Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PECULIARITIES OF STUDYING THE PSYCHOLOGY OF GIFTEDNESS IN A BRIEF HISTORICAL PERSPECTIVE

Vetvitskaya S.M. 1
1 The Rostov State university of means of communication branch in Mineralnye Vody
2299 KB
The article discusses the history of the study of the psychology of endowment, since ancient times, studying her features. In the conclusions it is noted that the problem talents and abilities are among the most studied topics of psychology and has its origin from the works of Plato and Aristotle and does not lose its relevance to the present time. Among the researchers include domestic and foreign eminent anatomists, physiologists, philosophers, teachers, social workers, psychologists. The relevance of talent in Russia is connected with the need to preserve and develop endowments of children at all stages of ontogeny, which is associated with the solution of urgent tasks the formation of creative and intellectual potential of the society and ensuring the possibility of its intense social, cultural and technological progress.
talent
genius
cognitive and psychomotor abilities
the working concept of giftedness
the history of the development of psychology of giftedness

О том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Еще в древности хорошо понимали, насколько существенна разница между гениальным выдающимся человеком и простым смертным, уже тогда отмечали, что эти различия зачастую проявляются с детства. Идея выявления и обучения одарённых детей зародилась в философии Конфуция, Аристотеля, Платона, А. Баумгартена, И. Канта и др. Первыми объяснениями существования выдающихся способностей у отдельных людей было их «неземное», божественное происхождение, гениальный человек – счастливый избранник богов.

Эти представления породили и соответствующую терминологию. С древнейших времен и до времен Г. Гегеля, И. Канта прочно утвердился термин «гений» (от лат. genius – дух). Именно эти представления о сочетании божественного духа с человеком и было основой представлений о гении в обыденном сознании, вплоть до конца XIX в. Термин «талант» стал использоваться практически одновременно с термином «гений», но, в отличие от «гения» имеет не столь благородное происхождение. [4]

Первые попытки объяснения о выдающихся достижениях художников, поэтов, ученых и общественных деятелей принадлежат Платону и Демокриту (428–348 гг. до н.э.). Трактаты о гении содержат много интересных фактов, наблюдений и выявленных закономерностей. Однако, до начала XIX в. к изучению природы гениальности исследователи обращались лишь постольку, поскольку это было необходимо для выяснения общих проблем творчества, существовало убеждение, что гениальность проявляется только в искусстве.

Подтверждением является понимание гениальности в трудах Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), где Аристотель подчеркивает связь художественного творчества с интеллектуальной и познавательной деятельностью, требующей гениальности. «Созерцательная деятельность разума» (научная и художественная) стоит, по его мнению, выше любой другой, ибо она родственна божественной.

В эпоху Возрождения (в первой половине XVI в.) одним из первых, кто сделал попытку глубокого осмысления проблемы психологии одаренности – испанский врач, философ-гуманист Хуан Уарте (~ 1530–1592). Х. Уарте рассматривал возможность возрождения величия Испанской империи с использованием на государственной службе особо одаренных людей. В психологической концепции в качестве основной задачи Х. Уарте рассматривал изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора. Эта работа стала одной из первых в истории психологии одаренности.

Х. Уарте, не отрицая полезности обучения, воспитания и труда в развитии одаренности и важности учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых, акцентировал внимание на зависимость таланта от природы. Х. Уарте говорил о необходимости создания государственной системы профессионального отбора, предусматривающей уполномоченных людей, которые могли бы открывать дарования у каждого еще в детстве; Х. Уарте писал: – «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит» [3].

Эпоху Возрождения сменил период классицизма. В это время все активнее обсуждается вопрос о происхождении гениальности.

