Мировые интеграционные процессы, необходимость реагирования системы высшего образования Республики Казахстан на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающая конкуренция и уровень требований работодателей обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования практически во всех отраслях.
Актуальность исследования заключается в том, что в рамках системы образования значительно усилена проблема формирования учебно-исследовательской культуры студентов. Вместе с тем исследователи отмечают недостаточное внимание к таким аспектам высшего образования, как учебно-исследовательская культура, научная и методологическая культура, индивидуальная субъектность, творчество, мобильность студентов, преподавателей и др.
Цель исследования: теоретико-практическое обоснование педагогических условий формирования у студентов культуры учебно-исследовательской деятельности.
Материалы и методы исследования
Учебно-исследовательская культура как образовательно значимое качество личности студента, позволяющее создать собственную систему учебно-исследовательской деятельности предполагает изменение отношения к учебному процессу вуза. Учебно-исследовательская культура как свойство индивида существует в различных формах – как высокая степень умений, как способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение); как некий итог саморазвития индивида, как форма проявления способности и индивидуального стиля учебной деятельности.
Учебно-исследовательская культура выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, ее нельзя сформировать, дав студентам учебное задание или включив его «в деятельность», он должен пройти через последовательность ситуаций близких к реальности и требующих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта. Таким образом, природа учебно-исследовательской культуры такова, что она хотя и является продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития студента, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования выявлено, что с целью обеспечения перехода от более низкого уровня формирования учебно-исследовательских умений студентов к более высокому уровню надо придерживаться следующих условий:
1. Наличие комплексной научной проблемы.
2. Активность ученого-педагога в разработке проблемы.
3. Связь теории с практикой.
4. Стимулирование творческого интереса студентов к теме исследования.
5. Сочетание индивидуального и коллективного творчества студентов.
6. Организация работы каждого студента с учетом его творческих способностей.
7. Участие студентов в научных конференциях.
8. Уровень творческих достижений студенческого лидера.
Наличие и соблюдение перечисленных условий ведет к формированию умений и навыков студентов в учебно-исследовательской деятельности. Итогом вовлечения студентов в исследовательскую деятельность является то, что обучающийся будет иметь возможность менять свои способы поведения в рамках изучаемых предметов и это приведет к пересмотру ценностей или сравнению ценностей, а как следствие – к обоснованию предпочтений. С другой стороны, «если обучающиеся механически будет воспроизводить прежние формы изучения предметов, то неизбежна постепенная деградация сознания», при этом возникнет потеря значимости знаний для обеспечения целостной социализации личности. Подсознательно изменится и система ценностей, на которых строится его мотивация к обучению [1].
Учение и исследование здесь совпадают, и это касается как студентов, через учение приступающих в университете к самостоятельному исследованию, так и профессоров, через исследование продолжающих свое никогда не кончающееся учение» [2].
На основе проведенного анализа соответствующей литературы были выделены признаки учебно-исследовательской деятельности:
- целеположенностъ (постановка новых постоянно меняющихся целей в оценивании сложившейся ситуации как условия, оказывающего влияние на принятие целей и т.п.);
- предметность (подчинение свойствам и отношениям преобразуемого в процессе исследовательской деятельности объективного мира. Одни понимают предметность деятельности как оперирование с предметом, как присвоение способов действия, закрепленных в общественных предметах, другие – как характеристику общественных форм организации человеческой деятельности») [3].
На основе выделенной закономерности и признаков нами была разработана структурно-содержательная модель формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов вуза (рисунок). В соответствии с основными концептуальными положениями, разработанная структурно-содержательная модель формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов, которая включает в себя: 1) социально-образовательные потребности и профессионально-ценностные ориентации вуза и личности; 2) принципы организации процесса формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов вуза; 3) содержание и педагогические условия реализации процесса формирования культуры учебно-исследовательской деятельности; 4) качественные и количественные результаты этого процесса. Таким образом, теоретические основания реализации в образовательной практике идеи формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов вуза представлены нами в трех аспектах: дидактическом, содержательном и методическом. В ходе исследовательской работы нами обозначены основные идеи по формированию учебно-исследовательской культуры у студентов:
- эффективность культуры учебно-исследовательской деятельности студентов вуза обусловлена мерой ее взаимодействия со всеми компонентами учебного процесса и организацией как системы, обладающей спецификой целей, результатов и логики развертывания во времени;
- в дидактической подготовке студентов является нецелесообразным деление исследовательской деятельности студентов на учебную (осуществляемую по учебному плана вуза) и научно-исследовательскую (которая не предусмотрена учебным планом.
