Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

TRAINING OF TEACHERS OF MEDICAL SCHOOL TO HEURISTIC TRAINING OF STUDENTS

Osadchuk O.L. 1 Lopanova E.V. 1
1 Omsk State Medical Academy
Статья содержит обобщение опыта подготовки преподавателей медицинского вуза к эвристическому обучению студентов. Рассматриваются организационные формы, методы, приемы эвристического обучения. Приводятся результаты изучения готовности преподавателей, прошедших переподготовку по программе «Преподаватель высшей школы», к выстраиванию учебного процесса в вузе как процесса обучения эвристического типа.
Article contains generalisation of experience of preparation of teachers of medical high school to heuristic training of students. Organizational forms, methods, receptions of heuristic training are considered., passed retraining under the program «Teacher of the higher school», results of studying of readiness of the teachers are resulted in forming of educational process in high school as process of training of heuristic type.
creative abilities
heuristic training
1. Bogoyavlenskaya DB. Psikhologiya tvorcheskikh spo­sobnostey: ucheb. posobie / D.B. Bogoyavlenskaya. M.: Akademiya, 2002. 320 р.
2. Bulanova-Toporkova M.V. Pedagogika i psikhologiya vysshey shkoly [Tekst]: ucheb. posobie / M.V. Bulanova-Toporkova. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002. 544 р.
3. Derkach A.A. Akmeologiya: ucheb. / A.A. Derkach. M.: RAGS, 2002. 650 р.
4. Kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie v meditsinskom vuze [Tekst]: Uchebno-metodicheskoe posobie / A.I. Artyukhina, N.A. Getman, M.G. Golubchikova, E.V. Lopanova, T.B. Rabochikh, N.N. Rybakova; pod red. E.V. Lopanovoy. M.: FLINTA: Nauka, 2013. 256 р.
5. Khutorskoy A.V. Didakticheskaya evristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [Tekst] / A.V. Khu­torskoy. M.: Izd-vo MGU, 2003. 416 р.

Ориентация современного высшего медицинского образования на гуманистическую, личностно развивающую парадигму побуждает преподавателей к переходу от узкоспециальной подготовки будущих врачей к развитию у них профессионально важных качеств и способностей, в том числе – творческих способностей. Творческие способности характеризуют готовность человека к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления. Как справедливо указывает А.А. Деркач, врач действует в условиях проблемной нестандартной ситуации, заданной неповторимостью организма и личности пациента, поэтому творчество не является побочным продуктом врачебной деятельности, оно сама ее сущность [3].

Цель исследования: определение теоретических и методических подходов к подготовке преподавателей медицинского вуза к эвристическому обучению студентов.

Психологи связывают творческие способности прежде всего, с особенностями мышления. В частности, Д.Б. Богоявленская указывает, что в основе творческого мышления лежит дивергентный тип мышления, который характеризуется следующими основными особенностями: быстрота (способность высказывать максимальное количество идей); гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей); оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи); законченность (способность совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид) [1].

Люди, обладающие дивергентным типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими, на ᴨервый взгляд, ничего общего.

Потребность в развитии у студентов медицинского вуза творческих способностей влечет за собой необходимость широкого использования в учебном процессе методов эвристического обучения. Это объясняется тем значительным развивающим потенциалом, которым, согласно представлениям А.В. Хуторского, обладает эвристическое обучение в сравнении с другими типами обучения [5].

Во-первых, эвристический подход к учебному процессу позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует педагога и обучающегося на получение неизвестного им заранее образовательного результата. В эвристическом обучении обучающийся не просто усваивает готовые знания, а самостоятельно конструирует их в изучаемых предметах. Созданный обучающимся продукт деятельности (гипотеза, идея, версия, схема, сочинение, поделка и т.п.) с помощью педагога сопоставляется с культурно-историческими аналогами – известными достижениями в соответствующей области. В результате обучающийся переосмысливает, достраивает, драматизирует свой образовательный результат. Поэтому под эвристическим обучением понимается обучение, ставящее целью конструирование обучающимся собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Таким образом, содержание эвристического обучения включает в себя две части: инвариантную, внешне задаваемую и усваиваемую обучающимся, и вариативную – создаваемую каждым обучающимся в ходе обучения.

