На сегодняшний момент на многих промышленных предприятиях различной отраслевой направленности России имеет место нехватка квалифицированных практико-ориентированных кадров, способных успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы. Выпускники высших учебных заведений не в полной мере могут восполнить кадровые потребности предприятий, так как срок адаптации молодого специалиста на производстве становится слишком большим, а работодатель тратит большие средства на послевузовское обучение молодого специалиста. Эта ситуация является причиной нарастающего противоречия между системой высшего профессионального образования и современным бизнесом и производством. В сложившейся ситуации в высшей школе надо менять классическую технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.
Новую технологию необходимо разрабатывать на основе практико-ориентированного обучения, за основу можно принять систему интегрированной подготовки специалистов, реализуемую успешно в ЮТИ ТПУ, Институт машиностроения «ЛМЗ-ВТУЗ» [3] и других, что должно способствовать повышению мотивированности студента на приобретение профессиональной компетентности и сокращению адаптации выпускников на производстве.
Можно выделить четыре подхода к практико-ориентированному образованию:
1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.
2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.
3. Создание в университете инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.
4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в университете.
«…Следует перенастроить всю систему профессионального образования. Очень многое можно заимствовать из собственного опыта, естественно, на новом уровне. Имею в виду что? Это и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений – втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип – обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки». Из послания Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года [4].
На протяжении долгого времени основным базовым предприятием и стратегическим партнером ЮТИ ТПУ было предприятие ООО «Юргинский машиностроительный завод». Однако изменения, проходящие в стране, переориентированность на нефтегазовую отрасль заставили пересмотреть и расширить перечень предприятий (различной отраслевой направленности) для прохождения практики и последующего трудоустройства. Для соответствия возрастающим требованиям к выпускникам кафедры сварочного производства со стороны предприятий различной отраслевой направленности, было принято решение о модернизации подготовки студентов направления 150202 «Оборудование и технология сварочного производства». Одной из животрепещущих тем модернизации высшей школы является повышение эффективности производственной практики [5].
В течение последних 5 лет на кафедре СП ЮТИ ТПУ проводится модернизация подготовки специалистов, ориентированных на одну промышленную отрасль, машиностроение к подготовке универсальных специалистов, способных работать в любой отрасли, поэтому проблема поиска и расширения мест прохождения производственной практики студентами ВУЗа, решается по следующими способами:
1. Систематическое экскурсионное посещение студентами международных выставок передовых достижений в области сварки и предприятий;
2. Прохождение практики на предприятиях различной отраслевой направленности соседних и удаленных регионов страны;
3. Смещение приоритета практики в сторону малых и средних частных предприятий в домашнем регионе и крупных компаний в удаленных регионах.
Выбранный курс модернизации подготовки доказал право на жизнь у студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» и успешно применяется для подготовки бакалавров по направлению 150700 «Машиностроение» рис. 1, 2.
Рис. 1. Количество студентов кафедры сварочного производства, прошедших практику (стажировку) на предприятиях, работающих в соседних и удаленных регионах страны
Рис. 2. География прохождения практики и трудоустройства выпускников кафедры СП ЮТИ ТПУ (составлено автором)
С 1.09.2013 года ЮТИ ТПУ перешел на реализацию программы прикладного бакалавриата, что дает возможность студентам быстро получить высокую квалификацию и приобрести навыки, востребованные на рынке труда.
Прикладной бакалавриат – это конечная квалификация, которая позволяет осуществить прямой выход на рынок труда и редко подразумевает дальнейшее обучение, хотя и не исключает его. Прикладной бакалавриат уже доказал право на жизнь и успешно реализуется в зарубежных странах: Финляндии, Нидерландах, Франции, Австралии [6]. Формирование профессионального инженера – долгий путь. В зарубежных странах получить звание «профессиональный инженер» можно через 4–7 лет после окончания вуза [7].
Наиболее близкой моделью к интегрированной системе обучения по мнению авторов [7] является дуальная система профессионального обучения, традиционная для ФРГ, немецкоязычной Швейцарии, Австрии и частично внедренная в Дании [8], что и легло в основу разработанной программы обучения студентов для реализации прикладного бакалавриата направления 150700 «Машиностроение», профиль «Оборудование и технология сварочного производства», представлена на рис. 3, использует наработанный опыт практической подготовки студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» [9].
Рис. 3. Интегрированная система подготовки (прикладной бакалавриат) [9]
В связи с выбранной спецификой подготовки ознакомительные учебные практики студенты 1 и 2 курсов проходят на предприятиях разной отраслевой направленности, с которыми заключены соответствующие договоры. Студенты 1 курса проходят практику на машиностроительных заводах, студенты 2 курса – в компаниях, работающих в нефтегазовой отрасли, студенты 4 курса проходят производственную практику, уже выбрав для себя приоритетное направление: нефтегазовое, машиностроение, энергетика; химической и т.д.
Прохождение производственных практик позволяет студентам не только приобрести необходимые данные для успешного выполнения ВКР (тематику которой студенты получают на 2 курсе и могут скорректировать в процессе обучения), но и на практике закрепить полученные теоретические знания в области сварочного производства.
Знакомство выпускников ТПУ с потенциальными работодателями осуществляется через [10]:
- прохождение практик на предприятиях различной отраслевой направленности;
- участие в ярмарках вакансий;
- посещение презентаций работодателей;
- просмотр вакансий работодателей на сайте института.
Результат эффективности работы, проводимой кафедрой сварочного производства, показан на рис. 4.
Рис. 4. Соотношение выпускников по годам и потребности в выпускниках кафедры СП предприятий
Представленная система подготовки квалифицированных специалистов не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы, она может быть основанием для дальнейшей разработки эффективных подходов к формированию интегрированного обучения «вуз – производство».