Кардинальные изменения, происходящие в последние годы в обществе, обусловливают необходимость переключения системы образования на новую парадигму, которая предполагает отказ от модели образования «знаниевой» и переход на модель образования, ориентированную на творческое, целостное развитие личности учащихся. В этих условиях на первый план выходят такие важнейшие личностные качества будущего специалиста, как творческий подход к решению профессиональных проблем, самостоятельность, способность и готовность к саморазвитию, самореализации, умения самостоятельно ставить цели, определять содержательный и процессуальный аспекты своей деятельности и анализировать ее результаты. Это обуславливает актуальность проблемы творческого развития студентов, приобретение ими опыта творческой и самостоятельной, деятельности.
В связи с этим, возникает необходимость практической разработки проблемы развития творческой активности, что требует специальной организации учебного процесса, особого подхода к содержанию, объёму, методике представления и усвоения учебного материала, формам организации учебных занятий, диагностике знаний и умений, их оценке и самооценке. Только правильно выбранные технологии и методы обучения способны оказывать влияние на процесс становления творческой личности, обладающей ярко выраженной креативностью, которая, как общая универсальная способность к творчеству проявляется и реализуется только в творческом процессе [12].
Данная проблема не является новой и в психолого-педагогической литературе она рассматривается в разных аспектах. Например, общетеоретические вопросы развития творческих качеств личности рассмотрены в трудах отечественных психологов Б.Г Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.И. Божович, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, П.М. Якобсона и др.; проблемы развития творческой самостоятельности представлены в работах Н.В. Бордовской, В.Г. Воронцовой, И.Л. Лернера и др.; возможные пути развития способностей творческой личности исследованы учёными В.И.Андреевым, Д.Б. Богоявленской, Ю.Н. Кулюткиным, М. Матюшкиным, М.И. Махмутовым, П.И. Пидкасистым, и др. При этом наибольший интерес для нас представляют те исследования, которые ориентированы на развитие творческого потенциала учащихся.
Содержащиеся в работах названных ученых теоретические положения по развитию творческих способностей, склонностей, творческого мышления, творческой активности нашли разнообразную реализацию в педагогической теории и практике средних общеобразовательных школ. В научно-педагогической литературе не получили достаточного освещения такие вопросы как содержание, структура, организация творческой деятельности студентов средних профессиональных учреждений, которая способствует не только формированию и развитию ведущих качеств творческой личности, но и приобретению ими проективных умений, необходимых для осуществления успешной профессиональной деятельности.
Изучение обозначенной проблемы позволило выявить противоречие между повышением роли творческой личности в современной жизни общества и недостаточной разработанностью методических подходов к использованию эффективных образовательных технологий и методов обучения для развития творческой активности студентов.
Целью статьи является представление педагогического опыта преподавателя колледжа по применению эффективных технологий и методов обучения, которые способствуют творческому развитию студентов.
Творчество – важнейший родообразующий фактор человечества. Человека творческого склада отличает развитый интеллект, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, чувство нового, нешаблонное мышление, готовность к риску, адаптированность к изменяющимся условиям, мобильность, коммуникабельность и уверенность в себе. Для нашего исследования важным является утверждение В.В. Давыдова о том, что личность – это человек, обладающий определённым творческим потенциалом [2], поэтому мы считаем, что творческую активность студента можно и нужно развивать и включение обучающихся в деятельность творческого характера способствует развитию их творческой активности.
Теоретический анализ различных исследований приводит к выводу, что в педагогике существует многообразие подходов к решению проблемы творческого развития студентов [11, 13], но не полностью разработанными и используемыми в практике среднего профессионального образования, что подтверждает актуальность данного исследования, проводимого в направлении поиска новых подходов к организации учебно-познавательной деятельности студентов.
Специфика образовательного процесса в колледже, а также возраст студентов и уровень их подготовки, позволяет определить наиболее перспективные технологии и методы обучения:
- эвристические методы, которые способствуют формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность;
- проектное обучение, методической основой которого является метод проектов.
Остановимся более подробно на характеристике эвристического методов и метода проектов, которые являются основными при организации творческой деятельности студентов, использование которых не зависит от конкретного содержания учебных предметов.
Исключительное внимание эвристике уделялось ещё русскими педагогами Н.И. Пироговым и К.Д. Ушинским, которые считали её одним из методов, при помощи которого учащиеся самостоятельно занимались бы исследованием изучаемых явлений и предметов.
Н.И. Пирогов видел одну из главных задач в «стройном, методическом приготовлении умственной восприимчивости учащихся к науке и в возбуждении самостоятельности ума». Преподавание, по его мнению, должно вестись так, чтобы «наука была воспринята не устами, а головой» [3, с. 29].
Если Н.И. Пирогов даёт лишь общие установки по применению эвристического метода, то К.Д. Ушинский уделяет большое внимание и теоретическому обоснованию этого вопроса, и его практическому применению. Он разработал пути, способы и методы, способствующие творческой активности в процессе обучения. Одним из таких средств К.Д. Ушинский считал постановку проблем перед учащимися при добывании новых знаний. Он стремился включить ученика в самостоятельное решение познавательной проблемы, вывести его за рамки лишь воспроизводящей мыслительной деятельности. Само учение понималось им как труд познания. «Наставник, – утверждает он, – должен только помогать воспитанникам справляться с трудностями постижения того или другого предмета, не учить, а только помогать учиться» [10, с. 23].
