Регионы Российской Федерации обладают значительным культурным потенциалом, который может быть эффективно использован во многих сферах общественной жизни. Поэтому, представляется важным изучение процесса формирования органов управления культурой в советский период российской истории в таком уникальном регионе, как Западная Сибирь, где он проходил весьма своеобразно по сравнению с европейской частью России. Характеристика особенностей формирования органов управления культурой позволит выявить существенные недостатки и несомненные достоинства этой системы и учесть их в дальнейшем при создании управленческих структур, ответственных за реализацию культурной политики в регионе и в стране в целом.
Первые органы советской власти – советы рабочих, солдатских и офицерских депутатов начали формироваться на территории Западной Сибири в марте-апреле 1917 г. параллельно с образованием органов самоуправления Временного правительства. Советы формировались на многопартийной основе и состояли преимущественно из эсеров и меньшевиков. Советы образовывали в качестве исполнительных и распорядительных органов исполнительные комитеты, в структуре которых создавались специализированные комиссии и отделы. Советы тесно сотрудничали с легитимными органами местного самоуправления – земствами по всем хозяйственным вопросам, но основным направлением их деятельности стали борьба за улучшение условий труда и быта рабочих и культурно-просветительная деятельность. При поддержке советов повсеместно устраивались лекции, организовывались различные просветительные курсы, открывались новые библиотеки и читальни [3, с. 150].
В целом, деятельность советов в марте-июне 1917 г. не носила ярко выраженного политического характера. Но после провозглашения курса на большевизацию советов и взятие всей полноты власти в стране, завершившиеся Октябрьской революцией 1917 г. новый высший законодательный орган власти страны – Съезд рабочих и крестьянских депутатов на II Всероссийским съезде Советов, состоявшемся 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 г. заявил о переходе власти на местах к съездам советам рабочих и крестьянских депутатов – высшим местными органами власти. В период между съездами власть принадлежала исполнительным комитетам – исполнительно-распорядительным органам Советов депутатов. Центральным органом управления культурой в РСФСР стал Народный комиссариат просвещения, на который были возложены реализация основных задач культурной революции – достижение всеобщей грамотности и политическое просвещение, призванное разъяснить населению смысл и значение текущих политических событий.
Установление советской власти в Западной Сибири не было одновременным актом и заняло продолжительное время. Основная роль в формировании новых органов власти в регионе в этот период принадлежит Центральному Сибирскому исполнительному комитету (Центросибирь), который на II Всесибирском съезде Советов, проходившем в г. Иркутске в феврале 1918 г. был объявлен высшим органом советской власти на территории Сибири. С целью формирования централизованной системы управления в составе Центросибири, по аналогии с центральными органами управления были образованы Комиссариаты. Народным образованием было поручено руководить Комиссариату просвещения, перед которым была поставлена задача создания механизма управления, способного преобразовать культуру, как сферу духовной жизни, в средство идеологического воздействия на массы и обеспечить «широкое социалистической образование и воспитание рабочих и крестьянских масс» [1, с. 47].
Комиссариатом просвещения неоднократно предпринимались попытки наладить единую систему управления кульпросветом на территории Сибири. В частности, местным Советам было предложено взамен всех прежних учреждений – комиссариатов, отделов, комиссий на единой основе создать отделы народного образования (ОНО), подчиненные Комиссариату. Но, как отмечает известный исследователь культуры Сибири В.Л. Соскин, в силу сложностей политических условий на местах, отсутствием разветвленного управленческого аппарата и квалифицированных кадров Комиссариат не смог стать центральным органом, руководящим деятельности местных ОНО [10, с. 91]. Более активно действовали в этом направлении исполкомы местных Советов, на которые были возложены задачи проведения в жизнь постановлений Советов и осуществление всей текущей работы по управлению. Советы действовали на основе инструкции НКВД от 24 декабря 1917 г. «О правах и обязанностях Советов», определявшей общие вопросы организации советских органов власти на местах. В инструкции отмечалось, что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов. Они наделялись правом издавать местные нормативные акты, обязательные к исполнению.