Во-вторых, объектами поисковой познавательной деятельности обучающихся в эвристическом обучении являются не только проблемы, но и индивидуальный личностный потенциал обучающихся, их эмоциональные, волевые, креативные, когнитивные, рефлексивные процессы и различные виды деятельности.

В-третьих, эвристическое обучение основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных «правильных» ответов. Поэтому эвристическая деятельность обучающихся не предполагает их предварительных умений действия по образцу. Вследствие этого получаемые обучающимися образовательные результаты оказываются различными по степени творческого самовыражения.

В-четвертых, эвристическое обучение универсально и применимо при изучении всех учебных дисциплин.

Как указывает М.В. Буланова-Топоркова, учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой у обучающегося целенаправленно развиваются способности:

  • понимать методы продуктивной учебной деятельности, творчески копировать их и обучаться при этом на своем и заимствованном опыте;
  • систематизировать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных учебных действий;
  • адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты;
  • планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических операций;
  • формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций с последующей их логической проверкой [2].

В то же время, несмотря на значительный развивающий потенциал эвристического обучения, следует констатировать, что его организация является сегодня одним из слабых мест в практике высшего медицинского образования. Как показывают результаты проведенного нами опроса, около 70 % преподавателей медицинского вуза отмечают затруднения в выборе и реализации форм и методов эвристического обучения студентов. Одним из возможных путей решения данной проблемы, с нашей точки зрения, является целенаправленная подготовка преподавателей медицинского вуза к организации учебного процесса эвристического типа.

С целью решения данной проблемы в реализуемую в Омской государственной медицинской академии образовательную программу профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» включена подготовка преподавателей к организации эвристического обучения студентов. Данная подготовка направлена на формирование у преподавателей одной из составляющих профессионально-педагогической компетенции – способности и готовности проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе.

Отразим инновации в содержании профессиональной переподготовки преподавателей по данной программе. Так, в содержание учебной дисциплины «Компетентностно-ориентированные образовательные технологии в высшей медицинской школе» включена тема «Технология эвристического обучения в вузе», в рамках которой преподаватели знакомятся с методологическими и психологическими основами эвристического (креативного) обучения, рассматривают содержание эвристического образования, изучают методы и формы организации эвристического обучения в вузе, осваивают процедуру эвристического обучения студентов. В рамках изучения учебной дисциплины «Проектная деятельность в профессиональном медицинском образовании» преподаватели выполняют задания, связанные с конструированием содержания учебных пособий по преподаваемой учебной дисциплине, предназначенных для эвристического обучения студентов. Спецификой таких учебных пособий является наличие заданий, организующих эвристическую деятельность студентов. Объем информационного материала в эвристических учебных пособиях составляет около 30 % от его общего объема, при этом объем деятельностно ориентированного материала увеличен в 4-5 раз по сравнению с традиционным учебным пособием. Учебная дисциплина «Организация самостоятельной учебной работы студентов» предполагает разработку преподавателями заданий эвристического типа к самостоятельной учебной работе студентов, которые позволяют будущим врачам научиться решать нетиповые поисковые учебные задачи, выходящие за пределы известного образца, на основе ранее накопленного ими опыта.

Одной из тем учебной дисциплины «Технологии оценивания учебных достижений студентов», предлагаемой для изучения преподавателям, проходящим переподготовку по программе «Преподаватель высшей школы», является тема «Технология портфолио». Изучение данной темы дает основание преподавателям включить в перечень критериев оценивания учебных достижений студентов параметры их личностного развития. Результатом изучения преподавателями этой темы служит разработанная и реализуемая в учебном процессе вуза критериальная шкала для анализа работ студентов, учитывающая их «творческость». Данная шкала включает следующие параметры: оригинальность работы; уровень профессионализма, проявленного при выполнении работы; полезность и значимость работы для автора и для других людей; трудоемкость работы; качество оформления работы.

