Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1 1
1
2431 KB

Вычислительный эксперимент как метод изучения устройств или физических процессов с помощью математического моделирования с развитием информационных технологий и вычислительных систем становится одним из основных технологических этапов в процессе получений новых знаний [5]. Он предполагает, что вслед за построением математической модели проводится ее численное исследование, позволяющее «проиграть» поведение исследуемого объекта в различных условиях или в различных модификациях [6].

Вычислительным экспериментом называется методология и технология исследований, основанные на применении прикладной математики и ЭВМ как технической базы при использовании математической модели. Вычислительный эксперимент основывается на создании математической модели изучаемых объектов, которые формируются с помощью некоторой особой математической структуры, способной отражать свойства объекта, проявляемые им в различных экспериментальных условиях [1].

Вычислительный эксперимент приобретает исключительное значение в тех случаях, когда натурные эксперименты и построение физической модели [9] оказываются невозможными. В случае физики высоких энергий экспериментальные установки крайне ресурсоемкие и дорогостоящий, поэтому виртуальный эксперимент является одним из важных этапов проектирования экспериментальных установок и планирования экспериментов [2].

Интенсивное использования при проведении вычислительного эксперимента современных информационных технологий и прежде всего технологий виртуальной реальности позволяет ввести новое понятие «виртуальный эксперимент». При этом технологии виртуальной реальности позволяют не только увеличить наглядность и интерактивность вычислительного эксперимента, но и естественным образом приблизить по логической схеме к реальному эксперименту или, как принято говорить, натурному эксперименту [8], в котором есть место и так называемому пульту управления виртуальным экспериментом [10]. Проектирование и разработка упомянутого пульта управления имеет непосредственное отношение к проектированию и разработке пользовательского интерфейса. Основное назначение пользовательского интерфейса в рамках пульта управления виртуального эксперимента вытекает из базовых технологических этапов проведения вычислительного эксперимента [7]: конструирование модели виртуальной экспериментальной установки, проведение эксперимента, получение и обработка экспериментальных данных с целью представления их в форме адекватной целям эксперимента, сравнение с данными натурных экспериментов [11], если они есть, или другими данными измерений характеристик реальной изучаемой системы или объекта. Таким образом, разработка адекватного научным задачам мобильного, независимого от вычислительной платформы, пульта управления виртуальным экспериментом позволит вывести на новый качественный уровень теоретические и экспериментальные исследования для получения новых знаний в физике высоких энергий, а также преподавание методов физических исследований в технических ВУЗах [4] и университетах [3].