Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур [1]. Возрастающая мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества, гармоничное развитие которых возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности. Однако в мире существуют противоположные взгляды на человеческое общество: возникают идеи национализма, шовинизма и культурной исключительности; создаются расистские, религиозно-экстремистские, неофашистские теории, которые имеют основой социальную нетерпимость и становятся распространенным явлением. Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования. В этом смысле воспитание толерантности можно считать одной из частей модернизации образования.
Несмотря на то, что в настоящее время проблема формирования толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике образовательных учреждений. В то же время школа имеет потенциальные возможности для ее разрешения, заключающиеся в системности школьного образования. В документах ЮНЕСКО указывается: «Поскольку войны начинаются в умах людей, то и с умов людей должно начинаться созидание мира». Это значит, что формирование толерантного сознания нужно начинать с детских умов, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.), т.е. еще в школе, поскольку школа является моделью общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми [2].
Таким образом, проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий как на уровне каждого образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования.
В связи с этим перед учителем стоят следующие задачи:
1. Сформировать у школьников представления о понятии «толерантность», его составляющих, его месте в системе гражданских ценностей.
2. Формировать у учащихся позитивное отношение к самому себе и развивать способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их национальной принадлежности и мировоззрения.
3. Раскрыть основные методические принципы, приемы, формы организации педагогической деятельности в воспитании толерантного сознания у школьников в процессе обучения русскому языку в урочной и внеурочной деятельности.
Для решения этих задач необходимо создать коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт подростка.
В процессе обучения русскому языку необходимо создавать условия для формирования толерантного сознания и поведения ребенка и решать не только конкретные методические и дидактические, но и психолого-педагогические задачи. Ведь речь идет не только о преподавании вопросов толерантности, но и о создании различных проблемных ситуаций, которые заставили бы ребенка проявить определенные качества толерантного сознания.
Работа на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Основной замысел урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее и себя.
Сейчас «толерантность» (от лат. tolerantia – терпение) определяют как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям». Это всецелое признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями.
Нельзя забывать о том, что сам язык является инструментом, формирующим личность, поскольку язык тысячелетиями впитывал в себя ум, традиции, философские взгляды на жизнь – все духовное богатство народа.
Именно поэтому основным семантическим компонентом в абсолютном большинстве народных выразительных языковых клише выступает слово, выражающее понятие, связанное с магическими и обрядовыми представлениями людей, их взаимоотношениями в обществе.
Изучение речевого этикета народов формирует толерантность, в нем непосредственно сосредоточена народная мудрость или, вернее, результаты культурного опыта народа. Задача учителя показать, как в нем отразились этические нормы, правила социальной жизни и поведения в обществе, отношение нации через ее культуру и язык к миру, другим народам и культурам.
Работа с речевым этикетом приобщает ребенка к вежливому обращению и учит его посредством доброго слова находить выход из проблемных и конфликтных ситуаций, научит правильному общению с людьми с позиции языка добра, уважению точки зрения другого человека, управлению своими чувствами и эмоциями. С подобным материалом возможны разные формы работы как групповой, так и индивидуальной. Учащиеся должны чувствовать внутреннюю необходимость в использовании этикетных формул своей речи, хорошо сознавая их функционирование во владении достаточным количеством данных формул не только для повышения своей компетенции, что, несомненно, важно и представляет собой одну из целей изучения осетинского речевого этикета в осетинской национальной школе, но и для того, чтобы данный аспект занял достойное место в школьных программах по осетинскому языку. Особое место в них должно быть отведено изучению формул речевого этикета в соответствии с ситуациями общения, предполагающим расширение запаса активных речевых этикетных формул у учащихся, приобретение навыков правильного их использования.
Это особенно важно сегодня, т.к. вслед за профессором Л.А.Чибировым мы считаем: «В наше сложное время, когда с невероятной быстротой рушатся прежние общественно-политические порядки и происходит ломка стереотипов в поведении и образе жизни (к которым наше общество оказалось неподготовленным), образовавшийся вакуум в общественной жизни порою заполняется явлениями, противоречащими не только лучшим национальным нормам поведения наших предков, но и общечеловеческим ценностям» [5].
Это позволяет рассматривать речевой этикет не только как проблему лингвистическую, но и нравственно-этическую. И это обстоятельство позволяет настойчиво говорить о необходимости включения в учебную программу материалов об осетинском и русском речевом этикете. Это тем более важно, что данный предмет, кроме особенностей речевого этикета, позволит учителю органично воспроизвести многие, к сожалению, сегодня забытые молодежью, национальные традиции, сформированные нашими предками на основе морали и нравственности, мудро запечатленных в устном народном творчестве. Изучение русского и осетинского этикета в республике поликультурной, какой является Северная Осетия, будет способствовать лучшему пониманию представителей другой нации, а следовательно, и выработке к ним толерантного отношения.
Речевой этикет предполагает владение системой устойчивых, национально-специфических и стереотипных формул речевого общения, принятых и предписываемых данным обществом с целью установления контакта с собеседником, поддержания общения и паузирования его в избранной тональности [3, 4].
Анализ различных аспектов формул речевого этикета позволяет подчеркнуть важность и актуальность рассматриваемой проблемы в образовательном процессе, и изучение осетинского речевого этикета должно найти свое достойное место не только на уроках по русскому и осетинскому языкам, но и осетинской литературе. Изучая употребление этикетных формул на образцовых фольклорных текстах и фрагментах классической литературы, учащиеся имеют возможность более отчетливо увидеть значимость речевого этикета в быту как осетин, так и русских в контексте их исторического развития. Само по себе изучение речевого этикета способствует развитию в личности вежливости, терпимости по отношению к окружающим. Тем более важным в регионе, в котором контактируют несколько наций, необходимо знакомство с культурой каждого из проживающих здесь этносов. Подобная работа, как мы говорили, призвана способствовать лучшему пониманию между представителями разных наций. Изучение на занятиях в общеобразовательных учебных заведениях речевого этикета народов республики видится важным элементом в системе воспитания толерантности у школьников.