Проанализировав работу по формированию культуры учебно-исследовательской деятельности обучающихся, мы учли психологические особенности их возраста. В связи с выделенными в работе психологическими особенностями обучающихся разных возрастных групп и анализом содержательно-процессуального компонента педагогического образования в системе обучения, ориентированной на формирование исследовательских способностей, на наш взгляд, необходимо выделить три уровня – праксиологический, технологический, методологический. При этом деятельность студента и деятельность преподавателя на каждом уровне системы обучения имеет свои содержательные и процессуальные особенности. Формирование культуры учебно-исследовательской деятельности в трехуровневой системе обучения является одним из условий эффективного развития. Особенность взаимосвязей всех уровней системы обучения состоит в том, что каждый предшествующий обуславливает основные характеристики последующего, его направленность и качество.
Исследования психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов) показали, что операционное введение в деятельность само по себе еще не обеспечивает реальную личную включенность в эту деятельность. Нужно учитывать персональную логику творческого развития студента и создать для него соответствующие условия. Иными словами, для оптимизации реального творческого процесса необходимо формирование для каждого студента индивидуальной зоны – зоны творческого развития. Зона творческого развития выступает в качестве условия продуктивной деятельности обучающегося [4].
Структурно-содержательная модель формирования УИД студентов вуза
В основе нашей модели использована «понятийная цепочка»: факт – проблема – исходные концептуальные положения – идея – замысел – гипотеза – ход – желаемый результат (таблица).
Содержание «понятийной цепочки» формирования культуры учебно-исследовательской деятельности
Понятийная цепочка |
Содержание работы по проблеме формирования УИД студентов |
Исходный факт |
Студенты вуза слабо владеют умениями УИД при объективной необходимости выполнения дипломного проекта, низкое качество выпускных квалификационных работ |
Проблема |
Как обеспечить высокий уровень владения студентами умениями УИД в дидактической подготовке? |
Ведущее концептуальное положение |
Вера в потенциальные исследовательские возможности каждого студента вуза |
Идея, замысел, ход |
Реализовать в дидактической подготовке студентов вуза принцип единства учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности, обеспечить на основе моделирования научных исследований в процессе обучения прочное овладение базовыми знаниями и исследовательскими умениями |
Желаемый (искомый) результат |
Прочное усвоение базовых предметных знаний, формирование культуры УИД студентов высокого уровня развития, высокое качество исполнения выпускной квалификационной работы |
Учитывая вышеизложенное, в ходе исследования выделили комплекс педагогических условий формирования учебно-исследовательской культуры, под которым понимается совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств обучения и материально-пространственной среды, направленных на решение сформированной цели.
Первое условие: креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями, создание оптимальных условий для творческой деятельности. Творческая деятельность в нашем исследовании выступает в качестве средства формирования исследовательских способностей обучающихся. Основываясь на исследованиях экспериментальной психологии и учитывая принцип дополнительности, мы считаем, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга, что «догадка», «озарение» возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса. Продукт творческой деятельности и процессы, его породившие, должны исследоваться в их внутренней взаимосвязи и разделяются только в абстракции. В связи с этим условием эффективного формирования исследовательских способностей обучающихся является оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения творческих задач.
Второе условие. Стимулирование исследовательской деятельности мы рассматриваем на личностно-смысловом уровне, как источник движения студента к более высокому личностному достижению, т.е. в основе стимулирования лежит личностно значимый мотив достижения. Обеспечивая переход достижений в личностно значимые, опираемся на идеи Л.П. Жуйковой: желание самой личностью новых достижений; переживание ею положительных эмоций в процессе реализации достижений; осознанное планирование и прогнозирование достижений; использование прошлого опыта как источника развития; уверенность личности в собственных силах, принятие на себя ответственности за собственные действия и решения; операциональная вооруженность личности. Инициирование перспективы личностного роста и перспективы перехода в ранг «студенческой элиты» происходит на моральном уровне, как поощрение, как признание группой компетентности, мастерства, работоспособности, самостоятельности, высокой креативности и других достоинств в научно-исследовательской работе студентов.
