Значимость Краснодарского края в Российской Федерации определяется целым рядом геополитических и социально-экономических факторов, среди которых поддержание стабильности на южных рубежах России и на Северном Кавказе; обеспечение выхода к Черному морю, а через него – к важнейшим международным морским путям; реализация интересов России в зоне Азово-Черноморского и Средиземноморского экономического сотрудничества; наличие и динамичное развитие стратегического транспортного и высокотехнологичного промышленного потенциала, эффективного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
В основе производительных сил Краснодарского края промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы, крупный кадровый и научный потенциал. Все эти направления деятельности соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Отдельно следует подчеркнуть значение агропромышленного комплекса Краснодарского края в масштабах страны. АПК обеспечивает продовольственную безопасность России, так как обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров – это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов. На этих землях Кубань выращивает до 15 процентов зерна в Российской Федерации.
1. Темпы роста социально-экономического развития края
Стабильный рост прослеживается в последние годы и планируется в ближайшие годы практически по всем направлениям социально-экономического развития Краснодарского края.
Наиболее убедительным доказательством устойчивости экономического роста Краснодарского края является динамика валового регионального продукта на душу населения (14,0 % роста за период 2011–2013 годов), а также реальные располагаемые денежные доходы населения (увеличение на 9,7 % за тот же период) и стабильный уровень безработицы (0,8 %), при этом численность населения с доходами ниже прожиточного минимума постоянно сокращается (-0,5 %).
Тем не менее, объём инвестиций в основной капитал после 2012 года начинает резко снижаться (с 797,7 до 658,1 млрд руб.), более того, на 2014 год планируется его дальнейшее падение до 485,4 млрд руб. Причины кроются в общеэкономической рецессии, в которую Россия вошла с января 2013 года. Какие в этой связи институциональные и организационные шаги следует предпринять для стимулирования инвестиционного притока в Краснодарский край?
Таблица 1
Основные фактические (2011–2013 г.г.) и ожидаемые (2014–2017 г.г.) показатели социально-экономического развития Краснодарского края
№ п/п |
Показатель |
Годы |
Темпы роста, процента (2017 к 2011 г.) |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 1 |
Рост объема валового регионального продукта, процента |
107,1 |
101,5 |
100,6 |
100,9 |
107,2 |
108,8 |
109,6 |
131,7 |
2 2 |
Валовой региональный продукт на душу населения, тыс.руб. |
238,7 |
256,8 |
272 |
289,7 |
326,4 |
370 |
420,5 |
176,2 |
3 3 |
Рост производительности труда, процента |
106,4 |
100,9 |
99,8 |
100,4 |
109,3 |
108,8 |
109,6 |
131,8 |
4 4 |
Доходы консолидированного бюджета субъекта РФ, млн.руб. |
216446,8 |
244931,3 |
208541,0 |
213137,7 |
228764,9 |
253068,7 |
277203,5 |
128,1 |
5 5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения к предыдущему периоду, процента |
100,3 |
105,1 |
104,3 |
105,7 |
106,4 |
107,6 |
107,4 |
142,5 |
6 6 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума ко всему населению, процента |
14,4 |
13,9 |
13,9 |
13,7 |
13,5 |
13,3 |
12,6 |
-1,8 |
7 7 |
Реальная заработная плата к предыдущему периоду, процента |
103,4 |
111,0 |
103,3 |
104,8 |
105,5 |
105,9 |
105,8 |
142,0 |
8 8 |
Уровень безработицы в среднем за год, процента |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
100,0 |
9 9 |
Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем за год, ед. |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
100 |
1 10 |
Объем инвестиций к валовому региональному продукту, процента |
58,0 |
58,0 |
45,0 |
31,0 |
33,0 |
34,0 |
35,0 |
60,3 |
1 11 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. рублей |
711,7 |
797,7 |
658,1 |
485,4 |
685,4 |
750,9 |
822,7 |
115,6 |
1 12 |
Обеспеченность жильем (на конец года), кв. метров на 1 человека |
22,9 |
23,5 |
24,1 |
24,7 |
25,4 |
25,9 |
26,4 |
115,3 |
1 13 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
71,2 |
71,7 |
71,8 |
72,6 |
73,4 |
74,1 |
74,8 |
105,1 |
1 14 |
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
13,5 |
13,1 |
13,0 |
12,8 |
12,5 |
12,1 |
11,7 |
87 |
1 15 |
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,63 |
1,66 |
1,69 |
1,71 |
1,73 |
1,74 |
1,75 |
107,4 |
1 16 |
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, процента |
62,8 |
68,2 |
75,8 |
84,6 |
93,1 |
100,0 |
100,0 |
159,0 |
1 17 |
Удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, процента |
28,7 |
31,0 |
34,0 |
37,0 |
38,8 |
39,0 |
40,0 |
139,4 |
Источники: Министерство экономического развития Краснодарского края. Закон Краснодарского края № 2767-КЗ от 9 июля 2013 года «О программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013–2017 годы».
