Концепция устойчивого развития, сформулированная Всемирной комиссией по охране окружающей среды при ООН в 1987 г., определяет: «Устойчивое развитие есть такое развитие цивилизации, которое отвечает нуждам сегодняшнего дня, не подвергая риску возможности последующих поколений людей удовлетворять их собственные потребности».
Сфере образования отводится особая роль в формировании культуры и осознанного следования концепции устойчивого развития. Одна из ее задач – формирование социальной среды, принимающей идею и концепцию устойчивого развития на всех уровнях – от государственного до индивидуального личностного и активно участвующей в ее осуществлении, как в отношении окружающей среды, природных ресурсов, так и в отношении материального производства (рис. 1).
Не менее важной для образовательного учреждения (ОУ) при этом является и задача достижения и дальнейшее обеспечение состояния собственного устойчивого развития при выполнении своей миссии с учетом параметров внешней среды и внутреннего состояния (рис. 2). Обеспечение состояния устойчивого развитие при этом трактуется как последовательное и структурированное по иерархическим уровням выполнение государственной концепции на соответствующих уровнях компетенции и ответственности.
Концепция, политика, цели и задачи государственного уровня на уровне образовательного учреждения трансформируются в политику, цели и задачи образовательного учреждения и реализуются в выбранной модели системы устойчивого развития. В этой модели в соответствии с организационной структурой политика, цели и задачи образовательного учреждения в свою очередь трансформируются в политику, цели и задачи его структурных подразделений.
Определяющий критерий деятельности образовательного учреждения в динамике его деятельности во времени – качество образования как соответствие Российским и международным стандартам обеспечения и гарантии качества образования, а также требованиям международного рынка труда.
Решение и первой и второй задач базируется на обеспечении качества образования как основы востребованности и конкурентосопособности выпускников, удовлетворенности работодателей и сотрудников образовательного учреждения, и, как следствие, конкурентоспособности самого образовательного учреждения [1–3].
В динамике развития представлений о качестве образования изменение подходов, требований и методов обеспечения качества образования целесообразно представить пятью градациями (рис. 3). Определяющими факторами в такой градации уровней качества образования является адресная ориентация на ту или иную группу участников образовательного процесса, структурированных по общности интересов и запросов, степень их удовлетворенности, смена приоритетов в обществе и в образовательном пространстве [4].
Последовательность «восхождения» к более высоким уровням качества как «наращивание» на уже достигнутые дополнительных возможностей и дополнительных качеств определяет динамику развития и уровень зрелости системы обеспечения и гарантии качества образования в ОУ [5, 6].
Рис. 1. Роль сферы образования в реализации концепции устойчивого развития
Рис. 2. Система менеджмента устойчивого развития образовательного учреждения как результат структурирования общей концепции устойчивого развития
В основе пяти градаций качества образования – запросы, требования, критерии и степень удовлетворенности не только непосредственных потребителей результатов образовательного процесса – государства, работодателей, обучаемых, но и других его участников, включая профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал, кадровые агентства, службы занятости, общество в целом.
Наивысший, пятый уровень качества образования – соответствие международным стандартам обеспечения и гарантии качества образования и требованиям международного рынка труда (рис. 4). Условие обеспечения востребованности выпускников ОУ на основе удовлетворения требованиям рынка труда дополняется не только связью, но и активным взаимодействием в образовательном процессе с предприятиями-работодателями.
Рис. 3. Пять уровней качества образования
Рис. 4. Пятый уровень качества образования
Следствием этого является достижение конкурентоспособности выпускников ОУ на рынке труда процессами объединяющей ОУ и предприятия интегрированной системы менеджмента качества – СМК на основе не только ISO-9001, но и ISO-9004, включением в ее состав процессов исследования рынка общественного мнения и социальных проблем (по ISO 20252), управления культурой и знаниями, системы менеджмента знаний, менеджмента риска, аналитического прогнозирования развития соответствующих направлений в науке и технике, в частности на основе методов обеспечения непрерывности бизнеса, взаимодействия с кадровыми и рейтинговыми агентствами. Миссия ОУ на этом уровне – обеспечение удовлетворенности, конкурентоспособности и социальной ответственности и социальной защищенности на международном рынке труда и образовательных услуг всех участников образовательной деятельности: выпускников, предприятий-работодателей, самого ОУ и его сотрудников.
