Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE ATTITUDE TO THE PSYCHOLOGICAL ADULTNESS OF FIRST COURSE STUDENTS

Gioeva E.P. 1
1 North Ossetia state university
2512 KB
In the paper the results of the empirical study of the attitudes of first year students to the phenomenon of psychological adultness of the individual are given. The main scientific approaches to this problem in the global and domestic science are adduced. The theoretical basis for the study was the theory of relations V. N. Myasishchev and the concept of L.I. Božović about the feeling of adulthood among adolescents. The aim of the study was to investigate the freshmen’s self-assessment of the extent of their psychological adulthood and the attitude towards it. The study was based on the method of ethnic stereotypes and questionnaire. Statistical analysis revealed a correlation of different intensity, character and strength. The differences in the level and trends of self-esteem adulthood and attitudes toward adulthood by representatives of two subgroups, distinguished by place of residence urban – rural discussed their psychological characteristics are shown.
psychological adultness
personality’s self-esteem
attitude

Явление психологической зрелости личности исследуется в психологии уже на протяжении десятилетий. В одной из наших более ранних работ мы уже проводили анализ подходов к ее исследованию [3]. В наши дни проблема психологической зрелости (взрослости) личности стала остро актуальной в свете социально-экономических реалий современного российского общества, предъявляющих высокие требования к самостоятельности и психологической зрелости личности. Однако данные наших наблюдений в процессе преподавания и психологического консультирования людей юношеского возраста дают немало примеров инфатилизма в молодежной среде. При этом заметно различие по этому критерию между городской и сельской частью молодежи. Учитывая вышеизложенное, очевидна необходимость исследования отношения молодежи к психологической зрелости (взрослости) личности.

Проблема психологической зрелости (взрослости) личности исследуется в психологии в различных аспектах. К. Роджерс, А. Маслоу рассматривали ее в контексте проблем психологического здоровья личности зрелого возраста, Э.Эриксон – в контексте проблем идентификации личности, В. Франкл – как способность самостоятельно принимать жизненно важные решения на основе собственных «смыслов жизни». В нашей отечественной психологии в трудах Б.Г. Ананьева исследовались вопросы «зрелости психического развития человека» и гетерохронности наступления зрелости «в различных формациях». В работах С.Л. Рубинштейна сформулированы основные положения субъектно-деятельностного подхода к изучению зрелой личности, согласно которым личность рассматривается как субъект собственной жизнедеятельности: «личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я»» [5, с.638], а её психологическая зрелость рассматривается как самостоятельность в жизни: «самостоятельность субъекта… включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности» [5, с. 637]. В продолжение идей С.Л. Рубинштейна в социально-психологическом контексте (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов и др.) понятие «зрелость» рассматривается как способность человека к «самостоянию» в жизни, поддержанию жизненного равновесия и противостоянию трудностям жизни. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев рассматривают вопросы личностной зрелости в контексте социальных «новообразований» человека (индивидуализация как переход к взрослости). Е.Б. Старовойтенко исследует связь степени зрелости личности с типами ее жизненных отношений.

Л.И. Божович начало формирования психологической зрелости в подростковом возрасте усматривала в возникающей внутренней позиции взрослости и связанных с ней стремлениях: утвердить свою взрослость, доказать свою самостоятельность, способность быть на уровне «взрослых» требований [2, с. 270], отношение к самому себе как к «субъекту поведения» [2, с. 264], проводя, таким образом, связь психологической зрелости личности со сформированностью её самосознания.

Все приведенные нами подходы объединяет то подразумеваемое положение, что психологическая зрелость личности связана с феноменами самосознания личности. Поэтому мы в своей работе поставили цель – исследование самооценки студентами-первокурсниками степени их психологической зрелости (взрослости) и отношение к ней.