В портфолио отбираются материалы, позволяющие судить о произошедших в студентах за время обучения изменениях (фиксируются достижения, факты, которые оттеняют индивидуальность, самобытные черты личности студентов). Таким образом, количественные данные о результатах обучения студентов дополняются качественной характеристикой: тематикой их творческих работ, уровнем развития креативности как профессионально важного для врача личностного качества, рейтинговыми и иными показателями успешности обучения.

Приведем примеры эвристических заданий для преподавателей, изучающих учебную дисциплину «Психология студенческого возраста». Задания сгруппированы по доминирующим видам эвристической деятельности преподавателей: когнитивной, креативной, оргдеятельностной.

Эвристические задания когнитивного типа. Научная проблема: докажите психологическую закономерность проявления типов темперамента студентов в процессе обучения; предложите версию плана проведения учебного занятия в вузе на основе индивидуализации обучения студентов. Исследование объекта: определите тип дифференциации обучения вузе в приведенных примерах. Структура: проведите диагностику индивидуальных психофизиологических особенностей студентов и составьте психолого-педагогические рекомендации по созданию условий для обучения студентов с учетом их психофизиологических особенностей. Опыт: установите индивидуальные психофизиологические особенности (типа темперамента, ведущий канал восприятия, доминирующее полушарие головного мозга) студентов с помощью предложенных методик. Восстановление» истории: объясните возможные причины описанных конфликтных ситуаций в учебном процессе. Доказательство: подберите относительно каждой из описанных конфликтных ситуаций наиболее продуктивные стратегии поведения. В соответствии с выбранными стратегиями поведения обоснуйте конкретные действия всех возможных участников конфликта. Общее в разном: сравните показатели обучаемости и обученности студентов.

Эвристические задания креативного типа: Сделай по-своему: дайте определение изучаемому понятию. Образ: составьте схему «Алгоритм индивидуализации обучения студентов на основе учета их психофизиологических особенностей». Эмпат: опишите, как происходит развитие самосознания в ходе профессионального самоопределения студентов в юности. Жанры текста: проведите интервью (опрос) студентов по проблеме организации их самостоятельной учебной работы в вузе; напишите научную статью по результатам опроса студентов; напишите стихотворение, очерк, трактат, сочинение-эссе о своем вузе. Составление: составьте словарь, кроссворд, викторину, задания к самостоятельной работе студентов, сценарий занятия. Изготовление: составьте рекламу научного кружка для студентов, оформите ее в виде объявления, листовки, буклета, открытки.

Эвристические задания оргдеятельностного типа. Цели: предложение разработать цели своих занятий по каждому из разделов (тем) изучаемого курса. Планы: предложение составить индивидуальную программу занятий по курсу. Выступление: предложение составить методическую разработку занятия и провести показательное занятие. Рефлексия: предложение осознать результаты своей деятельности на протяжении определенного периода времени. Оценка: предложение подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период времени.

Необходимо подчеркнуть, что для того чтобы преподаватели были готовы выстраивать учебный процесс в вузе как процесс обучения эвристического типа, процесс их профессиональной переподготовки должен быть организован как процесс обучения эвристического типа. В таком учебном процессе может применяться система эвристических форм организации обучения, среди которых: эвристическая лекция – форма организации обучения, при которой педагог помогает обучающимся путем организации диалога создавать новые знания; проблемная лекция, предусматривающая создание педагогом последовательности проблемных ситуаций и их максимально самостоятельного разрешения обучающимися; лекция-дискуссия, в которой освоение материала обучающимся организуется в общении, полемике друг с другом и с педагогом; семинар – деловая игра, являющаяся имитацией трудового процесса, упрощенным воспроизведением реальной профессиональной ситуации; семинар – организационно-деятельностная игра, предусматривающая организацию коллективной мыследеятельности обучающихся на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех обучающихся в процессе их анализа; семинар – заседание экспертной группы – дискуссия обучающихся с заранее назначенным председателем, при которой участники группы вначале обсуждают намеченный вопрос, а затем излагают свои позиции; семинар-дебаты – формализованное обсуждение вопросов темы, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) обучающихся; семинар – защита творческих работ – выполненных обучающимися педагогических проектов (рабочих учебных программ дисциплин, дидактических тестов, комплексов заданий к самостоятельной работе студентов и т.п.); семинар – педагогическая студия – форма организации обучения, представляющая собой лабораторию творческих замыслов обучающихся преподавателей, презентации и обсуждения их инновационных идей по совершенствованию учебного процесса в вузе и др. [4].