В педагогике вплоть до 80-х гг. XX века эвристика и её методология рассматривалась, в основном, как эвристический метод Сократа (И.Я. Лернер, Д.А. Поспелов, М.Ю. Посталюк, М.Н. Скаткин и др. [7]). Его сущность видели в постепенном подведении учащихся к самостоятельному открытию нового знания («озарению») на основе вопросно-ответного диалогического взаимодействия с учителем. Однако зарубежные и российские учёные начала XX века (Г.Э. Армстронг, К.В. Ельницкий, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, П.К. Энгельмейер и др.), высказывались за принципиально эвристическую организацию обучения, рассматривали его методологию шире сократической беседы. Так, П.Ф. Каптерев считал, что эвристическая деятельность учащихся должна доминировать в творческом учебном процессе, но в интеграции и сопряжении с учебной деятельностью репродуктивно-алгоритмического характера.
Андреев И.Д. следующим образом характеризует эвристическую деятельность: при решении трудных задач и проблем недостаточно одного восприятия изучаемого и механически зеркального его отражения в мозгу человека, необходимо ещё проявление творческого дерзания, поиск путей и средств решения возникающих проблем [1, с. 30].
Соколов В.Н. усматривает во всякой деятельности присутствие эвристической деятельности, как элемента творческого мышления [8, с. 31].
Пушкин В.Н. провёл детальный анализ деятельности, называемой эвристической, и сформулировал выводы:
- эвристическая деятельность уже, чем понятие мышления;
- эвристическая деятельность – разновидность человеческого мышления, которая создаёт систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов [5, с. 6];
- психический процесс, с помощью которого решается проблема, выражается новая стратегия, обнаруживается нечто новое, носит название продуктивного мышления или эвристической деятельности [5, с. 4];
- эвристическая деятельность приводит к решению сложной, нетипичной задачи [4, с. 288].
Анализ содержания эвристической деятельности позволяет определить её структурные компоненты: наличие трудных и нетипичных задач и проблем, нестандартные подходы к их решению из-за отсутствия алгоритмов и невозможности использования известных приёмов и действий, неопределённость поиска решения, недостаточность информации.
Основное назначение эвристического метода заключается в постепенной подготовке обучающихся к самостоятельному решению проблем, творческих ситуаций, то есть основу эвристического метода составляет деятельность по решению творческих ситуаций. Применение эвристического метода в обучении предполагает использование не только творческих ситуаций, а ещё и широкое применение эвристической беседы, в результате которой с помощью подбора специальных вопросов и искусно определённого порядка их задавания ученику можно извлекать из его памяти скрытое и неосознанное ранее знание, которое поможет обучающемуся найти решение проблемы или творческой ситуации.
Творческая ситуация – это продукт интеллектуально-эвристического мыслительного процесса от зарождения замысла (идеи) его фактического обоснования до построения эвристической модели проблемной ситуации [9, 14].
Творческие ситуации познавательного, проблемного, исследовательского характера могут быть использованы на различных этапах учебного занятия: мотивационном, операционно-исполнительном и рефлексивно-оценочном.
Выделим особо эвристические формы организации учебных занятий, проектируемые нами в учебном процессе.
Занятия – исследования, на которых учащиеся приобщаются к учебным исследованиям на теоретическом и эмпирическом уровнях. Эти занятия формируют исследовательские проективные умения.
Игра – форма занятия, использующая игровые приёмы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.
Экскурс в мир открытий и изобретений, в историю науки – приобщение дополнительного материала для эмоциональной окраски и создания познавательного интереса в процессе изучения опорных тем.
Конференции – призваны формировать и развивать умения учащихся по самостоятельному приобретению знаний на основе работы с научно-популярной литературой, а также обобщать и систематизировать знания.
Тренинг – гимнастика ума, система упражнений для выработки успешной умственной работоспособности.
Сочинительская деятельность – практические занятия, формирующие умение в обычном видеть необычное, учиться вырабатывать собственное мнение и отношение к окружающей действительности, давать оценку процессам и событиям, правильно планировать умственную деятельность и в сжатой форме излагать мысли.
В образовательном процессе колледжа на дисциплинах социально-экономического цикла эвристический метод применяется при выполнении студентами творческих упражнений, задач, практических работ, выполнении домашних заданий творческого характера.
Одним из наиболее прогрессивных на сегодняшний день методом обучения является метод проектов, который способствует развитию творческой активности, повышению качества обучения, что делает его эффективным инструментом современного образовательного процесса.
Термин «проект» происходит от латинского слова «projectus», что означает «брошенный вперёд». Под проектом понимают «технические документы – макеты создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов; предварительный текст какого-либо документа; план, замысел. Проектировать – значит составлять проект, предполагать сделать что-либо в будущем, намечать план, отображать предмет на плоскости» [6, с.492]. Применительно к учебно-познавательной деятельности студентов, проектирование или проективную деятельность мы определяем как особый, специфический вид продуктивной деятельности, связанный с прогнозированием, планированием и моделированием, направленный на создание каких-либо учебных проектов, а также используемый для решения различных учебных задач и проблем на теоретическом и эмпирическом уровнях.
В учебном процессе метод проектов ориентирован на использование различных образовательных ресурсов, и подразумевает как самостоятельную работу с научно-исследовательской и учебной литературой на бумажных носителях, так и использование электронных информационных ресурсов.
При организации проективной деятельности мы исходим из того, что проект – это небольшая творческая работа, поэтапно – от идеи до её воплощения, обладающая объективной или субъективной новизной; в процессе работы над проектом обучающийся постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д. Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах. На занятиях студенты вовлекаются в творческую деятельность по разработке проектов, которые впоследствии представляются на конкурсах различного уровня.
Таким образом, опыт педагогической деятельности показывает, что использование в педагогической деятельности эффективных технологий и методов обучении способствует творческому развитию личности каждого студента, формируя самостоятельность, инициативность, мобильность, конкурентноспособность. Эти качества необходимы каждому выпускнику, чтобы быть востребованным на рынке труда.