О том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Еще в древности хорошо понимали, насколько существенна разница между гениальным выдающимся человеком и простым смертным, уже тогда отмечали, что эти различия зачастую проявляются с детства. Идея выявления и обучения одарённых детей зародилась в философии Конфуция, Аристотеля, Платона, А. Баумгартена, И. Канта и др. Первыми объяснениями существования выдающихся способностей у отдельных людей было их «неземное», божественное происхождение, гениальный человек – счастливый избранник богов.
Эти представления породили и соответствующую терминологию. С древнейших времен и до времен Г. Гегеля, И. Канта прочно утвердился термин «гений» (от лат. genius – дух). Именно эти представления о сочетании божественного духа с человеком и было основой представлений о гении в обыденном сознании, вплоть до конца XIX в. Термин «талант» стал использоваться практически одновременно с термином «гений», но, в отличие от «гения» имеет не столь благородное происхождение. [4]
Первые попытки объяснения о выдающихся достижениях художников, поэтов, ученых и общественных деятелей принадлежат Платону и Демокриту (428–348 гг. до н.э.). Трактаты о гении содержат много интересных фактов, наблюдений и выявленных закономерностей. Однако, до начала XIX в. к изучению природы гениальности исследователи обращались лишь постольку, поскольку это было необходимо для выяснения общих проблем творчества, существовало убеждение, что гениальность проявляется только в искусстве.
Подтверждением является понимание гениальности в трудах Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), где Аристотель подчеркивает связь художественного творчества с интеллектуальной и познавательной деятельностью, требующей гениальности. «Созерцательная деятельность разума» (научная и художественная) стоит, по его мнению, выше любой другой, ибо она родственна божественной.
В эпоху Возрождения (в первой половине XVI в.) одним из первых, кто сделал попытку глубокого осмысления проблемы психологии одаренности – испанский врач, философ-гуманист Хуан Уарте (~ 1530–1592). Х. Уарте рассматривал возможность возрождения величия Испанской империи с использованием на государственной службе особо одаренных людей. В психологической концепции в качестве основной задачи Х. Уарте рассматривал изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора. Эта работа стала одной из первых в истории психологии одаренности.
Х. Уарте, не отрицая полезности обучения, воспитания и труда в развитии одаренности и важности учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых, акцентировал внимание на зависимость таланта от природы. Х. Уарте говорил о необходимости создания государственной системы профессионального отбора, предусматривающей уполномоченных людей, которые могли бы открывать дарования у каждого еще в детстве; Х. Уарте писал: – «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит» [3].
Эпоху Возрождения сменил период классицизма. В это время все активнее обсуждается вопрос о происхождении гениальности.
Со второй половины XIX века учения, посвященные проблемам гениальности, постепенно вытесняются исследованиями психологии одаренности. Развитие биологии (Ч. Дарвин, Т. Гексли и др.), экспериментальные и теоретические исследования проблем наследования таланта, в первую очередь работы Френсиса Гальтона, образно говоря, «спускают с небес на землю» проблему гениальности, доказывая вполне земное происхождение незаурядных способностей выдающихся людей. На смену термину – «гений» приходит термин – «одаренность», формируется самостоятельная область научного знания в психологии.
Научное изучение одаренности началось с работ Ф. Гальтона «Наследственный гений», (1869); А. Жоли «Психология великих людей» (1883) и В. Освальда «Великие люди» (1910). В России к проблеме одаренности интерес возрастает в начале ХХ в. Выходит в свет работа П.Ф. Каптерева «Аристократия ума в школе и жизни» (1901), которую можно отнести к одной из основных работ в становлении педагогики детской одаренности. [1] После революции к проблеме одаренности обращаются психологи В.М. Экземплярский, Н.В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б.М. Теплова изучались соотношение способностей и одаренности, специфика музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты одаренности представлены в концепциях Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, В.Н. Чудновского и В.С. Юркевича, Б.Б. Богоявленской, А.А. Мелик-Пашаева, В.С. Юркевич, В.Д. Шадрикова и др.
Таким образом, проблема одаренности и способностей относится к числу наиболее изучаемых разделов психологии с древних времен. К числу исследователей относятся видные анатомы, физиологи, философы, педагоги, общественные деятели, психологи.
В России в конце XX века в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Рабочая концепция одаренности, разработанная в 1998 году под общей редакцией Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова, вобрала в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии, хотя как рабочая, видимо, подлежащая дальнейшей разработке и дополнению. К работе была привлечена большая группа авторитетных ученых: представители Российского психологического общества; Института психологии РАН; Психологического института РАО; факультета психологии МГУ; к.пс.н. Ю.Д.Бабаева, д.пс.н., проф. Д.Б. Богоявленская, д.пс.н., член-корр. РАН, проф. А.В.Брушлинский, д.пс.н., проф. И.И. Ильясов, д.пс.н., проф. К.Н. Дружинин, к.п.н., доц. И.В. Калиш, д.пс.н., проф. Н.С. Лейтес, д.пс.н., действ. член РАО, проф. А.М. Матюшкин, д.пс.н. А.А. Мелик-Пашаев, д.пс.н., чл. корр. РАО, проф. В.И. Панов, д.пс.н. Д.В. Ушаков, д.пс.н., проф. М.А Холодная, д.пс.н., действ. чл. РАО, проф. В.Д.Шадриков, к.пс.н. Н.Б. Шумакова, к.пс.н. В.С. Юркевич. Данная Концепция отражает целостный подход к сложному и многоаспектному явлению детской одаренности [2].
В современной России одарённость признана стратегическим государственным ресурсом и одним из образовательных приоритетов, что закреплено в ряде принципиально важных документах: рабочая Концепция одаренности – 1998 год; 2005 год – приоритетный национальный проект «Образование» (направление поддержки «Талантливая молодежь»); 2008 год – Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года; Федеральная целевая программа «Дети России», и входящая в неё президентская подпрограммы «Одаренные дети», со сроком реализации – 2010–2015 г.г.; 2010 год – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; 2011 год – Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года; 2012 год – Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему; 2012 год – Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Во всех документах основной идеей является – необходимость создания системы поиска, поддержки и сопровождения различных категорий одарённых детей и талантливой молодежи с целью формирования творческого и интеллектуального потенциала общества и дальнейшего развития науки и культуры нашей страны.
Выводы
Проблема одаренности и способностей относится к числу наиболее изучаемых разделов психологии и имеет своё начало от работ Платона и Аристотеля и до настоящего времени. К числу исследователей относятся видные анатомы, физиологи, философы, педагоги, общественные деятели, психологи.
Актуальность одаренности связана с потребностью сохранить и развить одарённость детей на всех этапах онтогенеза, что решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества и обеспечивает возможности его интенсивного социального, культурного и научно-технического прогресса.