2. Задачи инвестиционного развития края
Фактор инвестиционного развития имеет принципиальное значение для решения сложных социально-экономических задач, стоящих перед Краснодарским краем. Достаточно сказать, что доля инвестиций в валовом региональном продукте края в 2013 году составляла 45 %. Именно поэтому край входит в пятёрку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России, а по темпам и абсолютным объёмам притока инвестиций лидирует в Южном федеральном округе.
Согласно Программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013–2017 годы цель инвестиционного развития Краснодарского края – обеспечить прирост в объеме инвестиций не менее чем до 31 процента от валового регионального продукта к 2015 году и до 35 процентов по итогам 2017 года [1]. Эта цель связана с реализацией стратегических инвестиционных проектов в приоритетных направлениях развития региональной экономики за счет совершенствования механизма привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата в Краснодарском крае.
С точки зрения конкурентных преимуществ приоритетными задачами улучшения регионального инвестиционного климата в Краснодарском крае являются:
– создание благоприятной для инвестиций административной среды;
– создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;
– формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
– развитие механизмов государственно-частного партнерства;
– создание благоприятных условий для инвестиций в инновационные проекты и стимулирование инновационной деятельности;
– кадровое обеспечение реализуемых инвестиционных проектов;
– стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;
– развитие малого и среднего предпринимательства [2].
Механизмом достижения поставленной цели и решения вышеуказанных задач станет внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее – стандарт), разработанного автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по поручению Правительства Российской Федерации.
Стандарт содержит 15 базовых требований, реализация которых позволит увеличить приток инвестиций в регион, сформировать инфраструктуру эффективной коммуникации между бизнесом и местными властями.
Таблица 2
Основные показатели инвестиционного развития Краснодарского края
№ п/п |
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 1 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд рублей |
658,1 |
485,4 |
685,4 |
750,9 |
822,7 |
2 2 |
Объем инвестиций к валовому региональному продукту, процентов |
45 |
31 |
33 |
34 |
35 |
3 3 |
Количество реализованных основных положений стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, единиц |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Источники: Министерство экономического развития Краснодарского края. Закон Краснодарского края № 2767-КЗ от 9 июля 2013 года «О программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013–2017 годы».
Одной из основных составляющих реализации стандарта является разработка новой долгосрочной инвестиционной стратегии устойчивого экономического развития Краснодарского края, основанной на компетентном исследовании экономических процессов, как внутренних, так и внешних (макроэкономических), обоснованном определении точек роста региональной экономики, разработке пошагового плана или «дорожной карты» развития территориально-производственных кластеров [3].
Очевидно, что инвестиционное развитие Краснодарского края связано с усилением позиций таких приоритетных отраслей, как агропромышленный, курортно-туристский, строительный комплексы, обрабатывающая промышленность, транспортный комплекс и логистика.
В целях обеспечения инфраструктурных условий для увеличения притока инвестиций в развитие указанных приоритетных отраслей на территории Краснодарского края необходимо создание и развитие сети промышленных парков – территориально обособленных комплексов, в границах которых будут располагаться производственные, административные, складские и иные помещения и сооружения, управляемые и обслуживаемые единым оператором.
В этой связи в Краснодарском крае принят Закон Краснодарского края от 4 июня 2012 года № 2503-КЗ «О промышленных парках Краснодарского края». Государственная поддержка промышленных парков будет осуществляться в соответствии с Законом Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 731-КЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, касающимися инвестиционной и общехозяйственной деятельности.
Промышленные парки должны стать инвестиционными площадками, на базе которых будут размещаться современные производственно-технологические предприятия, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, обладающей экспортным потенциалом, а также формирующие платёжеспособный спрос на технологические разработки и результаты инновационной деятельности. Это принципиально новое направление инвестиционной политики края, которое на сегодняшний день располагает лишь достаточно продвинутой законодательной базой и никакими практическими шагами по конкретной реализации.
3. Перспективы инновационного развития края
В свою очередь, целью инвестиционного развития Краснодарского края является увеличение доли конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в структуре стоимости валового регионального продукта, в том числе за счет создания благоприятных условий для инвестиций в инновационные проекты и стимулирование инновационной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, направленных на создание и развитие эффективной инновационной системы региона:
– создание нормативно-правовой базы в целях обеспечения эффективного развития инновационной системы Краснодарского края;
– создание системы заказов на продукты инновационной деятельности;
– создание банка данных инновационных предложений и содействие внедрению лучших практик эффективных инновационных решений в экономику Краснодарского края;
– сопровождение инновационных проектов в приоритетных отраслях Краснодарского края;
– формирование устойчиво развивающегося сектора исследований, разработок, инвестиций и внедрения в производство путем организации отраслевых и специализированных кластеров, состоящих из поставщиков оборудования, предприятий инфраструктуры, исследовательских и внедренческих групп;
– создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, направленной на повышение спроса на инновации и привлечения частных инвесторов к финансированию высокотехнологичных проектов Краснодарского края, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
– повышение инновационной активности научных учреждений путем стимулирования внедрения собственных патентов;
– развитие кадрового потенциала в инновационной сфере и сфере коммерциализации научных разработок в Краснодарском крае;
– максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
– формирование механизма популяризации внедрения современных технологических разработок путем проведения региональных венчурных ярмарок, выставок, конференций, круглых столов и участия в инновационных мероприятиях других территорий;
– создание системы брендинга инновационного потенциала региона как инструмента привлечения глобального инновационного капитала в экономику Краснодарского края [4].