Однако, при формировании структуры исполнительных комитетов местные органы власти управления столкнулись с некоторыми проблемами. В переходный период, когда Советы и их исполнительные комитеты адаптировались к реализации властных и управленческих полномочий, а компетенция различных звеньев государственной власти не была ещё четко очерчена, деятельность государственного аппарата не носила централизованного характера. Так, к примеру, об отсутствии единого подхода к структуре органов управления культурой свидетельствует несоответствие рекомендаций центральных органов власти по этому вопросу. 16 января 1918 г. культурно-просветительская секция III Всероссийского съезда Советов приняла «Инструкцию по народному образованию», которая предусматривала в условиях всеобщей «советизации» создание Советов по народному образованию при местных Советах рабочих и крестьянских депутатов [4, с. 96]. А Инструкция Наркомата внутренних дел «Об организации Советов рабочих и крестьянских депутатов» предусматривала создание отделов или комиссариатов народного образования в составе Советов депутатов.
Но, несмотря на различную организационную основу органов, руководящих просвещением и культурой в различных губерниях Сибири, отделы, комиссариаты и комиссии, являвшиеся структурами исполнительных комитетов, состояли из трех основных подотделов и секций: дошкольной, школьной и внешкольной, что свидетельствует об их единой функциональной основе. Также дополнительно при отделах и комиссариатах образовывались секции – художественные, просветительские, издательские, под непосредственным руководством которых находились театры, музеи, библиотеки, клубы. Но несмотря на все попытки упорядочить организацию и деятельность органов управления культурой, реализовать намеченные планы в полном объеме советским органам власти так и не удалось из-за произошедшего в мае 1918 г. мятежа белочехов, положившего начало гражданской войне в России.
По мере восстановления большевиками власти на территории Западной Сибири и учитывая действие на территории Российской Федерации на время гражданской войны политики военного коммунизма, её принципы постепенно были распространены и на территорию Сибири. Это предполагало милитаризацию деятельности всех органов управления, организаций и учреждений, всеобъемлющий контроль государства за общественной и частной жизнью. В этих условиях все основные учреждения культуры на освобождаемых территориях передавались на содержание государства, что положило начало планомерной политике централизации управления в Сибири и жесткому контролю за учреждениями культуры, деятельность которых должна была быть подчинена задачам советского строительства [7, с. 15].
Прежде всего, было необходимо окончательно закрепить этот обширный регион за РСФСР и обеспечить безусловное подчинение местных интересов государственным. 27 марта 1919 г. в соответствие с Декретом ВЦИК высшим органом советской власти в Сибири стал Сибирский революционный комитет (Сибревком) – орган, назначаемый непосредственно из центра, и ответственный перед ВЦИК и Совнаркомом. 10 января 1920 г. при Сибревкоме был организован Сибирский отдел народного образования (СибОНО), состоящий из 12 отделов, перед которыми встала задача введения в действие всех Декретов советской власти в области культурно-просветительной деятельности [9, с. 28–29].
Также ревкомы как органы местной власти были созданы в губерниях, уездах, волостях Сибири, при которых, в свою очередь, организовывались комиссариаты, отделы, управления, руководящие народным образованием. С целью налаживания централизованного руководства, по указанию ЦК РКП(б) все центральные наркоматы выделили в распоряжение Сибревкома своих представителей или уполномоченных, которые возглавили структурные подразделения Сибревкома и должны были в кратчайшие сроки наладить функционирование советских государственных учреждений [9, с. 25].
Первыми постановлениями ревкомов были ликвидированы все учреждения, созданные при белогвардейцах и активизировалась внешкольная работа соответствующими отделами народного образования в соответствии с законодательством РСФСР. Чрезвычайные управленческие меры оказались достаточно эффективными. Наладить слаженную работу советских органов власти в Западной Сибири по мере стабилизации политической обстановки удалось уже к 1920 г. Поэтому, в апреле–октябре 1920 г. в Сибири прошла первая выборная кампания в местные Советы депутатов, а летом 1920 – зимой 1921 гг. были созваны первые съезды Советов, на которых были избраны их исполнительно-распорядительные органы – исполнительные комитеты, осуществлявшие общее управление.