Со второй половины XIX века учения, посвященные проблемам гениальности, постепенно вытесняются исследованиями психологии одаренности. Развитие биологии (Ч. Дарвин, Т. Гексли и др.), экспериментальные и теоретические исследования проблем наследования таланта, в первую очередь работы Френсиса Гальтона, образно говоря, «спускают с небес на землю» проблему гениальности, доказывая вполне земное происхождение незаурядных способностей выдающихся людей. На смену термину – «гений» приходит термин – «одаренность», формируется самостоятельная область научного знания в психологии.

Научное изучение одаренности началось с работ Ф. Гальтона «Наследственный гений», (1869); А. Жоли «Психология великих людей» (1883) и В. Освальда «Великие люди» (1910). В России к проблеме одаренности интерес возрастает в начале ХХ в. Выходит в свет работа П.Ф. Каптерева «Аристократия ума в школе и жизни» (1901), которую можно отнести к одной из основных работ в становлении педагогики детской одаренности. [1] После революции к проблеме одаренности обращаются психологи В.М. Экземплярский, Н.В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б.М. Теплова изучались соотношение способностей и одаренности, специфика музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты одаренности представлены в концепциях Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, В.Н. Чудновского и В.С. Юркевича, Б.Б. Богоявленской, А.А. Мелик-Пашаева, В.С. Юркевич, В.Д. Шадрикова и др.

Таким образом, проблема одаренности и способностей относится к числу наиболее изучаемых разделов психологии с древних времен. К числу исследователей относятся видные анатомы, физиологи, философы, педагоги, общественные деятели, психологи.

В России в конце XX века в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Рабочая концепция одаренности, разработанная в 1998 году под общей редакцией Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова, вобрала в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии, хотя как рабочая, видимо, подлежащая дальнейшей разработке и дополнению. К работе была привлечена большая группа авторитетных ученых: представители Российского психологического общества; Института психологии РАН; Психологического института РАО; факультета психологии МГУ; к.пс.н. Ю.Д.Бабаева, д.пс.н., проф. Д.Б. Богоявленская, д.пс.н., член-корр. РАН, проф. А.В.Брушлинский, д.пс.н., проф. И.И. Ильясов, д.пс.н., проф. К.Н. Дружинин, к.п.н., доц. И.В. Калиш, д.пс.н., проф. Н.С. Лейтес, д.пс.н., действ. член РАО, проф. А.М. Матюшкин, д.пс.н. А.А. Мелик-Пашаев, д.пс.н., чл. корр. РАО, проф. В.И. Панов, д.пс.н. Д.В. Ушаков, д.пс.н., проф. М.А Холодная, д.пс.н., действ. чл. РАО, проф. В.Д.Шадриков, к.пс.н. Н.Б. Шумакова, к.пс.н. В.С. Юркевич. Данная Концепция отражает целостный подход к сложному и многоаспектному явлению детской одаренности [2].

В современной России одарённость признана стратегическим государственным ресурсом и одним из образовательных приоритетов, что закреплено в ряде принципиально важных документах: рабочая Концепция одаренности – 1998 год; 2005 год – приоритетный национальный проект «Образование» (направление поддержки «Талантливая молодежь»); 2008 год – Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года; Федеральная целевая программа «Дети России», и входящая в неё президентская подпрограммы «Одаренные дети», со сроком реализации – 2010–2015 г.г.; 2010 год – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; 2011 год – Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года; 2012 год – Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему; 2012 год – Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Во всех документах основной идеей является – необходимость создания системы поиска, поддержки и сопровождения различных категорий одарённых детей и талантливой молодежи с целью формирования творческого и интеллектуального потенциала общества и дальнейшего развития науки и культуры нашей страны.

Выводы

Проблема одаренности и способностей относится к числу наиболее изучаемых разделов психологии и имеет своё начало от работ Платона и Аристотеля и до настоящего времени. К числу исследователей относятся видные анатомы, физиологи, философы, педагоги, общественные деятели, психологи.

Актуальность одаренности связана с потребностью сохранить и развить одарённость детей на всех этапах онтогенеза, что решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества и обеспечивает возможности его интенсивного социального, культурного и научно-технического прогресса.