Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

OSSETIAN SPEECH ETIQUETTE AS AN IMPORTANT CULTURAL DISCIPLINE OF EDUCATING STUDENTS’ TOLERANCE

Dzusova B.T. 1
1 FSBEE MVT North Ossetian State University after K.L. Khetagurov
2363 KB
The problem of the formation of tolerant consciousness is one of the urgent tasks of pedagogy, requiring an integrated approach and organization of a particular system of actions at the level of each educational institution and in the broader framework of Russian education. The article considers the questions of studying Russian and Ossetian speech etiquette as an important cultural discipline of educating students’ tolerance in multiethnic region.
speech etiquette
tolerance
patterns of speech etiquette

Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур [1]. Возрастающая мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества, гармоничное развитие которых возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности. Однако в мире существуют противоположные взгляды на человеческое общество: возникают идеи национализма, шовинизма и культурной исключительности; создаются расистские, религиозно-экстремистские, неофашистские теории, которые имеют основой социальную нетерпимость и становятся распространенным явлением. Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования. В этом смысле воспитание толерантности можно считать одной из частей модернизации образования.

Несмотря на то, что в настоящее время проблема формирования толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике образовательных учреждений. В то же время школа имеет потенциальные возможности для ее разрешения, заключающиеся в системности школьного образования. В документах ЮНЕСКО указывается: «Поскольку войны начинаются в умах людей, то и с умов людей должно начинаться созидание мира». Это значит, что формирование толерантного сознания нужно начинать с детских умов, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.), т.е. еще в школе, поскольку школа является моделью общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми [2].

Таким образом, проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий как на уровне каждого образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования.

В связи с этим перед учителем стоят следующие задачи:

1. Сформировать у школьников представления о понятии «толерантность», его составляющих, его месте в системе гражданских ценностей.

2. Формировать у учащихся позитивное отношение к самому себе и развивать способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их национальной принадлежности и мировоззрения.

3. Раскрыть основные методические принципы, приемы, формы организации педагогической деятельности в воспитании толерантного сознания у школьников в процессе обучения русскому языку в урочной и внеурочной деятельности.

Для решения этих задач необходимо создать коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт подростка.

В процессе обучения русскому языку необходимо создавать условия для формирования толерантного сознания и поведения ребенка и решать не только конкретные методические и дидактические, но и психолого-педагогические задачи. Ведь речь идет не только о преподавании вопросов толерантности, но и о создании различных проблемных ситуаций, которые заставили бы ребенка проявить определенные качества толерантного сознания.

Работа на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Основной замысел урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее и себя.

Сейчас «толерантность» (от лат. tolerantia – терпение) определяют как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям». Это всецелое признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями.

Нельзя забывать о том, что сам язык является инструментом, формирующим личность, поскольку язык тысячелетиями впитывал в себя ум, традиции, философские взгляды на жизнь – все духовное богатство народа.

Именно поэтому основным семантическим компонентом в абсолютном большинстве народных выразительных языковых клише выступает слово, выражающее понятие, связанное с магическими и обрядовыми представлениями людей, их взаимоотношениями в обществе.

Изучение речевого этикета народов формирует толерантность, в нем непосредственно сосредоточена народная мудрость или, вернее, результаты культурного опыта народа. Задача учителя показать, как в нем отразились этические нормы, правила социальной жизни и поведения в обществе, отношение нации через ее культуру и язык к миру, другим народам и культурам.

Работа с речевым этикетом приобщает ребенка к вежливому обращению и учит его посредством доброго слова находить выход из проблемных и конфликтных ситуаций, научит правильному общению с людьми с позиции языка добра, уважению точки зрения другого человека, управлению своими чувствами и эмоциями. С подобным материалом возможны разные формы работы как групповой, так и индивидуальной. Учащиеся должны чувствовать внутреннюю необходимость в использовании этикетных формул своей речи, хорошо сознавая их функционирование во владении достаточным количеством данных формул не только для повышения своей компетенции, что, несомненно, важно и представляет собой одну из целей изучения осетинского речевого этикета в осетинской национальной школе, но и для того, чтобы данный аспект занял достойное место в школьных программах по осетинскому языку. Особое место в них должно быть отведено изучению формул речевого этикета в соответствии с ситуациями общения, предполагающим расширение запаса активных речевых этикетных формул у учащихся, приобретение навыков правильного их использования.

Это особенно важно сегодня, т.к. вслед за профессором Л.А.Чибировым мы считаем: «В наше сложное время, когда с невероятной быстротой рушатся прежние общественно-политические порядки и происходит ломка стереотипов в поведении и образе жизни (к которым наше общество оказалось неподготовленным), образовавшийся вакуум в общественной жизни порою заполняется явлениями, противоречащими не только лучшим национальным нормам поведения наших предков, но и общечеловеческим ценностям» [5].

Это позволяет рассматривать речевой этикет не только как проблему лингвистическую, но и нравственно-этическую. И это обстоятельство позволяет настойчиво говорить о необходимости включения в учебную программу материалов об осетинском и русском речевом этикете. Это тем более важно, что данный предмет, кроме особенностей речевого этикета, позволит учителю органично воспроизвести многие, к сожалению, сегодня забытые молодежью, национальные традиции, сформированные нашими предками на основе морали и нравственности, мудро запечатленных в устном народном творчестве. Изучение русского и осетинского этикета в республике поликультурной, какой является Северная Осетия, будет способствовать лучшему пониманию представителей другой нации, а следовательно, и выработке к ним толерантного отношения.

Речевой этикет предполагает владение системой устойчивых, национально-специфических и стереотипных формул речевого общения, принятых и предписываемых данным обществом с целью установления контакта с собеседником, поддержания общения и паузирования его в избранной тональности [3, 4].

Анализ различных аспектов формул речевого этикета позволяет подчеркнуть важность и актуальность рассматриваемой проблемы в образовательном процессе, и изучение осетинского речевого этикета должно найти свое достойное место не только на уроках по русскому и осетинскому языкам, но и осетинской литературе. Изучая употребление этикетных формул на образцовых фольклорных текстах и фрагментах классической литературы, учащиеся имеют возможность более отчетливо увидеть значимость речевого этикета в быту как осетин, так и русских в контексте их исторического развития. Само по себе изучение речевого этикета способствует развитию в личности вежливости, терпимости по отношению к окружающим. Тем более важным в регионе, в котором контактируют несколько наций, необходимо знакомство с культурой каждого из проживающих здесь этносов. Подобная работа, как мы говорили, призвана способствовать лучшему пониманию между представителями разных наций. Изучение на занятиях в общеобразовательных учебных заведениях речевого этикета народов республики видится важным элементом в системе воспитания толерантности у школьников.