Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

INNOVATIVE TEACHING AS A MEANS FORMATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF FOREIGN STUDENTS IN HIGH SCHOOL

Kazabeeva V.A. 1
1 RSE on PVC «Kazakh National Pedagogical University after Abai»
2414 KB
The article considers the innovative technologies that contribute to the development of the individual student in the learning process, disclosed some methodological features the use of gaming technology in learning and cognitive activity in the university education system. There is indication for the importance of using innovative forms of education in preparing future professionals that conformed to the established norms, requirements and standards.
professional development
cognitive activity
innovative teaching
active learning methods

Одна из ярких особенностей современного периода развития общества заключается в том, что масштабы изменений, происходящих во всех областях деятельности общества, значительны, а их последствия радикальны. Глобализация в образовании ведет к возрастанию академической мобильности, унификации учебных планов и методов обучения, широкому распространению дистанционного образования. В сложившихся условиях появилось понимание необходимости использования новых форм в образовании. В этой связи актуально комплексное изучение процесса формирования компетентностного специалиста, его интегративных личностных качеств.

Инновационные технологии обучения русскому языку иностранных студентов. Актуальные проблемы процесса профессионального развития личности порождают большое количество психологических и педагогических исследований в данной области.

Например, по своему содержанию профессиональное развитие тесно переплетается с общей онтогенетической эволюцией психических функций человека. В отечественной психологической науке вопросам интеграции всех свойств человека большое внимание уделялось в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна и их последователей. Так, Б.Г. Ананьев пишет: «Общим эффектом интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и «Я» – ядро личности с определенной взаимосвязью определенных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности...» [1, с. 274].

А.В. Брушлинский в своих работах показывает, что сложную взаимосвязь внешнего и внутреннего в развитии психологической природы человека неоднократно объясняли разные ученые с различных позиций: Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Ж. Пиаже, Э. Толмен, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Г.С. Костюк, Б.Г. Ананьев. Наиболее полное, «глубокое и предельно обобщенное объяснение этих фактов сформулировано в принципе детерминизма (внешнее через внутреннее)» [3, с. 197].

Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания будущих специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков и профессионального мастерства. В тоже время познавательная активность являясь необходимым условием формирования у студентов потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний, не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии.

Таким образом, актуальным является поиск и интеграция в систему университетского образования методов позволяющих формировать познавательную активность иностранных студентов. С этой целью на занятиях по русскому языку с иностранными студентами могут использоваться следующие образовательные технологии:

– Технология коммуникативного обучения, направленная на формирование коммуникативной компетентности студентов, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.

– Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения, предполагающая осуществление познавательной деятельности иностранных студентов с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии. При таком виде обучения более сильные студенты выполняют больше самостоятельной работы, со слабыми студентами преподавателю приходиться больше работать в аудитории.

– Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий курс.

– Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:

1. Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной, так и самостоятельной работы студентов и направлены на развитие грамматических и лексических навыков.

2. Интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований.

– Технология индивидуализации обучения – помогает реализовывать личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.

– Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку. Кроме того, данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.

– Проектная технология – ориентирована на моделирование социального взаимодействия учащихся с целью решения задачи, которая определяется в рамках профессиональной подготовки студентов, выделяя ту или иную предметную область. Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе обучения русскому языку.

– Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.

– Игровая технология – позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление студентов и раскрывая личностный потенциал каждого учащегося.

Данному виду технологии можно уделить больше внимания в работе с иностранной аудиторией. Несмотря на то, что игра является видом деятельности, характерной для начальной ступени обучения, нет оснований для того, чтобы отвергать возможность использования «ролей» при обучении взрослых. Так, при обучении различным ситуациям общения можно использовать ролевые игры. Маска роли способна раскрепостить в речевом плане человека особого склада, но для успешного проведения упражнения необходимо выбрать роли, знакомые студентам. Так как в жизни часто случаются ситуации, когда нам необходима медицинская помощь, мы можем предложить иностранным студентам игру «В поликлинике», «На приёме у врача». В ролевой игре очень много положительных сторон, но это упражнение требует особой организации, где необходимо учитывать следующие методические аспекты.

Во-первых, ее нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы. Очень важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо выполнять свою «роль». Для успешного проведения также важно, чтобы игра была принята всей группой, а для этого нужно создать доброжелательную, творческую атмосферу. Чем свободнее чувствует себя учащийся в ролевой игре, тем инициативнее он будет общаться.

Успех данного упражнения во многом зависит и от преподавателя, так как чтобы добиться хороших результатов он сам должен верить в эффективность упражнения и мотивировать студентов. Роль преподавателя в процессе подготовки игры постоянно меняется. На начальном этапе проведения игры преподаватель, в качестве образца, может взять себе роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Преподаватель должен как психолог подойти к делению на группы. Если в группе нет лидера или студенты не могут самостоятельно выбрать роли, то в этом случае роль лидера берет на себя преподаватель. В процессе игры он управляет общением: подходит к студентам, которым требуется помощь, вносит корректировку в работу. Очень важен в выполнении такого упражнения и дифференцированный подход. Не все студенты обладают одинаковым уровнем знаний и способностью к самостоятельной работе и для того, чтобы они не оказались «вне игры» для них необходимо подготовить ролевые карты с лексическим или грамматическим материалом. Когда же ролевая игра станет привычным упражнением для студентов, роль преподавателя изменится. Он становится больше наблюдателем, чем ведущим. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности преподавателя на активную и самостоятельную деятельность студентов. В связи с этим неизбежно встает вопрос об исправлении возможных ошибок и корректировки ответов студентов. Мы пришли к выводу, что лучше не прерывать ход игры на исправление ошибок, а записывать их, чтобы затем разобрать типичные.

– Технология развития критического мышления – способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.

Заключение. Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода с использованием перечисленных технологий предусматривает активные и интерактивные формы обучения, такие как деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т. д. При этом занятия с использованием интерактивных форм составляют не менее 70 % всех аудиторных занятий.

Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.