Кроме того, учитывая, что Советы избирались не по профессионально-территориальному, а по партийно-политическому признаку, и не всегда в Совете могли быть представлены представители всех районов и предприятий города, с 1921 г. для привлечения граждан к работе в Советах при них образовывались секции, формировавшихся как по отраслевому типу, так и по мере необходимости решения той или иной проблемы. Наибольшее распространение при Советах получила практика создания секций народного образования [2, с. 31]. Первоначально секции работали нерегулярно и поэтому, с целью упорядочения их работы было разработано и утверждено «Положение об организации секций», в котором определялись задачи и права секций, направления и формы работы, обязанности их членов. Секции народного образования обсуждали вопросы финансирования отраслей культуры, принимали участие в решении наиболее актуальных проблем [2, с. 24].
В итоге, к 1922 г. сложилась следующая система управления культурным строительством: при исполкомах Советов формировали отделы народного образования, имеющие двойное подчинение – образовавшего их Совета и вышестоящему органу управления. Отделы состояли из специализированных подотделов, непосредственно управляющие различными отраслями культуры, а Советы формировали секции народного образования, к деятельности которых активно привлекалась общественность. Центральным органом, реализующим политику в области образования и культуры, являлся Наркомат просвещения. Таким образом, на территории Западной Сибири было в полной мере восстановлено действие Конституции РСФСР 1918 г.
После проведения выборов существенно усилилась и методическая помощь регионам со стороны руководящего центра. Кроме того, уроки Гражданской войны показали необходимость усиления идеологической работы среди населения. Развертывание хозяйственного строительства, задачи ликвидации хозяйственной разрухи и возрождения экономики ещё более повышали значение партийного руководства в условиях осуществления культурной революции, формирование новой системы народного образования и организации культурно-просветительной работы. Поэтому в 1919–1921 гг. в России была проведена реформа партийного аппарата с целью его адаптации для выполнения важнейших задач, стоящих перед государством. 5 марта 1919 г. из состава ЦК партии было избрано Политбюро, которое должно было стать мозговым центром партии и руководителем её политической и экономической и культурной жизни. А в марте–апреле 1920 г. IX Всероссийский съезд РКП (б) поручил ЦК разработать единую структуру местных партийных органов с точным определением их задач и взаимоотношений.
Исходя из необходимости непосредственного руководства ЦК РКП(б) советским и партийным строительством съезд принял решение о создании областных партийных бюро ЦК «для усиления и объединения партийной работы в данном хозяйственном районе». В условиях чрезвычайно напряженной политической обстановки, наличия низкого удельного веса рабочего класса в Сибири по сравнению с промышленно развитыми районами, экономическим своеобразием различных её областей, при руководстве из одного центра не всегда было возможно полностью учесть специфику районов Сибири. Поэтому, посредством бюро ЦК обеспечивал прямую связь с отдаленными от центра страны партийными организациями, состоящими преимущественно из крестьян, не имевших опыта организационно-политической работы.
Сибирское бюро ЦК РКП(б) было образовано одним из первых – Постановлением Пленумом ЦК «Об организации и составе Сибирского бюро ЦК РКП(б)» от 8 апреля 1920 г. Учитывая опыт деятельности ЦК РКП(б), уже в конце 1920 г. Сибирский АПО развернул активную деятельность, формируя сеть оргбюро – губернских, районных, уездных. Главным направлением его деятельности стала реорганизация всей политико-просветительской работы в Сибири при содействии сети коммунистических ячеек, формировавшиеся в 1920–1925 гг., на которые возлагалась организация массово-политической и культурно-просветительской работы среди крестьянства.
