Концепция развития науки в Российской Федерации предусматривает серьёзные структурные изменения, связанные с оптимизацией механизмов управления и схем финансирования этой сферы [6]. В частности, предусматривается активное вовлечение бюджетных учреждений в систему финансовых отношений. Объективной предпосылкой этого, в частности, является повышающаяся необходимость в их ресурсообеспеченности в условиях расширения спектра исследований и снижения объёма их финансирования из средств федерального бюджета. Таким образом, новая концепция предполагает изменение подходов к формированию и использованию имеющихся ресурсов, предполагая переориентацию научной деятельности на конкретный результат. Последнее отражается в стремлении к переходу научных организаций на программно-целевое бюджетирование, которое предъявляет особые требования к результативности деятельности учреждений и делает актуальной разработку методов по модернизации управления финансами [7]. Основным ресурсом любой научной организации являются её сотрудники. Именно от их профессиональной результативности зависят общие целевые показатели организации. В настоящее время такие ядерные компетенции [1], как знание иностранного языка, общая компьютерная грамотность, являются минимально необходимыми условиями для результативной работы на любом уровне.
Для научных организаций основой анализа и оценки их деятельности являются показатели, связанные с инновационными информационно-коммуникационными технологиями, отражающими факторы публикационной активности их сотрудников. Необходимость решения проблем подготовки сотрудников к работе с этими технологиями обусловлена формированием новых требований к компетенциям специалистов в рамках практической работы с интернациональными (SCOPUS) и национальными (РИНЦ) электронными научными базами. В настоящее время эти сервисы получили широкое распространение в качестве инструментов информационного обеспечения науки, выявления перспективности научных исследований и прогнозирования востребованности их результатов [4, 5, 8]. Использование таких электронных сервисов имеет целью повышение публикационной активности и цитируемости сотрудников бюджетных организаций, что влечёт за собой повышение рейтинга самой организации и, как следствие, увеличение её финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.
С целью формирования информационно-коммуникационных компетенций специалистов в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова проводится специализированная обучающая школа-семинар. Работа в рамках этой программы направлена на расширение представлений слушателей о роли электронных ресурсов в науке и образовании; повышение профессиональной компетентности в области информационно-коммуникационных технологий; исправление ошибок ввода данных и использование средств коррекции в ситуации коллегиальной поддержки [8]. В работе школы находят своё отражение проблемные вопросы, связанные с вариантами оценки результативности научной деятельности с помощью использования библиометрических подходов анализа публикационной активности и цитируемости как авторов научных публикаций, так и научно-образовательных организаций [4]. Структура работы в рамках школы-семинара обусловлена требованиями к результатам её работы, а именно формированию и развитию знаний, умений и навыков работы обучающихся с инновационными информационно-коммуникационными технологиями, аналитическими сервисами оценки результативности научной деятельности.
При столь актуальных задачах становится вопрос о необходимости контроля эффективности их решения. Методика оценки результативности обучения такому междисциплинарному и многофакторному направлению, как информационно-коммуникационные технологии, предполагает комплексный подход, тесно связанный с многоуровневой системой анализа, включающей в себя внешние и внутренние факторы, как объективные, так и субъективные характеристики. При этом также следует учитывать, что общая результативность обучения определяется скорее не набором исследуемых факторов, а их взаимосвязанным комплексом, когда динамика одного фактора имеет влияние на другие [2, 3]. Для проведения такого рода анализа необходимо охватить весь спектр изменяющихся в процессе обучения характеристик, в том числе и касающихся субъективного представления обучающихся о динамике развития их информационно-коммуникационных компетенций.
Цель исследования: выявление результативности школы-семинара по наукометрии для развития информационно-коммуникационных компетенций
Материалы и методы исследования
Объект исследования: представление обучающихся о сформированности собственных информационно-коммуникационных компетенций
Предмет исследования: динамика представлений обучающихся о сформированности собственных информационно-коммуникационных компетенций
Алгоритм и методика исследования. С целью решения этих задач была разработана методика исследования, позволяющая оценить внутренние субъективные факторы компетенций, изменяющиеся в процессе обучения. Для этого при помощи экспертной группы была разработана анкета, состоящая из 24 вопросов, касающихся уровня сформированности специфических информационно-коммуникационных компетенций. Респондентам предлагалось оценить этот уровень по пятибалльной шкале. Исследование проводилось в два этапа. В рамках первого анкета заполнялась до начала работы школы, в рамках второго – сразу после её окончания. Работа в рамках каждой школы занимала 3 дня (44 академических часа). Затем показатели обоих этапов сравнивались с целью выявления динамики представлений о сформированности информационно-коммуникационных компетенций. Таким образом, методом исследования стал формирующий эксперимент.