Теоретическую основу нашего исследования составили учение Л.И. Божович о формировании психологической зрелости на определенном возрастном этапе и теория отношений В.Н. Мясищева. Согласно взглядам В.Н. Мясищева, «психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания. Мы говорим «целостную», потому что относится к действительности человек в целом. Мы говорим о «системе связей» потому, что предмет или лицо, к которому относится человек, представляет не раздражитель и даже не совокупность раздражителей, а их системное единство» [4, с. 7]. При этом в структуре отношения В.Н. Мясищев выделяет его «эмоциональную», «оценочную» и «конативную» (поведенческую) стороны, все они обусловлены характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.

В своем исследовании мы, вслед за Л.И. Божович, использовали термин «взрослость», считая его более приближенным к обыденному сознанию наших респондентов.

Материалы и методы исследования

Основу нашего эмпирического исследования составил метод этнических стереотипов (относящийся к группе методов свободного описания), дополненный краткой анкетой, составленной соответственно теории отношений В.Н.Мясищева. Выборку составили студенты-первокурсники факультета международных экономических отношений Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова в количестве 35 человек. Из них: 16 юношей, 19 девушек, городские и сельские жители – соответственно 18 и 17 человек в возрасте от 17 до 20 лет. В данной статье излагаются результаты анализа материалов анкетирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В первом вопросе нашей анкеты респондентам предлагалось по шкале от 0 до 4 баллов оценить степень сформированности у них характеристик взрослости, названных в опросе методом этнических стереотипов. Средние значения самооценок двух подвыборок таковы: в целом по выборке – 2,33, городские жители – 2,175, сельские жители – 2,485, можно видеть, что средние значения имеют тенденцию к значениям выше середины заданной шкалы.

Далее в табл. 1–5 в первых трех столбцах приведены процентные показатели распределения ответов на вопросы, касающиеся отношения респондентов к взрослости. В следующих столбцах указаны результаты статистического анализа данных и их представленность в графической форме.

Приведенные данные показывают, что среднее значение самооценки взрослости в городской подвыборке заметно выше, чем в подвыборке первокурсников – сельских жителей. Связь результатов городской и сельской подвыборок по шкале Чеддока высокая прямая. Распределение оценок городской подвыборки носит бимодальный характер.

Таблица 1

Считаете ли вы себя взрослым человеком?

Σ

Г

С

Г

С

gio1.tiff

Да

12

12

0

М

3.60

1.40

Скорее, да

36

28

8

σ

2.79

1.14

Затрудняюсь

8

4

4

r

0.691

Скорее, нет

8

4

4

χ2

4

Нет

8

4

4

t

1.46

Таблица 2

Чувствуете ли вы себя взрослым человеком?

Σ

Г

С

Г

С

gio2.tiff

Да

12

8

4

М

3,0

1,40

Скорее, да

20

20

0

σ

1,41

1,14

Затрудняюсь

12

8

4

r

0.260

Скорее, нет

32

20

12

χ2

3.123

Нет

24

16

8

t

1.76

Самооценка чувства взрослости в городской подвыборке также превышает самооценку сельской подвыборки, но ниже, чем в предыдущем вопросе. Самооценка в подвыборке сельских жителей обнаруживает устойчивость, оставаясь на том же уровне. Связь между подвыборками по шкале Чеддока прямая слабая. Распределение сохраняет ненормированный характер, в городской подвыборке сохраняется бимодальность.

Таблица 3

Нравится ли вам чувствовать себя взрослым?

Σ

Г

С

Г

С

gio3.tiff

Да

20

12

8

М

3.60

1,40

Скорее, да

4

4

0

σ

2,97

1,14

Затрудняюсь

24

20

4

r

-0.237

Скорее, нет

16

4

12

χ2

6.785

Нет

36

32

4

t

1.39

Самооценки расположенности к чувству взрослости распределились практически так же, как в табл. 2 самооценки взрослости. Самооценка в городской подвыборке вновь превышает самооценку сельской подвыборки. Характер распределения так же не является нормированным. Связь между значениями двух подвыборок по шкале Чеддока слабая, обратная.

