Одной из наиболее значимых проблем современного мира является снижение уровня культуры молодежи. Причин этому названо множество. Сам собой напрашивается вывод: молодежь не хочет приобщаться к культуре. Но так ли это? Культура не имеет четкого определения, поскольку охватывает множество областей жизни и постоянно меняется. Современная культура включает в себя то, что было создано человечеством за всю его историю, и то, что создается прямо сейчас. Молодежь не отдаляется от культуры. Напротив, именно молодые люди становятся авторами принципиально новых идей, проявляющихся потом в искусстве, в науке, даже в быту. Современная культура – отражение современного мира и, конечно, внутреннего мира ее творцов. Так появляются субкультуры. Нельзя отрицать ее принадлежности к культуре, а так же влияния, которое субкультура оказывает на нее. Появление субкультуры внесло огромный вклад в развитие человеческой культуры. Новые формы и жанры не позволили прийти в упадок литературе, музыке, изобразительному искусству. Для молодежи приобщение к культуре – это способ выразить себя, сформировать свою картину мира и представить ее окружающим. Культура всегда была способом узнать еще чуть-чуть о прошлом нашего мира и, может быть, понять настоящее. Понять людей – живших и живущих. Это удается не всегда. Или, точнее, никогда не удается до конца – настолько велики расхождения в видении мира. Молодому человеку иногда кажется, что нет никого и ничего. И в этом «ничто» возникают миражи, способные произносить случайные слова, делать случайные вещи. И каждый может общаться с другими, анализировать свои и чужие действия, управлять ими, создавать новые «миражи»... Но все равно остается отдельным объектом, не может объединиться с другими, не может правильно передать свои мысли. Просто потому, что для случайного «миража» – свое «правильно». В качестве примера приведу слова человека полумифического – оммёдзи (колдуна) Абэ-но Сэймэя, жившего в Японии в X веке. Для начала надо заметить, что в те далекие времена считалось, что любое слово несет в себе особый смысл. Речь пойдет об имени, не только человеческом – а об имени всякого предмета и явления. Зная Имя, верили в средние века японцы, можно подчинить себе любое существо, можно заставить его носителя служить себе. Однажды Абэ-но Сэймэй рассказывал своему другу: «Имя – это самое короткое в мире заклинание. Это то, что связывает фундаментальное состояние вещей. Если бы в этом мире была вещь, которой не было бы дано имя, эта вещь была бы ничем. Можно даже сказать, что ее бы не существовало». Сэймэй говорил: «Твое имя – это ты. Измени свое имя – и ты перестанешь существовать. Будет кто-то другой». Хиромаса, друг мудреца, не понял его слов: «То есть, если у меня нет имени, то человека, который я, в этом мире нет, так?» – спросил он. «Нет, ты есть. А вот Хиромаса исчезнет» [1].
Размышляя над этой историей, каждый раз находишь в ней новый смысл. Имя – это продукт культуры. Значит, оно влияет на своего носителя. А если изменить имя – не изменится ли вместе с ним самоощущение? Что бы попробовать понять «другого человека» изнутри, надо побыть им, а затем снова стать собой. Последнее, кстати, не у всех получается. И передать свои ощущения другого до конца все равно не удается. Можно лишь попытаться – тогда и возникает Культура.
[1] Боброва С.П. Системные аспекты исследования мифологического сознания. Иваново, 2002.