Кроме того, в целях стимулирования инновационной деятельности Краснодарского края необходимы следующие мероприятия:
– предоставление грантов на разработки инновационных технологий субъектам инновационной деятельности, а также организациям, внедряющим инновационные разработки в производство;
– субсидирование из бюджета части затрат субъектов инновационной деятельности, направленных на осуществление капитальных вложений, непосредственно используемых для производства инновационной продукции (товаров, работ, услуг);
– развитие системы информационной поддержки инновационной деятельности.
Реализация вышеуказанных задач в сфере развития инновационной деятельности Краснодарского края позволит осуществить перевод региональной экономики на новый инновационный путь развития. Уже сегодня наша региональная экономика производит инновационных товаров, работ и услуг не менее, чем на 4 млрд руб., из которых 20 % идёт на экспорт. Именно здесь прежде всего нужны инвестиции, поскольку производство инновационных товаров мультипликативно повышает уровень технологичности экономики в целом. При этом отдельно следует подчеркнуть важность развития кадрового потенциала в инновационной сфере, а также создания современного рынка научных разработок и создания специализированных научно-практических лабораторий на базе ведущих ВУЗов Краснодарского края.
4. Развитие государственно-частного партнёрства и комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Одним из наиболее прогрессивных инструментов стимулирования региональной инвестиционной и инновационной деятельности является государственно-частное партнёрство (далее – ГЧП).
Основной задачей в развитии ГЧП на территории Краснодарского края является формирование экономически обоснованных проектов и их успешная реализация с привлечением заинтересованных субъектов малого и среднего бизнеса.
В Краснодарском крае уже имеется немалый положительный опыт реализации проектов на условиях ГЧП.
В целях развития курортов и туризма на территории Краснодарского края осуществляется ряд инвестиционных проектов с применением механизма ГЧП, направленных на создание туристских кластеров в крае. В частности, начинается формирование комплекса обеспечивающей и туристской инфраструктуры на территории перспективных крупных туристских кластеров: «Абрау-Утриш» (г. Новороссийск, г. Анапа), «Лермонтово» (Туапсинский район), «Можжевеловая роща» (г. Геленджик), «Горячий Ключ» (г. Горячий Ключ).
Реализация подобного рода стратегических проектов оказывает мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей и, что очень важно, на развитие малого и среднего предпринимательства, которому оказывается комплексная поддержка с помощью механизмов ГЧП.
Таблица 3
Основные показатели инновационного развития Краснодарского края
№ п/п |
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 1 |
Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг без НДС и акцизов, млрд рублей |
3,8 |
4,2 |
4,6 |
5,1 |
5,6 |
2 2 |
Поступления от экспорта технологий в зарубежные страны, млн рублей |
478,6 |
488,2 |
497,9 |
507,9 |
518,1 |
3 3 |
Число внедренных инвестиционных проектов в сфере инноваций |
7 |
10 |
12 |
15 |
16 |
4 4 |
Число патентов на изобретения, выданных Роспатентом национальным заявителям |
567 |
589 |
610 |
633 |
648 |
5 5 |
Число организаций, использующих передовые производственные технологии |
971 |
975 |
979 |
982 |
985 |
6 6 |
Общий объем вложений в действующие инновационные компании, млн рублей |
100,0 |
150,0 |
200,0 |
250,0 |
300,0 |
Источники: Министерство экономического развития Краснодарского края. Закон Краснодарского края № 2767-КЗ от 9 июля 2013 года «О программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013–2017 годы».
Каковы преимущества использования государственно-частного партнёрства для развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае?
Это повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства;
– значительный мультипликативный эффект и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
– развитие малого предпринимательства в приоритетных направлениях социально-экономического развития региона;
– оптимальное использование финансовых ресурсов, выделяемых на развитие малого и среднего предпринимательства;
– увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте хозяйствующих субъектов Краснодарского края;
– развитие системы кредитования и финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
– развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Комплексное решение задач развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае программно-целевым методом с использованием механизмов ГЧП, на наш взгляд, позволит обеспечить согласованность, своевременность и достаточность финансирования, а следовательно полноту реализации решений к взаимной выгоде государства и частного бизнеса.