От имени Бюро местным органам власти были направлены директивы о важности налаживания культурной работы, в которых подчеркивалась необходимость всем коммунистам помогать в этом деле отделам народного образования [8, с. 233]. В августе 1920 г. в Сиббюро был создан агитационно-пропагандистский отдел (АПО) с несколькими подотделами, и при нем создана коллегия из представителей СибОНО, политотдела Красной Армии и транспорта. АПО Сибири стал высшим партийным органом Сибири, руководившим партийным строительством. [6, с. 39].
Таким образом, перед советскими и партийными органами была поставлена задача налаживания централизованной деятельности органов просвещения, осуществляющих просветительскую работу. Её вели несколько независящих друг от друга организаций и ведомств: внешкольные отделы исполкомов, партийные комитеты, комсомол, культотделы профсоюзов, политотделы Красной Армии и др. организации. Поэтому при Наркомате просвещения в ноябре 1920 г. специальным декретом был учрежден Главный политико-просветительский Комитет республики (Главполитпросвет), ставший центром всей культурно-просветительной работы в масштабах страны. В соответствие с декретом в составе отделов народного образования исполкомов всех уровней управления создавались политико-просветительские комитеты, в задачу которых входило объединить всю просветительную, агитационно-пропагандистскую работу и подчинить её интересам советского политического и экономического строительства.
На основе декрета Совнаркома об организации Главполитпросвета и создании его местных органов в конце 1920 г. при Сибнаробразе был образован Сибполитпросвет, в ведение которого были переданы культурно-просветительные учреждения внешкольного подотдела и подотдела искусств. Для непосредственного руководства всей культурно-просветительской работой при Сибпролитпросвете были созданы специальные коллегии по организационной, пропагандистской, агитационной и библиотечной работе, а также по ликвидации неграмотности. Организация губернских политпросветов в Сибири под строгим контролем Сиббюро ЦК РКП(б) началась с 1921 г. и в целом к концу года была завершена. В уездах формирование политпросветов было завершено только к 1923 г. [10, с. 73].
Учитывая слабость партийных организаций Сибири и её территориальную протяженность, важной частью политико-просветительской работы стала деятельность института инструкторов советских и партийных органов, осуществляющих организаторскую работу. С 1921 г. институт ответственных инструкторов ЦК РКП(б) формируется при областных, губернских и уездных комитетах партии. В это же время активизируется деятельность инструкторов СибОНО и отделов народного образования разного уровня управления. В функции инструкторов входило не только контролировать деятельность учреждений культуры, но и помогать их работникам, а также разъяснять новую политику в области культурного строительства.
Деятельность инструкторов советских и партийных органов имела в это время большое значение для организации политико-просветительской и агитационно-пропагандистской работы, особенно в условиях перехода к НЭПу. В марте 1921 г. на X съезде партии объявившего о переходе к НЭПу, в резолюции «О Главполлитпросвете и агитационно-пропагандистских задачах партии» было указано, что теперь центр тяжести его работы должен лежать в агитационно-пропагандистской работе среди внепартийных масс и в их культурном просвещении. Это потребовало изменить методы и средства агитационно-пропагандистской работы работы, перейти к систематической деятельности по поднятию культурного уровня населения. Соответствующие циркуляры направлены в Сибирское бюро ЦК РКП(б) и Сибревком.
Таким образом, к 1924–1925 г. на территории Западной Сибири происходит стабилизация деятельности советских органов власти, руководящих культурой и основным направлением деятельности органов управления культурой становится повышение качества культурной работы, ликвидации неграмотности и политическое образование, а основу деятельности учреждений культуры должна была составить сельскохозяйственная, антирелигиозная, производственная и др. пропаганда. При этом, формирование органов власти, руководящих культурой на территории Западной Сибири в 1917–1925 гг. осуществлялось в условиях формирования партийно-советской системы управления, обеспечивающей идеологическое обоснование осуществляемых преобразований.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта 13-11-70002.