В основе успешности реализации миссии – востребованная профессия и уровень сформированных компетенций выпускников, инновационная деятельность предприятий-работодателей и конкурентоспособная продукция, создаваемая трудом конкурентоспособных выпускников, традиции, ценности, репутация и привлекательный имидж ОУ, основанный на его многолетней образовательной, научной, социальной деятельности.
Миссия ОУ на этом уровне – обеспечение удовлетворенности, конкурентоспособности и социальной защищенности на международном рынке труда и образовательных услуг всех участников образовательной деятельности: выпускников, предприятий-работодателей, самого ОУ и его сотрудников. В основе успешности реализации миссии – востребованная профессия и уровень сформированных компетенций выпускников, инновационная деятельность предприятий-работодателей и конкурентоспособная продукция, создаваемая трудом конкурентоспособных выпускников, традиции, ценности, репутация и привлекательный имидж ОУ, основанный на его многолетней образовательной, научной, социальной деятельности. Условие обеспечения и гарантии качества образования – устойчивое развитие образовательного учреждения, положительная динамика результатов его деятельности в координатах «запросы – удовлетворенность всех участников образовательного процесса».
Эффективный инструмент управления образовательным учреждением на этом уровне – Система менеджмента устойчивого развития (СМУР), включающая структуру, принципы, методы и средства для выполнения миссии, политики, решения задач всех уровней.
Концепция и принципы системы устойчивого развития образовательного учреждения заключаются в следующем.
Коллектив образовательного учреждения, сформированный на условиях компетентности, мотивированности, приверженности общей цели, корпоративной культуре и удовлетворенности условиями и результатами деятельности, – определяющий фактор в осуществлении миссии образовательного учреждения, реализации концепции устойчивого развития. Эффективный инструмент управления на этом уровне – СМУР, включающая структуру, принципы, методы и средства для выполнения миссии, политики, решения задач всех уровней (рис. 5).
Рис. 5. Концепция системы менеджмента устойчивого развития образовательного учреждения
В основе менеджмента устойчивого развития образовательного учреждения – обеспечение востребованности и конкурентоспособности выпускников в течение всей профессиональной деятельности [3]. Менеджмент устойчивого развития образовательного учреждения осуществляется системой менеджмента устойчивого развития (СМУР) на основе совокупности следующих принципов:
Востребованность: конкурентоспособный выпускник – специалист, отвечающий потребностям государства, общества, рынка труда.
Комплексность: обеспечение конкурентоспособности специалиста – процесс, осуществляемый всеми заинтересованными сторонами – государством, работодателями, ОУ, обучаемым.
Ответственность: ответственность за конкурентоспособность специалиста – несет образовательное учреждение.
Перманентность: конкурентоспособность обеспечивается в течение всей профессиональной деятельности на основе актуализации компетенций (сертификации компетенций).
Сбалансированность интересов: взаимовыгодные отношения заинтересованных сторон – предприятий-работодателей, образовательного учреждения, обучаемых.
Один из основополагающих принципов СМУР – удовлетворение запросов всех участников. СМУР – система открытая и помимо элементов системы первых четырех уровней, описанных выше, включает также системы менеджмента: персонала, финансово-экономической деятельности, корпоративной ответственности, социальной ответственности, профессиональной безопасности и здоровья, социальной безопасности, риска, экологического менеджмента, а также и другие системы в зависимости от задач, решаемых ОУ в определенных обстоятельствах.
Миссией системы менеджмента устойчивого развития является обеспечение долговременной конкурентоспособности образовательного учреждения, качества жизни, удовлетворенности, и социальной защищенности всех участников образовательного процесса, включая сотрудников образовательного учреждения, обучаемых и выпускников, общества в целом.