Педагогическим инструментарием реализации креативно ориентированных форм организации обучения преподавателей могут служить распространенные в настоящее время в практике высшего образования методы компетентностного обучения: метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую) и предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных действий по решению той или иной проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, а также презентацию результатов работы; «мозговой штурм» – метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения; кейс-метод – метод коллективного анализа реальных ситуаций, интегрирующий в себя различные приемы развивающего обучения [4].

Эвристические методы обучения, предложенные А.В. Хуторским [5]: метод эвристических вопросов, когда педагог вместо сообщения обучающимся готовых знаний побуждает их прийти к новым понятиям и выводам; метод символического видения, заключающийся в отыскании или построении обучающимися связей между объектом и его символом; метод образного видения, при котором образовательный продукт как результат наблюдения обучающимися выражается в словесной или графической образной форме; метод фактов, целью которого является поиск фактов, отличие их от нефактов. Опыт показывает, что обучающимся непросто отличить то, что они видят, слышат, чувствуют, от того, что они думают; метод эвристического наблюдения, являющийся подготовительным этапом в формировании теоретических знаний, способом их добывания из реальности бытия; метод эмпатии (вживания) – «вчувствование» обучающихся в состояние другого человека или объекта; метод конструирования правил, когда изучаемые в курсе правила могут быть созданы, «открыты» обучающимися; метод гипотез, при котором обучающимся предлагается сконструировать версии ответов на поставленный педагогом вопрос; метод прогнозирования, отличающийся от метода гипотез тем, что он применяется к реальному, планируемому процессу; метод ошибок, предполагающий конструктивное использование ошибок для углубления знаний; метод агглютинации, при котором обучающиеся соединяют несоединимые в реальности качества, части объектов познания; метод гиперболизации – увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества; метод «Если бы...» – обучающимся предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, и др.

Обозначенные выше методы реализации эвристического обучения применимы с соответствующим преобразованием к любой учебной дисциплине, как в единичном порядке, так и в совокупности. Организация обучения по данной технологии способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и позволяет формировать операциональные умения, являющиеся составной частью профессиональных компетенций.

Практика реализации в течение 5 лет в Омской государственной медицинской академии образовательной программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы», включающей подготовку преподавателей к организации эвристического обучения студентов, подтвердила адекватность и эффективность технологии эвристического обучения для реализации ФГОС ВПО. Проведенное нами анкетирование преподавателей, проходящих переподготовку по программе «Преподаватель высшей школы», продемонстрировало их значительный интерес и потенциальную готовность к внедрению в свою образовательную практику эвристического обучения студентов. Так, около 25 % преподавателей указали, что готовы применять систему эвристического обучения целиком, большинство – отдельные ее элементы, лишь 10 % – не принимают данный подход к организации обучения в вузе.

Качественный анализ результатов анкетирования выявил, что прошедшие переподготовку преподаватели в значительной степени ориентированы на творческое освоение студентами образовательных стандартов. Они стали уделять больше внимания целеполаганию, рефлексии и самооценке деятельности студентов по своим предметам; применению методов сопровождающего обучения. Наиболее используемыми преподавателями методами эвристического обучения студентов оказались: мозговой штурм (62 %), защита творческих работ (54 %) и взаимообучение (42 %). Из анализа данных анкетирования следует, что преподавателей интересуют: эвристическая образовательная ситуация (53 %); проведение научных недель, эвристических олимпиад и погружений (47 %).

Заключение

Таким образом, итоги анкетирования определили потенциальную готовность преподавателей, проходящих переподготовку по программе «Преподаватель высшей школы», к внедрению эвристического обучения в учебном процессе медицинского вуза.

Следует подчеркнуть, что, безусловно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное обучение, но использовать его в качестве органичного дополнения к традиционным технологиям обучения в вузе для развития творческих способностей будущих врачей можно и нужно.