.
Научная школа:
Руководитель – академик АНШ;
Члены: школьники, учащиеся колледжей, студенты, магистранты и докторанты PhD вузов, кандидаты и доктора наук, занимающиеся в этом направлении.
Рис. 1. Управление Академией научных школ (АНШ)
Требования к членам Академии научных школ (АНШ)
Крайне важно выработать требования к членам Академии, к чему должны стремится молодежь, которая хочет себя посвятить науке.
Требования к академику:
1) доктор наук не менее 10 лет, профессор не менее 5 лет;
2) выпуск не менее 2-х докторов наук;
3) выпуск не менее 15 кандидатов наук;
4) выпуск не менее 3-х докторов философии (PhD);
5) выпуск не менее 10 магистрантов.
Требования к члену-корреспонденту:
1) доктор наук не менее 3 лет;
2) выпуск докторов философии (PhD) не менее 1-х чел.;
3) выпуск магистрантов не менее 5 чел.
Структура управления академии научных школ (АНШ)
Высшим органом управления АНШ является Ученый совет, который состоит из академиков, членов-корреспондентов, представителей от секций студентов, магистрантов и докторантов (PhD). Председатель и ученый секретарь назначается путем избрания членами совета. Исполнителем органом является Правление, которые избираются здесь же (см. рис. 1).
Как следует из рис. 1, исполнительным органом АНШ является «Правление» во главе с Президентом и ученым секретарем. Оно регистрируется у государства, имеет сой счет, сайт, электронный адрес. Указываются телефоны. Основными функциями этого органа являются: организация встреч ученых по вопросам АНШ, организация и проведение семинаров, конференций и симпозиумов; подбор научных команд и участие в конкурсах на получение грантов в стране и за рубежом, выполнение заказных работ, организация и проведение занятий и консультаций, сбор взносов др. доходов.
Важно взаимодействие научных школ (рис. 2). Руководителем научной школы является академик АНШ, имеющий «свою» научную школу по определенной ветви наук (например, математической). В эту школу могут войти исследователи, занимающейся математическими проблемами от школьника до академика. Академики, члены-корреспонденты, доктора наук, профессора являются 1 уровнем АНШ.
Секция соискателей это 11 уровень АНШ, куда могут входить докторанты PhD и магистранты. В 111 уровень – секция студентов, куда могут войти студенты вузов и колледжей. И, наконец, 1V уровень – секция школьников. Его иногда называют «Малой академией». Все эти уровни соединены соответствующей отраслью науки, во главе которой стоит академик АНШ.
Функции различных подразделений
Академии
*Прием в действительные члены (академики) и члены-корреспонденты;
*Проведение научных советов;
*Прием информации о работе научных школ;
*Организация конференций;
*Представление для Академии научных школ, вузам и колледжам списка рекомендуемых в соответствующие уровни;
*Участие в отечественных и зарубежных конкурсах для получения гранта на научные исследования.
Научных школ
*Организация деятельности на коммерческой основе;
*Согласование учебных планов и тем научных работ по вузам, колледжам и школам;
*Подведение итогов обучения каждого;
*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых на соответствующие уровни;
Секций соискателей
*Система управления секцией;
*Представление научным школам списка обучающихся и проекта учебного плана и научных тем ;
*Обсуждение итогов обучения;
*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых на соответствующие уровни;
Секций студентов
*Система управления секцией;
*Представление научным школам списка обучающихся и проекта учебного плана и научных тем;
*Обсуждение итогов обучения;
*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых в соответствующие вузы;
Секций школьников
*Система управления секцией;
*Представление научным школам списка обучающихся и проекта учебного плана и тем научных работ ;
*Обсуждение итогов обучения;
*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых в колледжи и вузы;
Рис. 2. Механизм взаимодействия научных школ Академии
Источники финансирования Академии научных школ (АНШ)
АНШ является общественной организацией и источником ее деятельности являются традиционно вступительные и членские взносы участников. Кроме того, в качестве источником финансирования могут быть спонсоры.
Заключение
Итак, деятельность такой Академии жизнеспособна, так как будет «наложена» на работающую систему кредитного образования Республики Казахстан. Во-вторых, АНШ будет способствовать развитию профориентации среди школьников и колледжей. В третьих, повысит мотивацию к науке среди молодежи. И, главное, повысит качество образовательных услуг и, следовательно, повысит рейтинг учебного заведения.