Таблица 4

Ваше поведение в повседневной жизни – это поведение взрослого человека?

Σ

Г

С

Г

С

gio4.tiff

Да

16

12

4

М

3,60

1,40

Скорее, да

20

12

8

σ

2.97

1.14

Затрудняюсь

24

20

4

r

-0.612

Скорее, нет

20

12

8

χ2

1.273

Нет

20

16

4

t

2.306

Очевидна статистически значимая заметная обратная связь между результатами двух подвыборок. Первокурсники – сельские жители очевидно ниже городских однокурсников оценивают свое поведение как соответствующие их представлениям о взрослости. Характер распределения не является нормированным, в сельской подвыборке бимодальный.

Таблица 5

Хочется ли вам быть взрослым?

Σ

Г

С

Г

С

gio5.tiff

Да

16

16

0

М

3.00

1.40

Скорее, да

16

8

8

σ

1.41

1.34

Затрудняюсь

24

16

8

r

-0.250

Скорее, нет

16

16

0

χ2

4.923

Нет

28

16

12

t

1.64

Средние оценки городской подвыборки вновь несколько выше, чем в сельской подвыборке. При этом связь между результатами двух подвыборок обратная слабая. Первокурсники – сельские жители высказывают меньше стремления к взрослости, чем городские.

Целесообразно сравнить все средние самооценки двух выборок по всем вопросам анкеты. В графической форме они приведены в табл. 6. Коэффициент корреляции (r) всех самооценок двух подвыборок равен – 0.855. Связь между ними – обратная, теснота (сила) связи по шкале Чеддока – высокая.

Таблица 6

Средние самооценок двух выборок

gio6.tiff

Таким образом, данные статистической обработки полученных в нашем исследовании результатов показывают, что тенденции самооценивания в двух подвыборках по критериям взрослости и отношения к ней противоположны. Самооценки городской подвыборки обнаруживают тенденцию в завышению, а самооценки сельской подвыборки – тенденцию к занижению. В подвыборке городских первокурсников все самооценки с различной степенью выраженности превышают самооценки сельской подвыборки. При этом средние значения самооценок в сельской подвыборке обнаруживают очевидную устойчивость – в пяти вопросах из шести среднее равно 1,40. Интересно, что в первом вопросе, где предлагалось оценить степень сформированности у себя отдельных характеристик взрослости, результаты двух подвыборок прямо противоположны – в сельской подвыборке они выше, чем во всех остальных вопросах, а в городской – ниже. При этом первый вопрос анкеты апеллировал к общей самооценке взрослости, в соответствии с концепцией отношений В.Н. Мясищева – к «оценочной» составляющей отношения, в то время как остальные вопросы апеллировали к «эмоциональной» его составляющей.

Характер распределения результатов по всем вопросам не является нормально распределённым, половину распределений составляют бимодальные.

Заключение

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что первокурсники-горожане склонны выше оценивать степень своей взрослости, чем их сельские однокурсники. Интересно, что такое соотношение ответов отмечается в вопросах, касающихся эмоционального самочувствования. Там же, где вопрос касался рациональной самооценки отдельных качеств взрослости, соотношение ответов обратное. Представляется, что здесь проявились некие личностные особенности самооценивания, не относящиеся непосредственно к феномену собственной взрослости. Характер распределения ответов, слабость выявленных корреляций и тесноты (силы) связи по шкале Чеддока свидетельствуют о том, что фактор места жительства «город – село» не является единственным фактором, определившим результаты нашего исследования. И это ставит ряд вопросов к дальнейшему исследованию избранной проблемы. Вместе с тем отмечаемая в ряде случаев высокая или заметная статистически значимая корреляция результатов двух подвыборок позволяет говорить о наличии определенных тенденций в полученных нами результатах. На этом основании мы не склонны полностью отвергать исходную гипотезу и намерены продолжить исследование проблемы.