Вопросы анкеты были нацелены на несколько уровней компетенций и соответственно этому разделены на несколько блоков. Первый блок касался степени сформированности общих навыков работы с информацией и удовлетворённости своей профессиональной подготовкой в сфере работы с информацией. Его включение в анкету были необходимо для того, чтобы выявить, насколько динамика конкретных прикладных компетенций отразится на общем уровне работы с информацией. Второй блок включал два раздела. Первый раздел отражал знания, умения и навыки, составляющие информационно-коммуникационую компетентность и компьютерную грамотность в рамках наукометрии. Второй раздел этого блока содержал вопросы, измеряющие знания, умения и навыки, необходимые для работы с конкретными электронными аналитическими ресурсами. В рамках этого блока измерялись, в частности, знания терминов, понятий и алгоритмов наукометрии; знание специфики работы с системами Web of Science, Scopus, РИНЦ; навыки и умения оценки, ранжирования и кластеризации журналов по импакт-фактору; навыки и умения работы с электронными аналитическими ресурсами в различных форматах и на различных уровнях. Таким образом, этот блок стал основным в анкете, поскольку входящие в него вопросы отражали компетенции, которые были объектом прицельного и адресного развития в рамках школы-семинара.
Характеристики выборки. В исследовании приняли участие 24 человека, обоих полов, возрастом от 33 до 55 лет. Профессиональная деятельность всех респондентов была связана с научной сферой.
Результаты исследования и их обсуждение
Поскольку исследование носило характер пилотажного и выборка респондентов была минимальной, мы сознательно не стали проводить комплексный математический анализ результатов с использованием критериев достоверности. Поэтому полученные результаты отражают не закономерности динамики представлений о сформированности информационно-коммуникационных компетенций, а тенденции этой динамики. Так, в частности, 70,83 % респондентов отмечали повышение удовлетворённости своей профессиональной подготовкой в работе с электронными базами научного цитирования. В среднем это изменение составило 33,2 %. 37,5 % респондентов отмечали улучшение навыков поиска и использования продуктивных источников информации, это улучшение составило 11,54 %. В отношении умений определения типа и формы необходимой информации не было выявлено достаточных различий.
Для 75 % респондентов работа в рамках школы оказала значительное влияние на развитие их умений выстраивать последовательность решений задач, связанных с повышением публикационной активности на 46,16 %. В 62,5 % случаев респондентами отмечалось увеличение объёма инструментов повышения публикационной активности в среднем на 29,42 %. Характеристики аналитических инструментов стали более понятны 75 % респондентов на 66,67 % в то время, как на 32 % увеличилось владение терминами и понятиями наукометрии в 62,5 % случаев. Для 45,83 % испытуемых работа в рамках школы дала возможность осуществлять информационно-коммуникационную деятельность на более высоком организационном уровне. 87,5 % респондентов отмечали значительное развитие навыков сравнения показателей подразделелений внутри организации. Это развитие, по их мнению, составило 37,04 %. 54,13 % отмечали освоение новых способов формирования списков публикаций и цитирований в рамках организации.
Для 68,75 % оказалась характерной оптимизация работы в РИНЦ на 29,63 %. В частности, 95,83 % респондентов отмечали совершенствование навыков размещения непериодических изданий в РИНЦ, 87,5 % навыков уточнения публикаций, 83,3 % навыков добавления публикаций в альтернативных форматах. Рост на 56,25 % способности обеспечивать контроль и формирование наукометрических показателей отмечался в 58,33 % случаев. По мнению 92,66 % респондентов, они освоили больший спектр факторов, влияющих на качество наукометрического анализа. 79,16 % испытуемых отмечали увеличение освоенного спектра методик получения аналитических показателей и статистических отчётов на 62,5 %. В частности, 58,33 % респондентов отмечали улучшение своих навыков оценки уровня журнала на основе цитирования опубликованных в нём статей, 95,83 % освоили систему ранжирования журналов по различным показателям, 87,5 % освоили методы кластеризации журналов по предметным рубрикам и использования Международного тезауруса (MeSH) с учётом тематического направления, оценки уровня пятилетнего импакт-фактора, самоцитируемости и авторитетности источников цитирования. Также за время проведения школы-семинара для 54,16 % респондентов связь умений работать с электронными базами данных и профессиональная успешность стала более очевидной. Таким образом, среднее изменение исследуемых параметров, по мнению испытуемых, составило порядка 44,93 %.
Заключение
Вышеприведённые данные позволяют сделать вывод о повышении субъективной оценки участниками школы тех знаний, умений, навыков в пространстве информационно-коммуникационного поля, которые являлись предметом развития. Фактор субъективных оценок и субъективной удовлетворённости результатами мероприятий, направленных на повышение владения библиометрическими инструментами, является неотъемлемой частью общей системы определения действенности таких программ. Дальнейшее его развитие возможно, во-первых, с привлечением значительно большего количества респондентов, что предполагает регулярное проведение наукометрических школ-семинаров, для возможности использования доказательных математических инструментов в обработке получаемых результатов. Во-вторых, с целью построения многоуровневой системы оценки и мониторинга результативности развивающих мероприятий необходимо сопряжение получаемых данным способом субъективных параметров с объективными, которые выявляются путём посттренировочного тестирования и отслеживания изменения библиометрических показателей прошедших обучение специалистов в режиме лонгитюда.