Сохранение и улучшение экологических условий являются одной из жизненно важных задач. Улучшить создавшуюся ситуацию можно и за счет формирования основ экологического сознания школьников.
Проблемы экологического образования и воспитания освещены в работах известных казахстанских ученых: Сарыбекова М.Н., Бейсеновой А.С., Шилдебаева Ж.Б. и др. Однако систематической работы по формированию экологического сознания младших школьников не ведется.
Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, и именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Как показывает мировой опыт экологическое образование и воспитание влияет на оздоровление экологической обстановки на локальном и глобальном уровнях [1-3].
В формировании экологического сознания младших школьников большую роль играет учитель начальных классов, используемые им различные формы и методы экологического образования и воспитания на уроках «Познание мира», внеклассная работа, в частности, кружковая [4].
Цель исследования: разработка и апробация программы кружка «Маленькие защитники природы».
Материалы и методы исследования
Предметом исследования является процесс формирования основ экологического сознания учащихся начальных классов посредством экологического кружка.
В исследовании использовались следующие методы: анализ педагогической и методической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование, метод проектов.
Результаты исследования и их обсуждение
Многочисленные исследования приводят к выводу о том, что одной из причин ухудшения окружающей среды является низкий уровень экологического сознания населения [1-3].
По мнению Н.Ф. Реймерса, «экологическое сознание» – это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней [5].
Одним из средств формирования экологического сознания младших школьников является организация кружковой работы.
Однако формирование экологического сознания школьников посредством кружковой работы не находит широкого применения в реальной практике работы начальной школы, о чем свидетельствуют результаты проведенного нами анкетирования учителей начальных классов. При проведении кружков уделяется недостаточно внимания природным особенностям Республики Казахстан, в основном изучаются вопросы глобального уровня, что не способствует формированию практического опыта сохранения природы своего региона.
Для решения поставленных задач и накопления научных данных была разработана программа опытно-экспериментальной работы экологического кружка для школьников младших классов.
В кружок «Маленькие защитники природы» записались 14 учащихся 3-х классов школы-лицея №15 им. Д.И. Менделеева г. Шымкента.
Результаты начального анкетирования членов кружка показали (диаграмма 1) о доминировании низкого уровня сформированности экологического сознания у школьников: низкий уровень – 7, средний – 6, высокий – 1.
Рис. 1. Результаты начального анкетирования младших школьников
Разработанная нами программа кружка «Маленькие защитники природы» представляет собой три модуля: «Мое место в окружающей среде», «Сундук с добрыми делами», «Мое участие в акциях», включает 25 занятий, из расчета одно занятие в неделю.
В основу программы легли следующие виды работы: познавательная (дидактические игры, викторины, кроссворды, ребусы); развлекательная (театрализованные представления, праздники, экологические игры); исследовательская (опыты с природными материалами, наблюдения в природе, наблюдение за растениями и животными в оранжерее и живом уголке); практическая (участие в субботниках, акциях, проведение «добрых дел» в школе и природе).
Наша программа обеспечена методическими разработками, наглядными пособиями и мультимедийным сопровождением.
Ведущим методом работы кружка был метод проектов – работа учащихся по выполнению проектных заданий на основе имеющихся знаний о предмете исследования. В программе предусмотрены следующие проекты: «Экономно ли наша семья расходует воду?», «Бытовые отходы нашей семьи», «Воздух которым я дышу!», «Мои любимые растения», «Берегите животных!».
После апробации программы в работе кружка «Маленькие защитники природы», результаты повторного проведения анкетирования школьников, показанные на диаграмме 2, показали такие изменения: так высокий уровень экологического сознания был выявлен у 4, средний – у 10.
Рис. 2. Результаты повторного анкетирования младших школьников
Характеризуя данные контрольного среза, мы отметили, что у учащихся улучшилось качество знаний по «Познанию мира», а самое главное, изменилось отношение к окружающей природе. Полученные результаты подтвердили предположение об эффективности разработанной нами кружковой работы как условия формирования у младших школьников экологического сознания.
Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания.
Выводы
1. Кружковая работа является одной из самых оптимальных форм работы по формированию экологической культуры школьников младших классов.
2. Системная работа с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
3. Кружковая работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
4. Использование эффективных методик, комплексно воздействующих на личность ребенка, поможет улучшить ситуацию в экологическом воспитании учащихся.
5. Рассмотрение экологических вопросов и использование краеведческого материала позволяют повысить уровень экологического воспитания школьников.