Третье условие. Применительно к процессу формирования культуры учебно-исследовательской деятельности управление рассматривается нами как целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив студентов и отдельного студента для достижения заданного результата. Результативность управления данным процессом обеспечивается выполнением определенных функций: формулирование этапных целей процесса формирования указанного качества; установление исходного уровня, состояния сформированности исследовательских способностей; разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса формирования исследовательских способностей; получение по определенным критериям и показателям информации о состоянии изучаемого процесса (обратная связь); переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в формирующий процесс корректирующих воздействий.
Анализируя особенности прямого и косвенного управления формированием способностей исследовательской деятельности, мы отмечаем, что продуктивность данного процесса возрастает при его организации на основе косвенного управления посредством подбора определенных заданий. Проблемные учебно-исследовательские задания опосредованно воздействуют на ход мыслительной деятельности студентов, в отличие от прямого управления, когда ход мыслительных процессов жестко и однозначно определяется непосредственными указаниями педагога или предписаниями алгоритмического типа. Косвенное управление исследовательской деятельностью студентов может не сразу дать положительный эффект, потому, что формирование культуры учебно-исследовательской деятельности у студента вуза происходит гораздо интенсивнее при косвенном управлении данным процессом.
Четвертое условие предполагает новые информационные технологии, которые активно используются в высшем образовании. Потому что компьютерные технологии позволяют сделать обучение более интересным и эффективным, кроме того, студенты должны работать в условиях неограниченного доступа к информации. Это позволяет использовать информационные технологии в качестве инструмента, расширяющего образовательную среду, способного создать единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса. Сетевые Интернет-проекты (телекоммуникационные проекты) – метод, решающий данные задачи, которые можно использовать для научно-исследовательской работы студентов.
В качестве критериев сформированности культуры УИД студентов вуза понимается совокупность объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику ее состояния. Опираясь на них, можно выявить ее существенные свойства, меру проявления в деятельности и выделить следующие составляющие:
- эффективность УИД студентов (показатели полнота, прочность, осознанность и освоенность УИ знаний);
- направленность студентов на осуществление УИД; характеристика решения УИ задач (по показателям: осознанность решения, обобщенность, нестандартность);
- отношение студентов к УИД; умение студентов заниматься самообразованием; инновационная готовность к УИД; креативность;
- фундаментальной основой и показателем культуры учебно-исследовательской деятельности является владение студентами исследовательским методом. Исследовательский метод составляет основу творческой самореализации студентов в учебно-исследовательской деятельности и творческого саморазвития в ней;
- составляющие интеллектуальной культуры: исследовательский тип мышления; исследовательское поведение, способность; интеллектуальный потенциал; исследовательская деятельность;
- собственный стиль, подход, самостоятельно выработанная «система».
Эффективность процесса овладения студентами культурой учебно-исследовательской деятельности осмысливалась на основе мониторинга.
В основу мониторинга был положен системный подход, составивший методолого-теоретическую основу вариативных экспериментов, которые могут быть описаны системно как целостные образования. Ими являются учебно-познавательная деятельность, личность студента, диалог, которые рассматривались как системы – открытые, гетерогенные, способные к совершенствованию и саморазвитию с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости.
Выводы
В процессе мониторинга поэтапно отслеживалась динамика овладения: индивидуальным стилем мышления, деятельности общения; методологической культурой; информационной культурой; креативной культурой, а также их содержательно-структурными компонентами [5].
Как целостный, многомерный феномен культура учебно-исследовательской деятельности студентов реализуется в личностно-ценностном пространстве в совокупности с методологической, интеллектуальной, информационной, креативной культурой. Здесь следует еще раз подчеркнуть, что уровень культуры учебно-исследовательской деятельности определяет ее качество и качество процесса познания в целом.