Курение является одной из острейших проблем современного общества. Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Все больше старшеклассников оказываются втянутыми в курение. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьников, замедляя их физическое и психическое развитие [1, 2, 4, 5].
Наиважнейшим условием успешного обучения является точность восприятия различной информации. Кроме того, важны и такие особенности нервной системы как возбуждение, торможение, подвижность, уравновешенность. Данные нервные процессы напрямую связаны с типом темперамента, определяют его.
Цель исследования
Целью данной работы явилось выявление взаимосвязи типа темперамента и особенностей нервных процессов со склонностью к табакокурению и их влияние на порог и точность восприятия старшеклассников. Были поставлены следующие задачи:
1) определить уровень процессов возбуждения у курящих и некурящих учеников;
2) оценить уровень процессов торможения у представителей обеих групп;
3) выявить уровень подвижности нервных процессов курящих и некурящих старшеклассников;
4) определить уравновешенность по силе процессов возбуждения и торможения;
5) выявить доминирующий тип темперамента у курящих и некурящих учеников;
6) определить взаимосвязь между курением и точностью восприятия.
Материалы и методы исследования
К исследованиям привлекались учащиеся 11-х классов МБОУ «Лицей № 1» (возраст 17–18 лет).
В первую группу входили учащиеся, некурящие в данный момент и не курившие прежде. Вторая группа состояла из курящих старшеклассников. Исследования проводились анонимно. Обе группы включали одинаковое количество человек и состояли из мальчиков.
Для определения свойств нервной системы и предположительного типа темперамента личности использовали опросник Яна Стреляу, включающий 134 вопроса. Соотношение типов темперамента выявляли с помощью анкетной методики А.В. Белова.
Особенности восприятия курящих и некурящих старшеклассников исследовали путем оценки точности воспроизведения отрезка времени. Для этого испытуемым предлагалось многократно определять интервалы времени, заданные экспериментатором. Точность воспроизведения (Т) рассчитывалась по формуле:
Т = (с/а)•100 %,
где «с» – разность между предъявленным отрезком времени в секундах и суммой отрезков времени, показанных испытуемым; «а» – сумма отрезков времени, заданных экспериментатором. Чем больше значение «Т», тем выше порог восприятия, тем ниже чувствительность.
Результаты исследования и их обсуждение
При исследовании доминирующего типа темперамента было выявлено, что у некурящих старшеклассников преобладает флегматический тип, у курящих – сангвинический (таблица).
Выявлено, что некурящие ученики характеризуются по доминанте более спокойным, уравновешенным, менее подвижным типом темперамента (флегматики), чем курящие (сангвиники). Сангвинику соответствует сильный, подвижный тип ВНД. Сангвинический тип темперамента характеризуется склонностью к частой смене впечатлений, общительностью. Сангвиник – продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело. Порывистость характера может в процессе обучения приводить к спонтанным, необдуманным ответам.
Соотношение типов темперамента у курящих и некурящих старшеклассников
Тип темперамента |
Некурящая группа, % |
Курящая группа, % |
Холерический |
33 |
30 |
Сангвинический |
8 |
40 |
Флегматический |
42 |
20 |
Меланхолический |
17 |
10 |
Возможно, сангвинический тип темперамента располагает к возникновению склонности к табакокурению.
С использованием личностного опросника Яна Стреляу были исследованы уровни процессов возбуждения, торможения, подвижности, уравновешенности у курящих и некурящих старшеклассников. Выявлено, что у 33 % некурящих учащихся наблюдаются низкие баллы уровня возбуждения. У 67 % зарегистрированы высокие баллы. Это указывает на сильную ответную реакцию на возбуждение, стимул, быструю включаемость в работу, «врабатываемость» и достижение высокой производительности, низкую утомляемость, высокую работоспособность и выносливость.
У 100 % некурящих учеников зарегистрированы высокие баллы уровня процессов торможения. Следовательно, стимулы легко «гасятся», наблюдается быстрое реагирование ответным действием на простые сенсорные сигналы, высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.
Обнаружено, что у 25 % некурящих старшеклассников наблюдаются низкие баллы уровня подвижности нервных процессов; у 75 % – высокие. Высокие баллы указывают на легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот, быстрый переход от одних видов деятельности к другим, быструю переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.
Выявлено, что у 33 % некурящих учащихся наблюдается неуравновешенность нервных процессов в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. Вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.
У 67 % некурящих старшеклассников наблюдается уравновешенность по силе процессов возбуждения и торможения.
Обнаружено, что для 92 % курящих учеников характерны высокие баллы процессов возбуждения, что хорошо согласуется с доминированием сангвинического типа темперамента. Аналогична ситуация с уровнем процессов торможения и подвижности: у 92 % курильщиков – высокие баллы. Выявлено, что для 33 % курящих старшеклассников характерна неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса в сторону возбуждения вероятны сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, рискованность, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.
У 67 % курильщиков наблюдается уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, нервные процессы у курящих и некурящих старшеклассников существенно отличаются между собой.
Обнаружено, что точность воспроизведения отрезка времени со склонностью к табакокурению не связана и примерно равна как у некурящих (55,83 %), так и у курящих (55,5 %) учеников.
Заключение
Таким образом, в результате проведенных исследований можно составить следующие психологические портреты:
1. Некурящий старшеклассник имеет доминирующий флегматический тип темперамента, обладает сильной ответной реакцией на возбуждение, быстрой включаемостью в работу, врабатываемостью и достижением высокой производительности, низкой утомляемостью, высокой работоспособностью и выносливостью. Возникающие стимулы легко гасятся, наблюдается быстрое реагирование ответным действием, высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях. Характерна легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот. У 67 % учеников регистрируется уравновешенность по силе процессов возбуждения и торможения; у 33 % – неуравновешенность в сторону торможения. Отсюда – устойчивость настроения, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, хорошая помехоустойчивость.
2. Курящий старшеклассник имеет доминирующий сангвинический тип темперамента, сильный подвижный тип ВНД. Наблюдается частая смена впечатлений, общительность, хорошая переключаемость внимания. Это продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело. Типична порывистость характера, что может навредить п процессе обучения. У 67 % учеников регистрируется уравновешенность процессов возбуждения и торможения; у 33 % – неуравновешенность в сторону возбуждения. Следовательно, вероятны сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, плохая помехоустойчивость.
Полученные результаты указывают на возможность предрасположенности к табакокурению, связанную с типом высшей нервной деятельности. Тем не менее, доказанное отрицательное воздействие курения на эмоционально-психологическое и физическое здоровье подтверждает необходимость борьбы за отказ от данной пагубной привычки [1–5].