В основе стратегии, реализующей миссию: обеспечение удовлетворенности, конкурентоспособности и социальной защищенности на международном рынке труда и образовательных услуг всех участников образовательной и других уставных видов деятельности образовательного учреждения. В осуществление стратегии таким образом оказываются вовлеченными выпускники образовательного учреждения, предприятий-работодателей, ОУ и его сотрудников, общества, учредителей на основе укрепления коллектива ОУ – ППС, УВП, АУП, выбора приоритетных направлений, партнеров, внешней и внутренней политики, принципов, формирования и развития корпоративной культуры.
Руководствуясь концепцией и системными принципами устойчивого развития, миссия образовательного учреждения включает также обеспечение положительной динамики его финансового состояния, долговременной конкурентоспособности, качества жизни и социальной защищенности всех участников учебно-воспитательного процесса.
Для успешного осуществления миссии организационная структура СМУР определяется, с одной стороны, вызовами внешней и внутренней среды, трансформированными в политику, цели и задачи, сформулированными руководством ОУ, а с другой, – принципом открытости системы. Вследствие этого она включает в качестве подсистем такие компоненты как системы менеджмента качества, непрерывности бизнеса по модели BS 25999 «Управление непрерывностью бизнеса. Спецификации» и ISO/IEC 27001:2005, социальной ответственности и социальной безопасности, рисков, профессиональной безопасности и здоровья, информационной безопасности, экологического менеджмента и др. (рис. 6).
Рис. 6. Подсистемы СМУР
Синергетический эффект, т.е. новое свойство, возникающее от объединения деятельности каждой из подсистем менеджмента, заключается в гарантированном с заданными темпами развитии ОУ на основе разработки и осуществления адаптивной оптимальной стратегии.
Политика, цели и задачи СМУР формулируются в результате структурирования миссии как «по горизонтали», т.е. по направлениям деятельности каждой из подсистем, так и «по вертикали», стратификацией по иерархическим уровням исполнителей процессов в системе.
Состав процессов и их взаимодействие определяются целями и задачами системы. Как совокупность действий по преобразованию ресурсов и требований в запланированные результаты, они в своей структуре содержат способы выполнения — процедуры. Состав и содержание процедур устанавливается с учетом рекомендаций в основополагающих документах по построению систем менеджмента, в частности ISO 9001, ISO 14000, SA 8000, OHSAS 18000 и др.
СМУР ОУ включает организационную структуру, принципы деятельности, нормативно-методическое обеспечение (рис.7).
Организационная структура СМУР включает различные скоординированные между собой системы менеджмента. Особое место занимает система социальной ответственности и система социальной безопасности. Их назначение – учет интересов общества и адаптация деятельности ОУ к ним, принятие ответственности за последствия результатов свой деятельности, обеспечение социальной защищенности своих сотрудников и выпускников. Основные регламентирующие документы в этом – Руководство по социальной ответственности ISO 26000 и стандарт общественной научно-исследовательской организации США SA 8000 (Social Accoutability 8000).
.
Рис. 7. Основополагающие документы нормативно-методического обеспечения СМУР
Один из основополагающих принципов СМУР – удовлетворение запросов всех участников.
Принцип открытость означает, что СМУР – система открытая и помимо элементов системы первых четырех уровней, описанных выше, включает также системы менеджмента: персонала, финансово-экономической деятельности, корпоративной ответственности, социальной ответственности, профессиональной безопасности и здоровья, социальной безопасности, риска, экологического менеджмента, а также и другие системы в зависимости от задач, решаемых ОУ в определенных обстоятельствах.
Ответственность руководства гарантирует исполнение миссии системы в интересах сотрудников, обучаемых, государства, общества.
Баланс внешних и внутренних вызовов (требований) – содержит установку на равноправное и бездикриминационное развитие в интересах всех выбранных направлений и в интересах всех участников системы.
Мониторинг и актуализация – постоянное поддержание системы в рабочем состоянии на основе анализа информации о деятельности системы и ее результатах.